«Легенда протянет ещё лет пять-шесть»
Возрождение российской геологоразведки, о котором в последние месяца настойчиво заявляет правительство, началось, видимо, слишком поздно. Крупнейшее узкопрофильное предприятие страны на грани развала. Сотни сотрудников «Хантымансийскгеофизики» со страхом ждут скорых увольнений, руководство заявляет о «реструктуризации», но даже самые оптимистичные прогнозы отводят компании не более шести лет жизни. Почему разваливается главная геофизическая компания России, кто делает вид, что ничего не происходит и куда пошлют специалистов — в материале «URA.Ru».
Крупнейшее и старейшее в России геологоразведочное предприятие — «Хантымансийскгеофизика» (ХМГ) — на грани ликвидации. На это косвенно намекают как планы руководства по реструктуризации компании, так и слухи, в последнее время активно муссирующиеся в коллективе. Источники в ХМГ рассказывают: начальство планирует массовые сокращения и перевод всего предприятия на Ямал, однако официальной информации по изменениям в штате пока до людей не доводит.
Сегодня ХМГ входит в холдинг ГЕОТЕК и напрямую подчиняется ОАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка», недавно перебазировавшемуся из Москвы в Тюмень. Руководитель последней Юрий Калабин в интервью корпоративному журналу рассказывает, что главная цель планируемой реструктуризации — повышение эффективности компании и её вывод на «уровень национальных производителей сервисных услуг, на международный уровень в сейсмике». «На первом этапе мы собирали активы. Сейчас же идёт объединение всех подразделений, чтобы улучшить их взаимодействие, получить синергетический эффект и оказывать заказчикам более качественные услуги», — заявляет Калабин.
По его словам, «жизнь подсказывает», что экспедиции в регионах — и в первую очередь это ХМАО и Ямал — должны быть теснее связаны с геологоразведочными партиями —производственниками, непосредственно работающими на местах. Отметим, сегодня в регионах «тюменской матрёшки» работают три «дочки» холдинга: это сама «Хантымаснийскгеофизика», «Ямалгеофизика-Восток» в Тарко-Сале и «Тюменьнефтегеофизика» в Тюмени. Крупнейшее среди них — ханты-мансийское предприятие, открытое ещё в 1951 году, насчитывающее порядка 3 тысяч сотрудников и имеющее филиал в Ноябрьске (ТАГЭ — Тромаганская геофизическая экспедиция).
Тюменскую «дочку» реструктуризации практически не затронет, основные изменения произойдут именно с предприятиями Югры и ЯНАО. «Они должны быть преобразованы по региональному принципу в соответствии с потребностями бизнеса — в частности, местоположением работающих партий и районов стратегических интересов. Что касается производственной идеологии, то изменения в следующем: экспедиции должны идти за партиями, перемещаться вслед за ними, если логистика того требует. С этой целью мы реструктурируем три экспедиции — ХМГ, ТАГЭ и ЯГФ-Восток, объединяя их и переводя соответственно из Ханты-Мансийска, Ноябрьска, Тарко-Сале в Новый Уренгой», — поясняет Юрий Калабин.
Лишь бы югорские нефтяники не начали бастовать, как когда-то кузбасские шахтеры
На первый взгляд все выглядит совершенно обычно, однако сотрудники указанных предприятий уже пребывают в лёгкой панике. Источник в ноябрьском филиале рассказал «URA.Ru», что под расформирование штата, которое осуществляется в рамках «оптимизации производства» «Хантымансийскгеофизики», попадает вся экспедиция — около 800 человек. Большая часть из них будет переведена в Новый Уренгой (три команды), остальные — в Воркуту (одна команда). Избежать сокращений, похоже, не удастся. «Сколько людей будут уволены станет ясно к 1 сентября. Сейчас работникам ноябрьского филиала предлагаются варианты дальнейшего трудоустройства», — пояснил собеседник агентства
В Центре занятости Ноябрьска о грядущих неприятных для 100-тысячного города процессах пока не знают, отметил специалист ведомства. «Мы уведомим их чуть позже, когда наступит окончательная ясность относительно того, сколько человек придется сократить. Скоро начнет работать спецкомиссия», — уточнил источник в филиале.
В группе «Типичный Ноябрьск» «Вконтакте» царят достаточно пессимистичные настроения относительно будущего муниципалитета в целом. «Город молодой, и развиваться дальше не будет, весь город зависит от добычи нефти и газа, объем которых падает на глазах, конторы, организации закрываются, — пишет пользователь Алексей Чурсин, занятый в бурении. — Нет в Ноябрьске градообразующих предприятий, нет никакого производства. И как разваливается всё, уже видно, сосчитайте сколько в этом году закрылось организаций и сколько людей осталось без работы». По словам специалиста, если в 2013 году они обслуживали 42 куста скважин, то на 2014 год объемы сократились до 13-ти.
Гендиректор «ГЕОТЕК Сейсморазведки» Юрий Калабин намерен перевести ХМГ в Новый Уренгой, сократив административный персонал
В ханты-мансийском офисе ХМГ настроения и того хуже. «Сейчас точной информации по сокращениям, которую до сотрудников довело бы руководство, просто нет. Начальство усиленно делает вид, что ничего не происходит, люди точно так же делают вид, что этому верят. „Реструктуризация“ и „оптимизация“ сейчас у нас — два самых популярных слова. На деле уже известно, что в целом под сокращение попадёт две трети административного персонала предприятия, занимающегося обслуживанием партий. Останется 45 человек в вычислительном центре плюс ещё порядка 60 человек. Остальные, так или иначе, попадут под сокращение», — рассказывает один из сотрудников компании.
Более того, он же поясняет, что в связи с переездом ХМГ в Новый Уренгой персоналу предлагают также перебираться на Ямал. Однако рассказывают сотрудники, руководство в ГЕОТЕКе, видимо, не понимает главного: из Ханты-Мансийска на Ямал поедут единицы. «Штаты и у нас, и в Ноябрьске крепкие и уже обосновавшиеся на месте, на 60% с семьями, особенно производственники. Недавно в ХМГ проходили собеседования с персоналом по этому поводу, главные вопросы — наличие квартиры в городе. Кто поедет с семьёй в Новый Уренгой, тем более на тех же условиях, что сейчас в Ханты-Мансийске? По сути, компания попросту потеряет весь свой административный штат, потому ГЕОТЕК не делает ничего, чтобы его сохранить. И это серьезно скажется на работе, когда вместо ветеранов придут новички без опыта в этой конкретной сфере. Даже будь они специалистами высшего класса, они всё равно завалят следующий сезон, потому что не знают специфики», — рассказывает сотрудник.
Уведомления о грядущих сокращениях, поясняет один из представителей высшего персонала ХМГ, сотрудники начнут получать после 1 сентября. «Все будут работать до 1 декабря, поле этой даты в Ханты-Мансийске должно остаться не более 110 сотрудников. Вообще, партий, работающих в поле, это почти не коснётся, они и так у нас работают под Новым Уренгоем и по большей части в Югре не появляются. Просто непосредственно контора теперь у них будет на Ямале», — поясняет сотрудник.
Однако он же подчёркивает: после всех планируемых изменений легендарной «Хантымансикгеофизике» останется жить пять-шесть лет. «Предприятие будет жить, но, по сути, только в виде названия. И ГЕОТЕК здесь винить не надо — они вложили деньги, хотели облагородить компанию и продать её, но грянул кризис 2009 года и планы пошли крахом. Винить надо наших акционеров, которые в 2008 году за спиной генерального директора продали её холдингу за бешеные деньги. Некоторые люди за это получили от 400 до 800 млн рублей», — рассказывает источник.
Он также добавляет, что сегодня ХМГ находится в не лучшем финансовом положении. «Сказались два фактора. В прошлом предприятие выкупило несколько профильных компаний, которые стояли на коленях. За наш счёт им купили оборудование, предполагалось, что средства мы заберём обратно. А потом они отделились и вышло так, что мы просто подарили им оборудование ценой в 300-400 млн рублей», — поясняет он.
Второй фактор, по словам источника — минимум заказов со стороны нефтяников, а также работа в кредит по имеющимся. «До 2008 года работы хватало, сейчас заказов с гулькин нос. По сути, остались только 3-4 годичные контракты, что будет по их завершению — непонятно. К тому же мы работаем в кредит: деньги за работы приходят через 60-90 дней после выполнения, до этого мы всё делаем за свой счёт, а это гигантские затраты. И одновременно с этим например „Роснефть“ нам предлагает снизить расценки на 15%. У нас наоборот затраты выросли по всем направлениям на 10-15%, а они предлагают снижать. Получается работа ради самой работы, выгоды никакой», — резюмирует источник.
У «Роснефти» свое видение того, сколько нужно платить за разведку
К сожалению, сегодня получить официальные комментарии «ГЕОТЕК Сейсморазведки» по планируемой реструктуризации и сокращениям не удалось, представители холдинга обещали предоставить их завтра. Пока же по ханты-мансийской компании продолжают расползаться слухи. Согласно одному из них, переехать в Новый Уренгой вслед за ХМГ из почти 300 человек административного персонала пока согласны лишь двое.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.