«Хороший министр — живой, но покорный министр»
Свердловское правительство будет переформатировано. Слухи о готовящейся реформе появились в кулуарах нескольких домов власти. Источники «URA.Ru» утверждают: первые наброски по новой структуре уже есть, все сделают сразу после того, как будет решен вопрос с реформой МСУ. Чей печальный опыт в этой связи вспомнили в администрации губернатора, какие должности будет упразднены и почему доволен Денис Паслер читайте в материале «URA.Ru».
То, что реформа правительства грядет, не скрывают ни в самом кабинете министров, ни в администрации губернатора. Причины известны — неудовлетворенность качеством командной работы и уровнем взаимопонимания с элитами. «Реформа правительства в практике осуществляется по двум причинам. Первая — если кабмин не справляется, вторая — если меняется внешняя ситуация и под нее требуется „подгонять“ механизмы», — знает о грядущих переменах знакомый замминистра, но оценивать мотивацию губернатора Евгения Куйвашева пока не берется.
То, что «внешняя ситуация» меняется ни для кого не секрет. «Запрос на модернизацию правительства связан с тем, что оно, может быть, не справляется со своими задачами. Если есть желание повлиять на экономику и промышленность, смена конкретных чиновников проблему не решит. Но у власти сейчас основная задача провести реформу МСУ, и уже потом „выстраиваться“. Будет это сделано летом или под Новый год — сложно прогнозировать. Но вообще, есть устоявшиеся правила — начинать новый сезон с сентября. Возможно, к этому времени будет подготовлена новая структура. Лишь бы не спровоцировать коллапс во власти», — говорит директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.
Премьер-министра Паслера уже называют «новым Воробьевым». Те, кто следит за его карьерой считают, что он очень окреп в профессиональном плане
Источники отмечают, что резиденция сама еще окончательно не определилась с вопросом о том, насколько серьезными должны быть корректировки. Ожидать первых официальных заявлений следует не ранее середины лета, прогнозируют инсайдеры. «Слухи о реформе ходят уже более полугода, но Паслер новую структуру с губернатором еще не обсуждал», — говорит источник, близкий к премьеру.
О реформе действительно говорят давно. Самый радикальный вариант — Евгений Куйвашев ликвидирует пост премьер-министра и сосредотачивает всю власть в своих руках — уже отмели. Второй вариант — «косметический ремонт» отдельных министров вряд ли позволит решить системные проблемы. Поэтому сейчас, большинство экспертов, опрошенных «URA.Ru» склоняются к мысли, что новый формат правительства должен быть ориентирован на функциональные преобразования.
Во-первых, существует предположение, что губернатор все-таки пойдет на сокращение числа вице-премьеров. Сейчас у председателя правительства есть первый заместитель — Владимир Власов и семь замов, курирующих конкретные блоки: экономический — Алексей Орлов, муниципалитеты — Яков Силин, патриотическое воспитание и казачество — Владимир Романов, Сергей Зырянов — ЖКХ, промышленность — Александр Петров, Азат Салихов — аппарат и контакты с силовыми структурами, строительный рынок и подготовку к чемпионату мира по футболу — Валентин Грипас.
Зачем области целый вице-премьер по казачеству — вопрос, который задавался еще до Куйвашева. Но Владимир Романов продолжает работать
Источники сообщают, что еще месяц-два назад упаднические настроение демонстрировал Александр Петров. «Говорили, что ему сложно взаимодействовать с федеральным Минпромом, и он в любой момент готов покинуть свой пост, чтобы вернуться в бизнес. Но неделю назад на одном из совещаний он всех успокоил и пообещал, что свердловское министерство промышленности скоро будет усилено», — рассказывает один из участников той встречи. Отметим, что об этом усилении непрестанно говорят и в администрации главы региона, но пока не могут найти даже собственно министра.
На одном из последних совещаний Петров успокоил бизнес, сообщив, что свердловский минпром будет усилен
Масса вопросов, связанных с эффективностью, есть к Владимиру Романову, должность которого еще в момент ее создания вызывала недоумение наблюдателей. Непонятно, зачем дублировать полномочия Зырянова и министром ЖКХ Николая Смирнова. Аналогичная ситуация с Грипасом и минстроем. Сложно внятно объяснить, чем занимается Яков Силину, ясно лишь, что идею создания отдельного ведомства по решению проблем муниципалитетов — «аналог Минрегионразвития» на уровне субъекта, он так и не пробил.
«Вообще, сокращение числа замов Паслеру на руку. Многие из них — не его люди. Вообще, как мне кажется, Денис Владимирович начал играть вдолгую. У него есть здоровые амбиции, возраст позволяет ждать и он имеет все шансы стать „новым Воробьевым“ [имеется в виду ближайший соратник Эдуарда Росселя Алексей Воробьев]. Паслер реально занимается работой, погружается в проблематику, работает над собой, выстраивает отношения со всеми. Конфликтов стало меньше. Он реально вырос», — оценивает ситуацию в кабмине наблюдатель.
Вторая ключевая задача, которую необходимо решить — заставить министров играть «в одну игру». Отсутствие командного мышления — это та претензия, которую Евгений Куйвашев озвучивал и в частных беседах, и на закрытых совещаниях.
В свердловском правительстве работают сразу две команды. Если противоречие не будет снято — никакая административная реформа не поможет
Считается, что в системе свердловской исполнительной власти действует две «команды» — «группа Паслера» и «министры куйвашевского призыва», которые выступают противовесом друг другу для сохранения баланса сил. Но если этот внутренний конфликт разрешить не удастся — «технические перестановки» окажутся бессмысленными, и не дадут региону новую эффективную команду.
«Команды как таковой не сложилось. Искусственные преграды, созданные как система сдержек и противовесов, привели к тому, что главу региона втягивают в политические разборки, при этом он оказался практически в одиночестве в ситуации сложнейшего торга с финансово-промышленными группами. Мы видим очевидную аналогию с проблемой, которая возникала у предыдущего свердловского губернатора Александра Мишарин, реформировавшего правительство дважды. Вы помните, что местные элиты встретили его с ожиданиями, но через два года, выяснилось, что команды, которая бы „вывезла“ шефа в сложный момент просто нет» — рассуждает знакомый чиновник.
Воробьев когда-то управлялся с тремя-четырьмя замами. У Анатолия Гредина их было до десяти
Руководитель группы политического консультирования «Пирогов и партнёры» Александр Пирогов считает, что подобные аналогии, хоть и очень соблазнительны, но несколько некорректны. «У Мишарина была другая ситуация. Там нужно было демонстрировать готовность к изменениям, реакцию на запросы социальных групп. Сейчас губернатору, несмотря на двойственность ситуации и перманентный конфликт с элитами, ничего не угрожает. Есть договоренности по сохранению статуса-кво и должности, и это дает ему карт-бланш на проведение реформы в том виде, в каком она будет ему наиболее выгодна. То есть, у Мишарина — это была вынужденная мера, а у Куйвашева — эволюционная», — говорит г-н Пирогов.
Сколько замов останется у Дениса Паслера (напомним, у его предшественника Анатолия Гредина на пике карьеры их было десять) — в итоге решать губернатору. Главное, что это не вносит разлада в отношения с премьером. А значит шансы на то, что реформа все-таки состоится весьма велики.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!