«У каждого свои недостатки»
Металлургический комплекс хоть и остается базовой отраслью экономики Среднего Урала, но вряд ли способен обеспечить необходимые ей темпы роста. Сегодня это признают и власти региона, и сами промышленники. По планам чиновников, к 2034 году промпроизводство в области должно вырасти в три раза. Металлургия в ближайшие 20 лет желаемых цифр дать не способна, ставка делается на развитие высокотехнологичных отраслей, и в том числе машиностроение. «URA.Ru» изучило свежие годовые отчеты металлургических гигантов и готово поделиться опасениями самих компаний, от успеха которых зависит не только их собственное положение, но и социальная стабильность в городах.
Ситуация на отечественном рынке металлургии за последние шесть лет, с тех пор как грянул кризис, мало изменилась. «Затруднения по-прежнему испытывают те компании, у которых сложилась наиболее высокая кредитная нагрузка. Это, в частности, РУСАЛ и „Мечел“ . В последние годы тенденция снижения рентабельности деятельности металлургов прослеживается наиболее явно. Если грубо, с 2007 года она просела с 30% до 15%», — оценил замгендиректора по юридическим вопросам инвестиционно-финансовой компании «Уником Партнер», эксперт в сфере металлургии Дмитрий Земеров.
Не лучшим образом на ситуацию, и особенно в цветной металлургии (где падение цен коснулось всех металлов, кроме никеля), влияет внешнеполитическая неопределенность. Развитие же санкционного тренда может быть чревато проблемами для крупного бизнеса в плане поставок сырья. Сами металлурги о политических рисках говорить не любят. Их больше страшат привычные «ограничители» в виде роста цен на электроэнергию и железнодорожные перевозки, а также валютные колебания.
Алюминщики
Убыток объединенной компании РУСАЛ, у которой в Свердловской области сохранены глиноземный комбинат «Севуралбокситруда», Уральский алюминиевый завод и «остатки» Богословского алюминиевого завода, по итогам 2013 года составил 3,2 млрд долларов США, увеличившись более чем в пять раз к показателям 2012-го. Выручка уменьшилась на 10%.
Вот уже несколько лет подряд РУСАЛ продолжает снижать объемы выпуска алюминия. В прошлом году была остановлена часть производства на БАЗе, признанном неэффективным. И изменений тут пока не предвидится: по прогнозам, в 2015 году компания выпустит не более 3,55 млн тонн алюминия, что станет самым низким показателем с 2008 года.
Судя по свежему отчету компании, рисков в деятельности сохраняется довольно много. Наиболее существенными аналитики компании считают рыночные, связанные с колебаниями биржевых цен. «В связи с тем, что производство алюминия в России носит экспортно-ориентированный характер, колебания спроса и мировых цен на алюминий сильно влияют на показатели работы», — говорится в документе.
Отчет компании Олега Дерипаски — образчик краткости и закрытости. Информации о реальной ситуации на его уральских предприятиях там найти не удастся
Не меньше РУСАЛ пугает возможность усиления рубля. «Укрепление рубля (которое мы наблюдаем в последние несколько недель — ред.) ведет к увеличению издержек компании при пересчете в доллары. В случае сильного укрепления рубля по отношению к доллару ОАО „РУСАЛ“ будет рассматривать возможность хеджирования валютного риска для стабилизации денежных потоков», — признают в структуре. Впрочем, государство делает все, чтобы не допустить укрепления позиций нашей валюты. Не секрет, что девальвация — спланированный шаг властей, направленный на поддержку российского бюджета и экспортеров.
Выход РУСАЛ пытается найти в расширении рынков сбыта: в 2015 году компания намерена заняться производством компонентов для автомобильной промышленности. «Но на уровень крупнейших производителей им выйти вряд ли удастся.
Медники
Блестящим нельзя назвать и положение УГМК-Холдинга, который, по мнению аналитиков, страдает в том числе из-за своей закрытости и непрозрачности. Флагманское предприятие холдинга — «Уралэлектромедь» — отчиталось о сокращении объемов реализации по итогам 2013 года на 1,2 млрд рублей. Как следует из годового отчета, происходило это в основном за счет изменения структуры реализации, а также падения цен на продукцию. Чистый убыток компании составил 155,8 млн рублей.
Сокращение объемов заказов не могло не сказаться на обычных людях: компании пришлось поставить на консервацию цех горячего цинкования. Всего же, в том числе и вследствие автоматизации производства, а также естественных процессов выхода на пенсию, штат предприятия в 2013 году сократился на 328 человек.
К факторам, способным отрицательно повлиять на деятельность в дальнейшем, компания относит снижение уровня потребления меди и ухудшение положения в отрасли. При этом в настоящее время аналитики УГМК все-таки оптимисты: так как предприятия под управлением ОАО «УГМК» работают в основном на собственном сырье, катастрофа им не грозит. Главные проблемные факторы — из года в год одни и те же: рост цен на энергоносители и грузоперевозки.
В отличие от ВСМПО-АВИСМА, тесно работающего с Украиной и уже подготовившегося к возможным санкциям, УГМК не пугает обострившаяся внешнеполитическая ситуация. «Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения, оцениваются как минимальные. Риски общего характера, связанные с процессом политических, экономических и социальных преобразований, проводимых в настоящее время в РФ, — как незначительные», — отмечается в документе.
Как и РУСАЛ, компания Искандара Махмудова и Андрея Козицына опасается непрогнозируемых валютных колебаний. Поведение курсов иностранных валют, и прежде всего евро, в компании относят к значимым факторам, влияющим на результаты деятельности. В 2013 году расклад был медникам на руку. Как ситуация сложится в текущем году, прогнозировать они пока не берутся.
Трубники
Трубные компании, работающие на Урале (Синарский трубный завод и Северский трубный завод), судя по всему, больших проблем пока не испытывают. В 2013 году российский трубный рынок вырос на 4% по сравнению с прошлым годом, отмечается в отчете «материнской структуры», Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского. Причем своим относительным благополучием трубники, по их же собственному мнению, обязаны проблемам смежных рынков: по данным отчета, к увеличению потребности в продукции ТМК привело истощение традиционных месторождений нефти, и, как следствие, расширение способов бурения скважин.
По мнению аналитиков, на то есть и другие причины. «В отличие от алюминщиков и медников, продукция ТМК является более высокотехнологичной и диверсифицированной. ТМК продолжает свою экспансию на другие рынки, достаточно очевидно проявляет себя в Северной Америке (там зарегистрирована „дочка“). Компания не скрывает, что цель эмиссии ее акций — реализация инвестиционной программы. Высокая прозрачность деятельности, в отличие от тех же УГМК и РМК, позволяет поддерживать капитал на достаточном уровне», — считает Земеров.
При этом финансовые показатели компании не блестящи: чистая прибыль снизилась в 2013 году на 28%, валовая прибыль — на 8%, показатель EBITDA — на 7%, консолидированная выручка — на 4%. Произошло это в основном за счет снижения объема продаж бесшовных труб, а также отрицательного эффекта от пересчета из функциональной валюты в валюту представления отчетности, пояснили в структуре.
Дмитрий Пумпянский может поучить Андрея Козицына и Игоря Алтушкина открытости, считают аналитики
ТМК последовала примеру «коллег» по рынку, сократив численность персонала — в частности, российский дивизион ТМК ужался более чем на 600 человек (до 38 968 человек). Однако возможностей для таких маневров впоследствии у компании немного, признаются «трубники». «Наши российские дочерние предприятия в Каменске-Уральском, Полевском, Таганроге и Волжском являются крупнейшими работодателями. В настоящий момент у нас нет определенных социальных обязательств по отношению к этим регионам, тем не менее, возможность к оптимизации численности персонала может быть подвержена политическим ограничениям», — не скрывают в ТМК, подчеркивая, что невозможность осуществить плановое снижение численности персонала или внести другие изменения в операционную деятельность может иметь негативное воздействие на результаты и дальнейшие планы.
Но одним из ключевых своих рисков «трубники» считают высокую зависимость от узкой группы заказчиков («Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», Bourlandand Leverich и «Лукойл») и ситуации в нефтяной отрасли. Также компания Пумпянского опасается проблем с ликвидностью. Имеющаяся долговая нагрузка по-прежнему довольна высока (3,69 млн долларов США), а возможности осуществлять новые заимствования могут быть серьезно ограничены.
В сложившихся условиях многое будет зависеть от господдержки, самостоятельно металлурги ситуацию переломить не в состоянии, считают эксперты. Поэтому предложенная на днях Минпромторгом «Стратегия развития цветной металлургии» пришлась бы весьма кстати. «Ожидается, что в соответствии с этой программой поддержка будет оказываться в разных направлениях: это и помощь в реструктуризации имеющейся долговой нагрузки, и инвестиции в развитие стратегически важных направлений. Но приоритет будет отдаваться наукоемкими проектам, связанным с развитием машиностроения и расширением внутреннего рынка. Государство понимает, что выживать на сырье — удел слаборазвитых стран», — подчеркнул отраслевой эксперт.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!