Уральцы пышут санкционным оптимизмом. И собираются есть колбасу «по-монгольски» и запивать «Буратино»
Привыкших за последние годы к «тучной» жизни уральцев не пугает, что как минимум год им придется жить без европейского мяса, фруктов и деликатесов. При этом люди пока явно не разобрались в деталях: многие уверены в том, что под запрет, к примеру, попадут «Сникерсы» и «Кока-кола» (хотя этих позиций в списке нет) и уже сегодня морально готовы покупать их дешевые российские аналоги. Любят сочные голландские яблоки, но не против находить и восстанавливать заброшенные яблоневые сады на своей малой родине. И не беда, даже если российский АПК не сможет оправиться от нанесенного удара: «Придется кабачки кушать — это тоже неплохо». О причинах патриотическо-продуктового оптимизма и поводах, заставляющих уральцев думать, что они в состоянии накормить весь мир, в очередном исследовании «URA.Ru».
Мы провели фокус-группы в двух аграрных регионах и одном промышленном. В Кургане и Челябинске свое мнение о продуктовых ограничениях высказала самая привередливая группа покупателей — молодежь. В Тюмени на вопросы об очередном витке санкций ответили люди среднего возраста. Как ни странно, мнения во всех трех случаях прозвучали почти аналогичные.
Курганская молодежь в большинстве своем полностью поддержала решение президента Путина о введении запрета на отдельные группы импортного продовольствия. По словам студентов, они не доверяют зарубежным продуктам и по возможности приобретают товары не просто отечественных, а местных производителей. «Если я вижу в магазине продукты со знаком „Зауральское качество“, я беру их. Даже если есть выбор — взять продукт из Курганской области или из другого региона, возьму наш, местный, — поделилась одна из опрошенных. — Если введен запрет — я только „за“». По словам курганцев, иностранцы, приезжающие в Россию, влюблены в отечественные продукты. «Они гречку от нас вывозят килограммами, соки — такого ассортимента у них нет. Иностранцам очень нравится наша еда.
Молодые люди верят, что введение запрета на импортное продовольствие станет стимулом для российской экономики. «Возможно, у нас будут строиться новые заводы, скажем, по производству „Сникерсов“, которые я очень люблю, или чего-то подобного. И я буду их покупать. Пускай наши российские крутятся производители. Если у них что-то не будет получаться, придется кабачки кушать — это тоже неплохо. Яблоки у бабушек будем покупать. А может быть, люди найдут заброшенные яблоневые сады и начнут их восстанавливать. В конце концов, Казахстан рядом, оттуда привезем», — считают респонденты. При этом они добавляют, что России нужно будет просто переориентироваться на другие рынки, где можно было бы закупать сырье для переработки, фрукты и овощи. «Есть Латинская Америка, с которой мы дружим, есть азиатские страны — без проблем», — уверены молодые курганцы.
Уральцы как минимум год не увидят польских яблок
Из девяти опрошенных только один человек с сожалением отметил, что предстоящей зимой, видимо, ему не придется поесть свежих огурцов, как это было раньше: «Хорошо же было: зимой пошел в магазин, купил огурец. Он не вкусный, но ты доволен, что огурец вообще есть».
Схожие настроения царят и в Тюмени, где респонденты уверены в силе местных производителей. «Продукция Ялуторовского мясокомбината, наших птицефабрик пользуются хорошим спросом. А ножки „Буша“. Помните? Их вообще есть не возможно», «А возьмите фрукты? У нас тут и яблоки, и груши, и вишня — все есть, все растет. Если раньше у нас этого не было, то сейчас все отлично». Люди верят, что тюменская продукция качественнее завозной: «Люди покупают местное, зная, что оно свежее, а не откуда-то привезено. А не стояло где-то отстаивалось, пропадало». И уверены, что смогут прожить автономно от остальной России: «Ввоз закроется в страну, но здесь, в Тюмени, мы сможем и обособленно от остальных, в какой-то степени, жить. У нас все есть».
Более того, тюменцы считают, что санкции станут для АПК поводом для роста: «Не будет у нас кризиса. Мясокомбинат будут расширяться, сельское хозяйство лучше станет. Коров иметь будем, колхозы». «Мы можем производить продукцию на всю страну, а фрукты — овощи — с южных регионов закупать», — делятся они планами.
Тюменцы верят, что их мясные корзинки никогда не опустеют
На фоне общего восторга звучат и отдельные скептические замечания. Одни опасаются, что в новых условиях исчезнет конкуренция: «Цены не начнут ли расти? Антимонопольщики должны будут усиленно работать». Вторые предупреждают о расцвете спекуляции: «Покупают у наших в деревнях, и тут же продают подороже». Третьи говорят, что качество тюменского продовольствия оставляет желать лучшего: «С мясом беда, все импортное, зря вы говорите, что у нас избыток. Мяса хорошего нет». Однако оптимисты предлагают рецепт для решения последней проблемы: «Раньше в Монголии стада своим ходом приходили на фабрики, где из них делали колбасу».
Не выбивается из общего патриотического тренда и промышленная Челябинская область. Местная молодежь также уверена, что Южный Урал в состоянии себя прокормить. «Это нам даже на пользу пойдет. У нашей страны должна быть продовольственная независимость, особенно от недружественных стран», — считают респонденты. По их мнению, в условии международной изоляции начнет развиваться отечественное сельское хозяйство и легкая промышленность. А экзотические фрукты можно завозить из Азии, Африки и с Кавказа. «Многие продукты взаимозаменяемы. Будет „Колокольчик“ с „Буратино“ вместо „Кока-Колы“ — здоровее будем! Все будет хорошо», — считает подавляющее большинство челябинцев в возрасте до 30 лет.
Впрочем, есть и такие, кто не могут представить себе жизнь без американского фаст-фуда. «Это будет печально. Те же самые забегаловки — там многие люди питаются, даже пожилые. Есть дома не все успевают», — считает студентка одного из вузов.
«Кока-колу» местного разлива запрещать пока никто не собирается. Но морально уральцы уже готовы заменить ее «Колокольчиком»
Любопытно, что если мужской пол объявляет о самодостаточности России и не страшится санкций, то девушки хотят мирного решения проблемы с помощью компромиссов и не хотят ничего менять в своем образе жизни. «Я не готова отказаться от европейских товаров. Смысл создавать аналоги, если есть оригинальные продукты за границей? Не спорю, что можно производить что-то в России, делать подобное. Но это все равно не то. Все эти санкции напоминают детскую обиду. Каждая из сторон как бы говорит: „не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок“», — заключает респондентка.
Таким образом, ожидать каких-то социальных волнений в ближайшее после введения санкций на Урале не стоит. Впрочем, пока респонденты не испытали на себе дефицит и рост цен. Эти катаклизмы могут кардинально изменить общественное мнение.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.