«В бизнесе я рисковал своими интересами, а на госслужбе — репутацией»
В свой 46-й день рождения Игорь Клепинин получил по-настоящему долгожданный подарок — его назначили на должность уполномоченного при губернаторе по защите прав предпринимателей. Фактически на этом месте он работал больше года, еще не имея официальных корочек. Клепинин — один из самых известных коммерсантов области, несколько лет возглавлял комиссию городской Думы по экономической политике, предпринимательству и собственности. О том, как теперь он будет писать закон об омбудсменах «под себя», почему у власти нужно отобрать деньги на помощь бизнесу, чьи интересы будет лоббировать особенно активно и как кошмарят бизнес на местах — в эксклюзивном интервью Игоря Клепинина «URA.Ru».
— Игорь Юрьевич, прежде всего, мои поздравления — и с назначением, и с днем рождения.
— Спасибо.
Свой день рождения Игорь Клепинин отпраздновал «без отрыва от производства». От бизнес-сообщества подарки вручал лидер регионального РСПП Сергей Муратов
— Почему так долго шли согласования? Ведь о введении должности уполномоченного стало известно еще года полтора-два назад, Ваша фамилия как кандидата на этот пост звучала изначально, но все свершилось только сейчас.
— Введение должности уполномоченного по защите прав предпринимателей полностью было возложено на регионы. Наша область, как известно, дотационная, на бюджет ложилась дополнительная финансовая нагрузка. Если бы на регионы не возложили обязанности по содержанию института уполномоченных, везде все было бы реализовано уже давно. В Карелии сегодня возникла ситуация: губернатор продвигает введение института уполномоченного, депутаты не соглашаются — они считают, что это должна быть общественная должность, а не государственная. У нас тянули до последнего: время «Ч» было 31 декабря 2013 года. Закон об уполномоченном был принят только 26 ноября, 3 декабря его подписал губернатор (экс-глава Зауралья Олег Богомолов. — ред.). С этого момента, по сути, и началось формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей.
— Но в работу в качестве бизнес-омбудсмена Вы включились задолго до принятия закона и тем более Вашего назначения. Не было опасения, что в последний момент место займет кто-то другой?
— Согласование моей кандидатуры в Москве прошло быстро. Никаких подковёрных игр, интриг не было. За подписью губернатора Олега Богомолова полтора года назад ушло представление на меня на имя федерального уполномоченного Бориса Титова. Борис Юрьевич согласовал мою кандидатуру, а потом начались отсрочки. Я понимаю, что Олег Алексеевич оттягивал решение только потому, что это хоть и небольшая, но дополнительная нагрузка на бюджет. Но в работу я действительно включился раньше.
— В разработке закона об уполномоченном по защите прав предпринимателей Вы участвовали?
— Да, но не все наши предложения были учтены, и сейчас мы будем дорабатывать закон. К моменту принятия творчески с ним никто не поработал. Сейчас это шаблонный документ. Мы будем совместно с правительством его дорабатывать.
— Что именно нуждается в доработке?
— В законе многое непонятно. Будут раскрываться полномочия, прописываться какие-то технические моменты. Сейчас, например, мы даже не имеем права иметь свой бланк. То есть никакого письма как уполномоченный я не могу направить. Это нонсенс.
— Только за подписью губернатора?
— По сути дела, да. Вроде бы мы и самостоятельный институт, но не имеем своего делопроизводства. Будем дорабатывать эту позицию. Мы должны разработать положение об общественных уполномоченных. Наша задача — в каждом районе открыть общественные приемные, где будут приниматься жалобы от предпринимателей. Затем они будут стекаться к региональному уполномоченному, но предварительно их уже проработают на местах.
С председателем комитета регионального парламента по экономической политике Евгением Кафеевым бизнес-омбудсмену теперь придется работать наиболее тесно
— В ряде регионов, насколько мне известно, в помощь уполномоченным создаются экспертные советы. Вы планируете это делать?
— Да, у уполномоченного по защите прав предпринимателей должна быть общественная площадка. Она создается для того, чтобы каждая жалоба проходила некую общественную экспертизу. В этот совет войдут представители региональных общественных организаций предпринимателей. Они смогут оценивать жалобу с моральной, этической точек зрения. Ведь у нас есть люди, которые жалуются, скажем, на органы власти, но сами при этом не соблюдают закон: не платят налоги и т.д. Экспертный совет даст оценку таким жалобщикам и рекомендацию уполномоченному: принимать жалобу к исполнению или нет. Другое дело — аппарат уполномоченного: он должен оценить информацию с точки зрения закона. На основании этих двух позиций уполномоченный и должен будет принимать окончательное решение — либо отказать в поддержке, либо встать на защиту предпринимателя.
— Кто войдет в этот совет? На слуху буквально две-три организации...
— «Деловая Россия», «Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Ассоциация молодых предпринимателей — организации у нас есть. Кроме того, незамеченным сегодня остается Вольное экономическое общество, которое возглавляет доктор экономических наук Сергей Орлов. Это умы, которые тоже нужно привлекать к совместной работе.
— В какие сроки планируете создать этот совет?
— Думаю, до сентября сможем все организовать. Первоочередная задача для нас — создание института общественных уполномоченных и организация общественной экспертизы.
— Если бы в Вашей должности не было слова «защита», поле Вашей деятельности было бы шире? То, что Вы призваны именно защищать, не ограничивает Вас?
— Нет, надо понимать, что есть право, а есть обязанность. Если мы будем говорить лишь о правах, забывая при этом об обязанностях предпринимателей, крен будет только в одну сторону. Мы не должны забывать, что каждый предприниматель должен быть и социально ответственным, работать не только на свое благо, но и что-то привносить в экономику региона. Поэтому защищать мы должны и другую сторону...
— Интересы общества?
— Конечно.
С бывшими коллегами по Курганской городской Думе Игорю Клепинину теперь придется взаимодействовать в новом статусе: Игорь Прозоров (слева) и Иван Камшилов (позади) успешные политики и предприниматели
— Какие-то жалобы от предпринимателей уже поступали Вам?
— Да. По сути дела, работа началась с момента согласования моей кандидатуры. Полтора года мы работаем в этом режиме, но раньше — на общественных началах.
— Какого рода жалобы?
— Все разные, выделить отдельные направления пока сложно. Могу сказать, что мы получили хорошую поддержку со стороны прокуратуры Курганской области. После подписания соглашения федерального уполномоченного с Генеральным прокурором России Юрием Чайкой реакция на наши обращения молниеносная. У нас была жалоба от предпринимателя из Звериноголовского района. Трудовая инспекция выявила у него нарушения, ему грозил штраф порядка 30 тыс. рублей — для села это все равно, что закрыть бизнес. Мы обратились в прокуратуру, ограничились представлением.
— Но ведь закон он нарушил?
— Да, мы с ним провели разъяснительную беседу. Понимаете, сегодня мы находимся посередине между предпринимателями и органами власти. Мы —буфер, регулирующий отношения между бизнесом и властью. Связующего звена до сих пор не было. У нас сегодня системная проблема — получить в органах власти какие-то разрешения, пройти согласования. Административные барьеры колоссальные. Рядовые исполнители принимают решение так, как считают нужным, а руководитель, подписывающий документ, по факту является только номиналом.
Удостоверение уполномоченного при губернаторе по защите прав предпринимателей Игорь Клепинин получил из рук первого заместителя главы региона Сергея Путмина
— Не получится так, что в Вашей работе будет поворот в сторону интересов власти? Как-никак у Вас должность государственная, и подчиняетесь Вы губернатору.
— Нет, такого не будет. Более того, мы планируем, может быть, на базе нашего будущего экспертного совета создать общественный центр «Бизнес против коррупции», куда, кроме предпринимателей, войдут представители федеральных органов власти, но только в качестве наблюдателей.
Мы должны понимать, что предприниматель работает ради получения выгоды. Соответственно, если ему не будут созданы условия, если на него давят административные барьеры, налоговое бремя и т.д., он не будет заниматься бизнесом. Причем основная проблема — в организации работы муниципальных органов власти, в федеральных-то система отстроена.
— То есть сегодня бизнес кошмарят на местном уровне?
— Скажем так, проблемы есть. Но муниципалы тоже зажаты в определенные рамки. У них выхода другого нет. Нужна муниципальная реформа, нужно пересматривать налоговую политику. Бюджет города у нас сегодня формируется за счет подоходного налога и продажи имущества, которое уже заканчивается. Чтобы иметь достаточную базу с подоходного налога, нужно легализовывать предпринимателей, и это начинают делать. Но федералы тут же увеличивают страховые взносы. Предприниматели ушли в тень. Подоходный налог упал. В таком случае должно идти какое-то возмещение потерь. Может быть, на муниципальный уровень нужно передать еще и другие налоги, тот же транспортный налог — дороги-то нам надо восстанавливать. Пока мы не поймем, что предпринимателю должно быть комфортно работать, проблемы останутся. Власти должны понимать, что бизнес зарабатывает деньги не только для себя, но и для муниципалитета. Не хватает денег для пенсионного обеспечения? Но почему нужно проблему решать за счет малого бизнеса? Да, есть программы, есть софинансирование, субсидирование, фонды. А почему реальный бизнес не видит поддержки от государства? Имеющаяся поддержка сегодня невелика. Направьте дешевые кредиты в реально действующие производства. От «Деловой России» мы внесли инициативу в адрес врио губернатора Алексея Кокорина о создании регионального банка.
— Об этом, кстати, уже неоднократно говорилось в бизнес-среде...
— Сегодня предприниматель один на один решает с банками свои вопросы. Но в коммерческих банках — дорогие деньги. У начинающих предпринимателей с инвестиционными деньгами сразу возникают проблемы. У них ничего за душой, и никто в банке не будет даже рассматривать их заявки — они не подходят по требованиям внутреннего регламента кредитного учреждения.
— Но ведь у нас была попытка создания регионального банка «Курган», который сейчас полностью находится в частной собственности. Насколько вероятно создание нового банка?
— Я считаю, должен сработать принцип государственно-частного партнерства. Если эту модель создать, и если бизнес вложит в этот банк деньги, станет его акционером, как и правительство Курганской области, усилия будут оправданы. Посмотрите, мы получаем от государства финансовую помощь на поддержку предпринимательства — на Зауралье порядка 400 млн рублей. Раздавать эти деньги должен не областной департамент экономики или муниципалитеты, а банк. Это — функции кредитного учреждения. Сегодня деньги раздаются, а результат — как из пушки по воробьям стрелять. Пусть банк этим занимается, пусть он смотрит, насколько прозрачен бизнес, пусть выезжает на место и т.д. Главное — в этом банке кредиты должны быть «дешевыми», доступными для бизнеса.
Сегодня предпринимателям, особенно начинающим, приходится искать средства на развитие бизнеса в собственных карманах — банковские кредиты неподъемны. «Для этого нужно создавать региональный банк», — уверен бизнес-омбудсмен
— С назначением на должность бизнес-омбудсмена Вы планируете уйти из «Деловой России»?
— С поста председателя регионального отделения я ушел в марте прошлого года. Но остался сопредседателем, из организации не ухожу. По линии «Деловой России» мы договорились о подписании соглашения со всеми предпринимательскими организациями, их региональными отделениями о сотрудничестве. Институт уполномоченного заинтересован в объединении всех предпринимателей, создании единого бизнес-пространства.
— Из бизнеса не жалко было уходить? Все-таки госслужба — это совсем иное...
— У меня есть желание систематизировать работу власти и бизнеса, наладить сотрудничество между ними. В бизнесе за свой конкретный участок отвечаешь, рискуешь своими интересами. Здесь рискуешь своей репутацией, вместе с тем, здесь больше творчества, океан эмоций. Возьмем, к примеру, любую проблему: тебе она может показаться мелкой, а для кого-то от ее решения зависят судьба предпринимателя и всего его дела. Если удается кому-то помочь, получаешь огромное удовлетворение от этого!
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!