«Next мундиал ин Раша, Путин пам-парам!»
Возможно, лучший за последние годы чемпионат мира по футболу завершен. Турнир переезжает, следующая остановка — Россия. Как это будет и чего нам ждать от мундиаля — авторские зарисовки корреспондента «URA.Ru».
В Рио-де-Жанейро на знаменитой «Маракане» сыгран последний матч замечательного чемпионата мира по футболу. Германия победила Аргентину и приедет в Россию на следующий мундиаль в 2018 году в ранге победителя. Корреспондент «URA.Ru» провел 10 дней в Бразилии и готов рассказать о том, чего ждать Екатеринбургу через четыре года, что стоит изменить, а что лучше оставить как есть.
Cимволическая церемония передачи права проведения чемпионата мира по футболу от Бразилии к России состоялась на стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро, где прошел финальный матч между Германией и Аргентиной. Теперь начался обратный отсчет. До старта ЧМ-2018 в Екатеринбурге осталось меньше четырех лет. По предварительным данным, турнир пройдет с 8 июня по 8 июля.
Мне удалось побывать в двух бразильских городах — Рио-Де-Жанейро, где россияне играли с бельгийцами, и в Куритибе на матче Россия-Алжир. Впечатление от чемпионата осталось двоякое. В Рио все говорило о футболе. Ты выходишь из самолета, и тебя встречает зеленая дорожка, оформленная в виде футбольного поля. Идешь по ней, и тебе дарят банку пива от спонсора и говорят: «Добро пожаловать в Бразилию». Проходишь все контроли и видишь магазинчик с сувенирами. Чуть дальше — «уголок болельщика», помещение, в котором можно поспать, поиграть в настольный футбол и помучить приставку. Здесь же выдают карту и помогают первыми советами. В Куритибе (город напоминает Екатеринбург — население 1,6 миллиона, есть даже своя «улица Вайнера») о ЧМ-2014 вообще ничего не говорит — нет ни флагов, ни баннеров, ни растяжек.
Такси
Наверное, первый важный пункт, в чем Екатеринбург, да и все российские города проигрывают — это такси. И в Рио-Де-Жанейро, и в Куритибе есть стойки (их много) с официальной информацией о перевозчике и ценах. Указана информация — сколько стоит поездка в каждый район Рио, можно попросить чек и с ним пойти к таксисту (больше этой суммы он не возьмет и, как следствие, не обманет). Все машины одинакового желтого, как в Рио, или оранжевого, как в Куритибе, цвета. Внутри во всех машинах счетчик (как только садишься — сразу высвечивается — 4,8 реала (2,40 доллара) и далее бегут циферки — итоговая стоимость зависит от километража и времени поездки, так как существуют разные тарифы. Поймать такси в Рио легко — выходишь на любую улицу и кто-то обязательно остановится. Правда, не всегда таксисты знают, куда ехать (однажды водитель решил везти по навигатору и завез совершенно не туда, куда было нужно. Впрочем, минут через двадцать блужданий прибыл к нужному месту и лишних денег не взял. Еще и долго извинялся). Куритиба — город поменьше, и такси придется ждать дольше. В дни, когда я там был, водители автобусов решили устроить забастовку, поэтому передвигаться можно было только на такси.
В Екатеринбурге в этом плане иностранцев ждет настоящее приключение, наш рынок автоперевозок выглядит диковато даже на фоне криминальных городов Латинской Америки. Опоздания, непонятные тарифы, отсутствие опознавательных знаков на машинах. Городской таксопарк Екатеринбурга при всем его разнообразии — непонятная солянка, где тебя по примерно одной цене могут прокатить и на разбитой «Нексии», и на комфортабельной «Камри». Объединяет одно: со стороны невозможно понять, что это такси, а не нечто, что увезет тебя в фавеллы Уралмаша. Как иностранный болельщик будет заказывать такси — непонятно, видимо, придется просить русского «проводника» или ездить на общественном транспорте.
Общественный транспорт
В Рио есть метро и автобусы. Подземка в дни футбольного первенства была «заточена» под матчи. На всех станциях — расписание игр, которые будут сыграны в городе, а также масса указателей — «стадион Маракана ехать туда», «идти туда». Плюс на большинстве станций есть стойки с волонтерами, у которых можно узнать всю информацию и получить карту метрополитена. В этом плане у Екатеринбурга проблем, скорее всего, не будет. Ветка у нас одна, и новую к мундиалю уже точно не построят. На каждую станцию посадить волонтеров — не проблема. Добавить надписей на английском тоже. И вообще наш сабвэй фанатам понравится — будут выходить и фотографироваться на каждой станции — в Бразилии таких «музеев» нет. А вот парк автобусов и трамваев явно потребует замены, что, правда, нам уже обещали и не раз. В Рио в большинстве автобусов нет кондукторов — билет покупается у водителей (3 реала — 1,5 доллара), дальше нужно пройти через турникет. Автобусы может быть не новые, но вполне комфортабельные. Ездят очень быстро, буквально летают, даже около обрывов. Все потому, что зарплата водителей зависит от количества пассажиров. Примерно, как у нас с маршрутками. Бразильцы, конечно, не устраивают подрезаний, но гоняют будь здоров — не раз наблюдал реакцию шокированных такой ездой европейцев. Остановки не объявляют, они не везде подписаны (в центре да, но и то не повсеместно), поэтому ориентироваться непросто. На остановку каждые 5 минут подъезжают все новые автобусы, и узнать, куда они едут, можно только по названию конечной станции, ярко подписанной под номером.
При заселении в отель я узнал, какой автобус идет в центр — до Капокабана и как добраться до «Мараканы» — в принципе этого было достаточно. Добираться до других достопримечательностей на автобусах было сложнее, поэтому я ездил либо на метро, либо брал такси. Не думаю, что в Екатеринбурге нужно обязательно дублировать все названия остановок на английском, но вот уменьшить количество «диких маршруток» конечно стоит. Большинство фанатов будет жить в центре Екатеринбурга и ездить много на транспорте им не придется. Но правило — в день матча для тех, у кого есть билет на футбол проезд — бесплатный, оставить стоить. Поучиться можно было у Куритибы. Говорят, там система общественного транспорта — это гордость. Но я оценить ее не смог из-за уже упоминавшийся забастовки.
Отели
Цены на гостиницы в Рио и Куритибе на время ЧМ-2014, конечно, кусались. Если просто сравнить на «букинге» разницу между ценой за ночь в отеле в марте и июне, она была просто аховой. Так что здесь от Бразилии перенимать нам нечего. Хотя можно, конечно, оторваться на фанатах из других стран и отомстить им своими сумасшедшими ценами. В самих отелях — добродушные и милые (это очень важно — здесь все тебе улыбались и показывали большой палец) бразильцы, которые готовы помочь, но не могут. Английского они не знают, но помочь очень хотели: рисовали на бумажках, писали цифры, объяснялись знаками и звонили единственному менеджеру, который знает английский. В итоге почти все проблемы решались, но нашим отельерам хотелось бы посоветовать подучить язык. И еще один минус, если в Рио почти все бытовые услуги в отелях бесплатны, то в Куритибе даже за адаптер (в Бразилии другие розетки) приходилось платить.
День матча
В день игры екатеринбуржцам, конечно, придется потерпеть. Особенно любящим погундеть в Facebook (деятельность запрещена в РФ) или на форумах. Перед поединком движение возле стадиона наглухо перекрывают примерно за пять часов. Это значит, что по нескольким улицам проехать будет нельзя, только пешком. И если в Рио эта зона мне не показалась большой (от станции метро пришлось идти минут 20, сопоставимо с прогулкой от площади 1905 года до Центрального стадиона), то в Куритибе я шел пешком несколько километров. Альтернатива — объявить день матча выходным. Или, по крайней мере, как делали в Рио в день игры Бразилии — сокращённым — все равно никто не работал.
Фан-зоны
Как известно, на стадион, где проходят игры мундиаля, попадают далеко не все желающие — примерно 50 — 70 тысяч зрителей. Кто-то, как чилийцы, все равно пытался прорваться на знаменитую «Маракану», а кто-то сразу шел смотреть футбол в бар. Но особенность ЧМ в том, что все матчи можно смотреть не только перед телевизором, но и на действительно огромном экране в компании таких же болельщиков — в фан-зоне. Главная расположилась прямо на пляже около океана. Песок, футбол и пиво — что еще для счастья надо? Такую фан-зону Екатеринбургу не организовать — нет океана, да и климат не тот. А делать подобное Куритибе — тоже, на мой взгляд, неверно. Более того, куритибскую фан-зону мы уже сделали — это наш ЦПКиО. Оба «фестиваля болельщиков» находятся далековато от центра, в парках в окружении деревьев, оба немного провинциальные. Поэтому, если хочется продолжать в этом же духе, то да можно расширить фан-зону в парке Маяковского, но если делать что-то запоминающееся, то лучше вернуться к идее создать ее в центре Екатеринбурга на Плотинке.
Стадион
Главное на чемпионате мира по футболу — это стадион. И если с «Мараканой» будущий Центральный сравнивать не стоит, то пару слов про арену в Куритибе, где Россия играла с Алжиром, сказать можно. Сам стадион находится в центре, как и наш. От отеля в центральной части можно дойти пешком. Как архитектурное сооружение Байшада не представляет из себя ничего особенного — выглядит, как «офисная коробка». Идешь по улице, ждешь какой-то масштаб, а стадион возникает из ниоткуда. Раз — и вот она, арена. Минимализм налицо. Может быть, не все со мной согласятся, но стадион — это все-таки в первую очередь место для игры, а не памятник истории и архитектуры. Конечно, можно устраивать бесконечную пляску с колоннами и историческими элементами, как у нас, но все-таки к аренам нужно относиться спокойнее. По-настоящему исторические «Уэмбли» и «Маракану» перестраивали и реконструировали не раз. Некоторая неказистость полностью заменяет собой вид, который открывается с «Байшады» в Куритибе. Вид на поле суперский и события видны лучше, чем на экране телевизора. Этого и нужно добиться нашим строителям, исправив совершенно идиотскую находку предыдущих, которые сумели оставить сотни мест без нормального обзора из-за странных колонн. Впрочем, реконструкторы — те же, что и в прошлый раз.
Общие впечатления
Естественно, на чемпионат мира в Бразилию из Екатеринбурга ездил не только корреспондент «URA.Ru», но и более опытные путешественники. Так, руководитель турфирмы «МИР» Сергей Бузько — знатный фанат — не мог не посетить мундиаль. Он и поделился с нами некоторыми своими соображениям.
«На стадионах я бы отметил хорошую систему безопасности. До стадиона мы шли под прикрытием полиции. Отсекались пьяные фанатские группировки. Затем жесткий контроль на входе — отбирались и видеокамеры, и большие фотоаппараты. Очень жесткий контроль за флагами и другой атрибутикой. На самих аренах также много внимания уделялось безопасности. Удивила служба сервисеров и волонтеров, которые помогали всегда. На самих аренах много точек продаж пива и других напитков, очереди хоть и были, но они быстро рассасывались. На прилегающей территории киоски с сувенирами. Кресла на стадионах простые, но удобные. Очень хороший обзор, я не видел плохих мест», — рассказывает Бузько.
Среди отрицательных воспоминаний о мундале вице-президент Уральской ассоциации туризма приводит историю о питерских «ультрас», которые сначала пытались вывесить флаги с оскорбительными лозунгами, а затем вступали в пререкания с екатеринбуржцами: «они настоящие провокаторы, бегали, кричали: „Вы чего сюда приехали, футбол смотреть? Вы болеть должны! Футбол смотрите дома! Пришлось осадить их. Когда группа уральских болельщиков встала и показала бицепсы, „ультрас“ превратились в гномиков“.
Бузько поразило, что на всех, даже самых проходных матчах стадионы были забиты до отказа: „Бразильцы болели на всех играх. И за своих, и за наших. Великолепная культура боления и уважение к флагу и гимну. Это величайшая футбольная страна“. Как мне кажется, екатеринбуржцы проявят себя не хуже и посещение любых игр у нас будет 100-процентным».
«Проблема там языковая, нужно готовиться. Нам, как городу-приёмщику, нужны указатели и на английском, и на испанском. Чтобы были и справочники, и меню, и люди говорящие. Думаю, в любом случае приедет 15-20 тысяч человек. Например, на матче в Куябу прилетали не только наши и корейцы. Даже немцы специально летели. В той же Куябе забавно поступили с болельщиками в аэропорту. Положили строительные палеты — сделали такой строительный склад, но вместо стройматериалов лежали фанаты, которые ночевали там, и ждали свой рейс. Каждому давали подушку — и вперед. Человек 500 дрыхло. Это сначала ошарашило, а потом поняли: нормально», — отмечает Сергей Бузько.
Куябу, где Россия играла свой первый матч с Южной Кореей, наши сравнивают с Невьянском, правда, с парой небоскребов: "Территория вокруг стадиона — это частный сектор. Как у нас едешь в сторону Химмаша, домики такие стоят — вот там также. На всех этих улочках бары с телевизорами, и там все смотрели футбол, и когда мы там шли на матч, нам кричали «Viva Russia, а мы отвечали «Viva Brazil».
От Бразилии вообще остались самые теплые воспоминания, в отличие от Польши, где на матч с хозяевами шли, как на войну, и думали: убьют или просто покалечат. Действительно, знаменитый матч Россия-Польша в 2012 году был окрашен не самыми лучшими видео: драки, разборки, потасовки, раненые, оскорбления. В Бразилии такого не было и в помине. Максимум — небольшие стычки после мачта с Бельгией по вине наших, пара сорванных цепочек с туристов на пляже и выбитые после гулянки в одном из отелей окна.
Уходя со стадиона в Куритибе, бразильцы подбадривали россиян и обещали приехать на следующий чемпионат в Россию, а один наших фанатов объяснял им секреты успеха в 2018 году — «Некст мундиал ин Раша — Путин пам-парам, оп-оп», — говорил болельщик и показывал руками жесты, означающие «Все будет в шоколаде». Бразильцы смеялись и показывали большой палец. Ну что ж, осталась ждать всего 4 года.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!