«Либо мне придется признаться в том, чего не совершал, либо умереть»
В екатеринбургском СИЗО-1, возможно, не без помощи сотрудников изолятора умер курганский авторитет Катайчик. Так считают обратившиеся в нашу редакцию читатели. Сегодня подследственные и их родные между собой с содроганием обсуждают подробности издевательств и пыток и заявляют, что «туда увозят специально, чтобы „ломать“ людей». Некоторые готовы идти на крайние меры, если их вдруг отправят в Екатеринбург. Как на обвинения смотрят в Федеральной службе исполнения наказаний, почему екатеринбургское СИЗО-1 называют «законодателем пыточных мод» и по какой причине в деле всплыло имя бывшего первого замгубернатора Зауралья Александра Бухтоярова — читайте в материале «URA.Ru».
По результатам заключения судебно-медицинской экспертизы «Катайчик» совершил самоубийство
13 ноября 2013 года в екатеринбургском СИЗО-1 скончался 35-летний курганец Алексей Катайцев по прозвищу Катайчик. Источники агентства рассказали, что несколько лет назад он прославился тем, что силой забирал деньги у наркоторговцев. Мужчину подозревали в совершении ряда преступлений, в частности, в убийстве Валерия Дегтярева в 2012 году. Сначала Катайцев содержался в курганском следственном изоляторе, в октябре его этапировали в екатеринбургский СИЗО-1. Сделано это было для того, чтобы, якобы, люди, в отношении которых он давал показании о причастности к преступлениям, не расправились с ним. Спустя месяц Катайчика обнаружили в амере мертвым.
По официальной версии, он повесился на простыне, написав перед этим предсмертную записку. Но его мать Нина Катайцева с трудом верит, что сын мог покончить с собой. «В то, что написано на обороте предсмертной записки, что СИЗО не виновен, я не верю. Может быть, он в отчаянии написал или его заставили это написать (в конце первой страницы Алексей написал „все пока“ и поставил свою подпись, а потом на обороте листа дополнил свою записку словами о том, что он не винит СИЗО, а все претензии высказывает только следователям, — ред.). Если СИЗО не виновен, кто тогда виновен? Они же под охраной находятся там», — задала резонные вопросы мать покойного.
Тело 35-летнего Алексея Катайцева было обнаружено в одной из камер СИЗО-1 Екатеринбурга 13 ноября 2013 года
С февраля 2014 года брат Катайчика Андрей тоже находится в СИЗО, пока в курганском. Парня задержали как возможного организатора преступной банды. Ему и его приятелям вменяется совершение ряда преступлений. В том числе зверское убийство курганской предпринимательницы Натальи Аминовой и ее 8-летней дочери, совершенное в январе 2012 года. Еще одно преступление, к которому, по версии следствия, причастен Андрей и его знакомые, — разбой, групповое нападение на квартиру мужчины, занимавшегося распространением наркотиков. Предположительно, сообщникам удалось добыть около 80 тыс. рублей. Любопытно, что следствие по этому делу ведет следователь СУ СКР по УрФО Игорь Ощепков, который, к слову, занимался делом экс-первого заместителя губернатора Зауралья Александра Бухтоярова.
Приятель Андрея Катайцева Александр Добрыдин, который тоже якобы входил в банду, с мая находится в курганском СИЗО. В разговоре с журналистом «URA.Ru» он сказал, что отрицает все обвинения. Его адвокаты Наталья Мальсагова и Елена Артюхова при личной встрече сделали аналогичное заявление. Между тем, опасаясь той же участи, что постигла Алексея Катайцева, Александр Добрыдин, узнав, что его должны этапировать в Екатеринбург, вскрыл себе вены. Он не скрывает, что сделал это только для того, чтобы оказаться в «больничке» (в закрытом лечебно-исправительном учреждении). «Да, я сам вскрыл вены, потому что я понимаю, что, если меня увезут из Кургана, — это будет билет в один конец. Оттуда мне не вернуться. Либо мне придется признаться в том, чего я не совершал, либо умереть от пыток», — сказал Александр.
Для суицида Алексей Катайцев, согласно официальным выводам экспертов, использовал простыню
История о том, как закончилась жизнь Катайчика, его настораживает. «Говорят, он покончил с собой. Хотя я сомневаюсь в этом. Но на то были, значит, какие-то причины, — считает Александр Добрыдин, который лично ездил за телом Алексея Катайцева. — Как раз в момент, когда все произошло, видеокамеры почему-то не работали. Когда мы забирали тело, оно все было синее, в шишках. На ногах были отпечатки прищепок, через которые электроток пускают».
По словам Добрыдина, попасть в екатеринбургский СИЗО боятся все. «Туда увозят специально, чтобы „ломать“ людей. Неоднократно было, что человек туда уезжал и либо признавался в преступлениях, которые не совершал, либо не возвращался оттуда. Сейчас даже нас обвиняют со слов человека, который „сидит“ на досудебном соглашении и дал показания после того, как его свозили в Екатеринбург. В Просвете (исправительная колония на станции Просвет в Кетовском районе Зауралья, — ред.) человек сидит, его пытаются привлечь за два трупа десятилетней давности. Ему самому тогда было 16 лет. Его возили в Екатеринбург: ключицу сломали, ребра сломали. Лешу Катайцева тоже свозили туда, в итоге мы его оттуда забрали мертвого», — рассказал Добрыдин.
Перед уходом из жизни «Катайчик» оставил записку, где указал виновных в своей смерти — двух сотрудников силовых структур, сопровождавших его дело. В ходе служебной проверки нарушений в действиях силовиков выявлено не было
Сомнения и друзей, и родственников усиливают результаты исследований. Согласно независимой экспертизе, на шее Алексея Катайцева был полосовидный участок шириной 0,3 см — вряд ли такой след могла оставить простыня, говорят близкие. На лбу мужчины были обнаружены кровоподтеки, на лице, на коленях — вдавления кожи, в подколенных ямках — полосовидные ссадины, прерывистая ссадина была обнаружена и на левом боку. В двух официальных экспертизах такие подробности отсутствуют. Однако сказать, сам повесился «Катайчик» или ему помогли, независимый эксперт не смог — чтобы сделать такой вывод, ему необходимо было побывать на месте происшествия.
Несмотря на это, родные подозреваемых, а также их защитники сегодня говорят, что боятся даже не приговора суда, а то, что Андрея Катайцева, Александра Добрыдина, как и любого из их приятелей, могут увезти в СИЗО-1 Екатеринбурга для получения нужных показаний. «Я не знаю, что будет с Андреем. Если что случится, я им устрою фейерверк. На этом свете меня держит только одна ниточка — Андрей. Нельзя этого делать! Я не верю, что такое возможно в нашем государстве. Почему такое творится?!» — воскликнула Нина Катайцева.
Мать Алексея Катайцева не верит, что сын мог повеситься: по его письмам семье она чувствовала, что он хочет жить
В ГУФСИН по Свердловской области категорически опровергли информацию о пытках на территории СИЗО-1. «Никого не пытают, информацию не из кого не выбивают. Над нами есть надзорные ведомства. Подследственные могут написать жалобы правозащитникам. Если происходят какие-то инциденты, выезжает следственный комитет, прокуратура, чтобы проверить, — рассказали в ведомстве. — Случаи самоубийства бывают, как и на свободе все у нас бывает. Но не надо забывать, что подследственные поступают с какими-то психологическими проблемами. Суициды бывают, но их не так много. Они не носят массового характера».
Александр Добрыдин, находящийся в СИЗО-1 Кургана, требует не этапировать его в Екатеринбург. В противном случае он грозит покончить жизнь самоубийством
По мнению известного правозащитника Вячеслава Башкова, СИЗО № 1 «является законодателем мод» в части применения незаконных мер воздействия на арестантов. «Мы неоднократно фиксировали жалобы от осужденных, от освободившихся на то, что к ним применяются незаконные меры, в частности, в палатах психиатрии и не только. К сожалению, суициды случаются достаточно часто. Мы получали жалобы о том, что подследственных бьют. Но следственные органы, прокуратура, как правило, не находят подтверждения подобным заявлениям. Мне кажется, что они не заинтересованы в том, чтобы руководство СИЗО № 1 подвергалось подобным обвинениям, потому что и следствие, и прокуратура, и СИЗО № 1 находят взаимные интересы. Если есть какие-то проблемы с осужденным, на мой взгляд, СИЗО № 1 и другие следственные изоляторы Свердловской области пытаются сломать его, например, помещают его в камеры с другими осужденными, которые могут на него повлиять», — рассказал о своем видении ситуации Башков.
Арестанты, содержащиеся в курганском СИЗО, опасаются этапирования в Екатеринбург. «Это дорога в один конец»
«URA.Ru» проследит за тем, как надзорные органы отреагируют на информацию, описанную в публикации.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.