«Нельзя просто так взять и уйти в отставку»
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман сегодня весь день провел в Следственном комитете и всем вдруг стало совершенно очевидно: он может сесть. Город расколот: одни говорят о виновности Ройзмана, другие уверены в том, что силовики сводят с ним старые счеты. Как все это выглядит со стороны? «URA.Ru» попросило вмешаться в ситуацию обозревателя Slon.ru Лолу Тагаеву. Она провела в Екатеринбурге специальную фокус-группу, встретилась со сторонниками и противниками мэра города и готова поделиться с вами своими, московскими оценками происходящего.
Я знала, что в Екатеринбурге все не так, как в другой России, и никакой вертикали власти тут нет. Давняя политическая война города с областью, в которой меняются мэры и губернаторы, но война все равно остается, оказалась подогрета «феноменом Ройзмана»: человека, вокруг которого постоянно происходят какие-то истории, а поддержка сторонников становится все больше. Как и вражда с главой региона.
Но чтобы жестокое убийство человека стало лишь возможностью свести счеты или, наоборот, упрочить свои позиции, видела впервые. Сразу же начинается: кто из какого издания, кто из какой партии, кто общается с губернатором, кого зазомбировал Ройзман, кого из федеральных СМИ купила губернаторская резиденция, и, наконец, кто ходит в городскую администрацию, но при этом против Ройзмана, против губернатора, но за полпреда...Стоп. Я имею право спросить, как человек, якобы давший признательные показания в убийстве пенсионерки, оказался до момента убийства с депутатским мандатом?
Депутат Олег Кинев. Его показания грозят убить репутацию мэра Ройзмана
Такой вопрос сторонниками мэра воспринимается как попытка встроиться в кампанию против него, на которую дана команда не меньше, чем из Москвы, а региональной администрации его не задать — молчит. Я первый раз вижу, чтобы никого из областных пиарщиков не послали пообщаться с заезжей прессой: мало ли чего напишет.
Видимо, ждет каких-то заявлений со стороны правоохранительных органов. Потому что если была придумана какая-то кампания против Ройзмана, то она провалилась: любой человек, протестно настроенный в отношении власти, сразу бы понял: «Наших бьют». Многозначительные заявления Генпрократуры (о том, что мэр хочет выйти сухим из воды), расчехление «Известий» и «Лайфньюс» со «сливами» о причастности Ройзмана, сбор городской Думы с предложением поставить вопрос об отставке — все это красная тряпка для любого здравомыслящего человека. Все здесь говорят о команде из абстрактной Москвы, но, судя по всему, она опять сработала по принципу осьминога, в которого ударили током: сигнал пойман, но каждое щупальце делает что-то свое, совершенно не связанное, с другим, чтобы потом отчитаться: «Это я завалил Ройзмана». В результате, Ройзман «говорить об убитых старушках» уже не хочет, потому что не считает правильным подогревать информационную кампанию против него, которая, по его мнению, уже пошла на спад, и он уже все сказал. На пресс-конференции.
Акции в поддержку мэра уже начались. Пока — в форме одиночных пикетов
«Если бы эта история получила огласку без моего участия, первое, что я бы сделал — я бы подал в отставку. И никто бы меня не остановил. Но так как я переживал и искал сам, вынес эту историю, как только мог, вопрос откладывается», — заявил он на пресс-конференции 21-го июля, вроде как через три дня после задержания Кинева. По словам Ройзмана, он обеспокоился отсутствием пенсионерки Ольги Ледовской 14 июля написал заявление в МВД и ФСБ. Но силовики говорят СМИ, что и без него завели дело еще в конце мая — начале июня. Опять же, вопрос к силовикам, почему не сказать точную дату заведения уголовного дела и не показать документы? Правда, проверить ее невозможно: как докажешь что ее не поставили задним числом. Потом включаются «Известия», которые пишут, что Кинев объяснил причину убийства тем, что был должен Ройзману пять миллионов рублей. Те, кто думает, что это резиденция заплатила «Известиям» за эту публикацию стоит глянуть подшивку издания: во-первых, с момента создания «Гражданской платформы»: газета работала против партии потому что против работала администрация президента и Управление по внутренней политики. А во-вторых, газета давно стала боевым листком Следственного комитета.
Ройзман, кстати, и тут снова молодец: не просто опроверг информацию о продаже мандата, но и предложил провести вместе к Киневым допрос с применением детектора лжи. И тут же переключил повестку: в город приехал дизайнер Артемий Лебедев, уже работавший над брендингом города в Перми, они обсуждают, что можно было бы сделать в Екатеринбурге.
В такой ситуации, если правоохранительные органы не выдадут серию доказывающих вину мэра фактов, можно считать, что кампания по принципу «Ройзман, уйди сам» закончилась, но ее возможные последствия в таком случае уже понятны. Силовики пока молчат.
Депутат Дмитрий Головин — сторонник Ройзмана. Кинев у него подозрений не вызывал. «Хотя странно. Мы все в футболках и джинсах ходили, а он всегда в костюмчике»
Я встречаюсь с Дмитрием Головиным, одним из тех трех депутатов «Гражданской платформы», которых провел в думу Екатеринбурга Ройзман. Бывший, судя по всему, спортсмен Головин ведет прием там, где у него свое дело: ремонт инструментов, прямо среди них стол с девочкой-секретарем, и стул для него. Головин в футболке, обтягивающей настолько внушительные мускулы, что Ройзману и не снилось.
Я его спрашиваю, как случилось так, что их соратником оказался убийца пожилой женщины? Ничего в Киневе не смущало?
«Он из Новоуральска, мы его плохо знали, но в „Городе без наркотиков“ его знали как человека безотказного, добрейшего врача, который в любой момент брал на себя самую тяжелую работу, ставил клизмы таджикам, перевозящим в желудке наркотики», — отвечает. На вопрос, были ли хоть какие-то разногласия, Головин задумался.
Слева — направо: Олег Кинев, Константин Киселев и Евгений Ройзман на фоне баннера «Гражданской платформы». Скандал убил отделение партии, скорее всего, оно будет распущено
— Были стилистические разногласия. Крестик до пуза, рубашка на две пуговицы вверху расстегнута, мы все в футболках и джинсах ходим, а он всегда в костюмчике. Ну и была какая-то финансовая нечистоплотность, приходилось давить иногда, но не больше! Последнее время мы встречались втроем, я, Ройзман, Константин Киселев ( третий депутат от «Гражданской платформы»). Кинев не приходил, говорили, что занят хосписом. Потом Ройзман говорил, что тот и глаза прячет все время.
Все-таки уточняю, почему Ройзман написал заявление за несколько дней до объявления об аресте Кинева, если Ледовская пропала, по словам следствия, чуть ли не в мае?
— Я бы на месте здравоохранителей нашей области сразу бы карету психиатрической скорой помощи к приемной Ройзмана отправлял. Там они все и собрались. А он сидит, пытается определить, правду ему сейчас говорят или бредят. Кинев говорил, что бабушка, которая на него жаловалась, якобы тот украл у нее квартиру, поехала умом. А когда она пропала, говорил Ройзману, что тому будет стыдно, если он его в чем-то подозревает.
Ройзман уверяет, что написал заявление на Кинева сразу же, как только почувствовал неладное
Почему же Ройзман не сразу написал заявление, как только понял, что Ледовская все-таки пропала? Может быть, он просто не доверяет полиции и писать донос на своего соратника из принципа не готов? Но люди, которые знают Ройзмана по фонду «Город против наркотиков» рассказывают, что в критических ситуациях Ройзман писал заявления.
Головин объясняет это тем, что не мог поднимать тревогу, не укрепившись в своих подозрениях: силовики его не любят. И что Ройзману не надо уходить в отставку. А сейчас в партии «стон и скрежет зубовный». По словам Головина, это не роковая ошибка, а роковой случай. А моральная ответственность? «Кто у нас в стране берет ответственность за списки? Может быть, губернаторы-паровозы или верховный главнокомандующий? Если бы эта ситуация произошла в „Единой России“, мы бы просто о ней не узнали», — уверен он.
Потом уже спрашиваю знакомых журналистов: «А могли Ройзмана предупредить, что скоро по убийству начнутся заявления и аресты?». Говорят, что теоретически могли: это с руководством правоохранительных органов у Ройзмана плохие отношения, а среди среднего уровня чинов много его поклонников.
Депутат Евгений Артюх считает, что страшная история с Ледовской — лишь надводная часть айсберга
Как вообще могло произойти такое жестокое убийство в сегодняшней России? Депутат областной Думы, лидер местного отделения «Российской партии пенсионеров» Евгений Артюх объясняет это тем, что «в вопросе помощи одиноким пожилым людям нет государственного подхода», предлагает вариант: квартира отписывается в пользу города, но тот берет на себя денежную помощь до смерти. Говорит, что в Москве такие схемы работают. По его словам, страшная история с Ледовской — это лишь надводная часть айсберга, который мы видим: слишком известные фигуры в нем оказались замешаны. «И как Ройзман мог знать на что способен Кинев?», — объясняет депутат.
Артюх, кстати, не берется отрицать, что не могло быть никаких пяти миллионов за мандат. Дескать, все, кто занимался выборами, знает, что стоимость одного мандата не меньше 15 миллионов рублей: это на СМИ, агитацию, и другие расходы. «Естественно, кто-то заплатил и вполне возможно что был поставлен вопрос, что Кинев должен был заплатить и погасить. Это могли быть личные затраты Ройзмана, долги партии, но в голове не укладывается, чтобы Ройзман мог сказать: убей бабушку и заплати долг», — объясняет он. Что касается отставки, то, по словам Артюха, гордуме тогда надо тоже уходить: «Его утвердили в должности главы комиссии по здравоохранению, и правительству надо уходить, которое назначило его главой хосписа». Не понимаю, как правительство могло назначить Кинева на должность главы хосписа, если он был из команды Ройзмана? Объясняет, что губернатор Куйвашев перехватывает идеи мэра: создание хосписов, а до этого — был создан фонд «Урал без наркотиков», правда, о нем мало слышно.
«Чего испугался?» Депутат Александр Караваев уверен: Ройзман должен уйти в отставку
Депутат Гордумы от «Справедливой России» Александр Караваев говорит, что существо дело, убийство, затмила политическая часть: «Настолько передавили эту историю, что информация, которая была правдой, стала объясняться как атака на Ройзмана! Он рассеивает внимание от существа вопроса. Есть уголовное дело, в рамках него проходит Кинев. К этому существу дела попытался приписаться господин Ройзман, говоря о том, что это он выяснил это обстоятельство и это по его заявлению началось расследование. Ройзман самостоятельно связал себя с этим делом, если ты не причем, зачем организовывать пресс-конференцию, чтобы рассказать, что ты не при чем? Чего испугался? Тебя десятилетиями чернят, тебе было все равно».
Мы говорим с ним в приемной депутатов от «Справедливой России» в спальном районе. Именно там жила убитая Ольга Ледовская, и сюда к областному депутату Дмитрию Ионину она приходила жаловаться на Кинева. А Караваев один из тех, кто поддерживает идею ухода Ройзмана в отставку.
— Совершенно очевидно: Ройзман возглавлял список «Гражданской платформы, благодаря ему эти три человека прошли в Гордуму, именно Ройзман передал свой мандат Киневу, именно он лоббировал его на должность главы комиссии. Никто не знал, кто такой Кинев, он его привел! Он прекрасно знал, что весь его авторитет распространялся на весь список.
Скандал бьет не только по мэру, но и по власти города в целом. Депутаты пока на каникулах, как работать, когда один из них за решеткой, а спикер проходит испытание детектором лжи — будут решать осенью
Я приведу часть нашего диалога.
— А как после этого будет работать городская Дума, которая утвердила Кинева главой комиссии?
— Нельзя прятать голову в песок и делать вид, что мы все ни при чем. Я пока не знаю. Я не знаю, как быть, как будет выстроена эта история, и как взаимодействовать с Ройзманом. Потому что это человек, который ведет наши заседания, и делая такие заявления надо быть до конца последовательным. Либо игнорировать, либо самому сдавать мандат. Либо договариваться с коллегами и делать это вместе. В таком режиме работать нельзя. Морально я готов.
— А у нас вообще есть такой субъект как политический авторитет? К чему мы можем апеллировать? Или вы сейчас предлагаете Екатеринбургу стать таким прорывным городом?
— На самом деле, понятно, что никакого политического авторитета нет. За последние 15 лет публичная политика в стране растоптана. Как бы я ни относился к Ройзману, но это человек, который сидел за то, что воровал вещи у женщин и стал мэром, представьте это где-то в Европе. У нас в декларациях у депутатов, наоборот, чуть ли не больше, тем круче. Человек, который сидел, становится мэром крупнейшего города. Людям это нравится, как показали последние выборы!
— Ну тогда сдавайте мандат, скажите, я не могу работать в этой системе координат. Если вы сами об этом сказали. Если не к чему апеллировать, пора создавать в Екатеринбурге новый дивный мир.
— Чем мне нравится Екатеринбург. Здесь «Единая Россия» на думских выборах проиграла, мы можем менять что-то плохое. Сейчас в стране идет реформа местного самоуправления. Сегодня не исключено, что принятие новых законов, которые помогут по-новому организовать направление работы, стать инициаторами роспуска Думы в свете новых открывшихся обстоятельств и событий. Это поможет из подобного клинча выйти. После этой истории избиратель по-разному сможет оценивать ситуацию, Ройзман все-таки выбирался на прямых выборах. Но, мы пока воспринимаем эту ситуацию очень эмоционально.
Евгений Ройзман возобновил свои знаменитые предвыборные пробежки
Ну вот, кстати, если ядерный электорат воспринял эту историю как атаку на Ройзмана, то те же, кому не нравился мэр теперь могут сплотиться вокруг него. Сколько людей, которые не хотят отмены прямых выборов мэра Екатеринбурга и разделения города на семь частей? А Ройзман уже сказал, что губернаторские будут использовать этот скандал для того. Возьмет ли на себя область ответственность провести роспуск Думы и раздел города, станет понятно осенью, но у этой истории есть еще и другие последствия. Кто сейчас вправе судить Ройзмана за то, что тот привел Кинева в партию?
Поэтому я разговариваю с теми, кто за Ройзмана голосовал. Видно, что степень их лояльности даже выше, чем у бывших черноморских моряков по отношению к Путину сразу после возвращения Крыма. Я спросила девятерых, зародила ли эта ситуация сомнения в правильности поддержки Ройзмана? Некоторых, как выяснилось, это только укрепило, один ждал разъяснений, что там все-таки с покупкой мандата, если продавал, то будет разочарован в честности мэра, а другой отметил, что у него появился «червь сомнения»: «После первой пресс-конференции я был уверен, что никуда ему уходить не надо, но после информации, что он и мандат продал, и что бабуля к нему на прием приходила, я буду ждать дальнейшей информации. Ну и конечно большой работы я у Ройзмана не увидел за этот год».
С момента выборов Ройзмана мэром Екатеринбурга прошел почти год. В сентябре нужно будет отчитаться о проделанной работе
Что касается моральной ответственности, то диапазон ответов — от категорического отрицания до ее признания. Но опять же, оправдывая: «У всех есть истории, когда знаешь человека в одном свете, а потом выясняется, что он другой», — говорит один. А вот еще мнения:
— «Моральная ответственность-то должна быть. Привел бандита».
— «Это просто останется на его душе. Ему с этим жить. Он сам переживает, что так получилось».
— «Нас в предвыборных кампаниях обманывали не раз, и не два. Ройзман человек чести, если он уйдет, то это будет большим предательством по отношению к избирателям».
— «А с чего он должен уходить? Единороссы этого только и ждут».
Вчерашний допрос — скорее всего не последний. И оппоненты, и фанаты Ройзмана следят за происходящим
Я не знаю, какой привести пример. Не рассказывать же, как после аварии в московском метро, где гибнет 23 человека, происходит замена руководства метрополитена: на место Ивана Беседина приходит Дмитрий Пегов, вокруг которого слишком много слухов, что именно он был компаньоном Максима Ликсутова по «Аэроэкспрессу». А Ликсутов — глава департамента по транспорту, который согласовывает бюджет для метро и контролирует происходящее там.
Зато мне в ответ вспоминают, что на Урале был такой прецедент, но аж 98-го года. Тогда вице-премьер свердловского правительства Анатолий Гайда ушел в отставку после того, как полиция избила группу студентов, пришедших на демонстрацию к правительству. Но это, говорят, было в другой стране.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!