«Его везде показывают, а дел — ноль»
С началом активной фазы кампании по выборам губернатора в лексикон врио главы Челябинской области вернулись шуточки и остроты. «Я вам не мама, я — папа. Не дам я никаких денег», — заявил Борис Дубровский муниципальным лидерам, посоветовав им самостоятельно разбираться с долгами за газ и мазут. На чьей стороне большинство челябинцев, чего опасаются горожане и что делать с детищем Юревича — в нашем материале.
Подготовка к зиме — самая больная тема Челябинской области в этом году. Впервые долги за топливно-энергетические ресурсы перевалили за миллиард рублей, рассчитываться муниципалитеты не торопятся — нечем. Об этом говорилось на областном совещании Дубровского с главами в конце прошлой недели. С этой темы мы решили начать обсуждение повестки с участниками традиционной фокус-группы (социологическое исследование в форме беседы с группой респондентов). На этот раз были приглашены жители Челябинска среднего возраста — от 30 до 54 лет.
Как выяснилось, подавляющее большинство горожан уверено, что Дубровский лукавил. Люди уверены: мэры получат деньги из областного бюджета на подготовку к зиме. «Никогда не было, чтобы людей оставили без тепла», — уверены челябинцы. «Дубровский не знает, пойдут ли деньги куда надо. Не может контролировать. Поэтому и опасается давать финансирование», — объясняют другие. «Это политическое заявление Дубровского. Все будет в нужный момент сделано», — подтверждают респонденты. Впрочем, нашлись и те, кто покритиковал врио губернатора. «Где 500 млн, которые он сэкономил на госаппарате? Вертолет продали — деньги в Москву пошли? Дороги не ремонтировались. Спортшколы Дубровский открывает, которые строил Юревич. И говорит, что денег нет!» — говорит один из челябинцев. Есть те, кто считает, что в областном центре с теплом все будет в порядке, а вот в отдельных муниципалитетах люди будут мерзнуть: «Не успеют все сделать или сделают, как всегда, плохо». «И деньги дадут, и помогут, и проблемы будут. Но Дубровский справится», — таково преобладающее мнение.
Челябинцы не боятся санкций: камамбер едят единицы, большинство родилось в СССР и проживет на картошке с хлебом
Среди других любопытных тем прошедшей недели — огромные пробки из-за авиашоу в Шаголе. Дубровский даже сделал по этому поводу внушение сити-менеджеру Сергею Давыдову: «Люди оценивают нашу работу именно так, стоя в многочасовых пробках. И будут правы». Большинство горожан призывают врио губернатора возобновить «Дорожную революцию». Однако просят внести коррективы. «Большие претензии к тому, как проводилась „Дорожная революция“. 40% денег на откаты идет. Организацией движения не занимаются. И все сводится к неправильным развязкам и тупому расширению. Если оценивать по 5-балльной системе — двойка. Качество асфальта низкое — сходит почти сразу. Зиму пережить не может. Нужен другой подход. Иначе никогда денег не хватит. Такая „Дорожная революция“ за наши налоги нам не нужна. Нужны специалисты по организации движения. Чтобы семь раз отмерили, один раз отрезали. И не переделывали потом дороги», — говорит мужчина средних лет. Низкое качество асфальта упомянул практически каждый респондент. Хотя все признают, что плюсов у «дорожной революции» больше, чем минусов. «Дубровский начал контракты жизненного цикла заключать — будут гарантию давать строители», — напомнила челябинка. «Но вы не найдете через год эту фирму и не сделаете по гарантии — подрядчиков обанкротят и все. Это делают известные всем люди. Гарантии не будут работать», — возразил скептик. «Если нет денег на дороги, нужно строить многоэтажные стоянки. А то ездят эвакуаторы, а людям некуда машину поставить. Кормушку хорошую нашли. Скоро эвакуаторов будет больше, чем трамваев. А люди не виноваты — некуда поставить машину», — поднял еще одну проблему автовладелец средних лет.
Заявления Бориса Дубровского о том, что отказ от части импортного продовольствия никакими реальными проблемами челябинцам не грозит, электорат уже обсудил и оценил. Респонденты считают, что ничего страшного действительно не произошло, но к росту цен морально готовятся. «Маленько будет не хватать импортных продуктов. Сыра какого-нибудь. Вот я Маасдам люблю. Цены немного повысятся. Потому что продуктов мало будет», — говорит жительница регионального центра. «Без этого все дорожает. Каждый день незаметно — на 2-3 рубля. А через месяц — хорошая сумма набегает. Про запреты — наплевать. Я в СССР родилась. Легко отношусь к потере дорогого сыра. Сколько процентов населения ест заграничное? Наверняка очень мало», — считает другая собеседница. «Наше производство будет развиваться и будут новые рабочие места. Хватит продуктов. Все, что импортное — некачественное. Мне кажется, что нас специально травят. Камамбер люблю, но в остальном — не доверяю. Надо все запретить. Тем более началась война, будут нас травить. Всякими инфекциями через продукты нас заражать», — уверена домохозяйка. «Сейчас полно желающих заменить Америку и Европу на нашем рынке — вся Латинская Америка в очереди, Турция визжит от счастья, Китай. Другой вопрос — в Интернете объявили, что рыбники поднимут цены на 30%», — добавляет респондент-мужчина. «Голодать Россия не будет. Но изменится потребительская продуктовая корзина», — объясняет участник фокус-группы. «Если на уровне страны принимаются такие решения, то должен быть контроль ценообразования. У нас все на самотек пустили. Какой-то запрет должен быть на повышение цен выше определенной планки. Я за госрегулирование», — высказалась челябинка.
Проблема явки на участки, которая, как говорят, остро стоит перед главным избирательным штабом, наших собеседников беспокоит меньше: две трети респондентов собираются на них идти. Правда, только один человек смог назвать двух из трех соперников Дубровского — лидера фракции КПРФ в Заксобрании области, адвоката Константина Нациевского и помощника депутата Госдумы, координатора регионального отделения ЛДПР Виталия Пашина. Руководителя ЗАО «Брижанин и партнеры» Владимира Брижанина (партия «Города России») не вспомнил никто. Два человека ничего не слышали про выборы в райсобрания Челябинска. Всего трое что-то слышали о кандидатах в депутаты. «Я за Дубровского. По телевизору часто его показывают. У нас на подъезде висит листовка чья-то, его знаю. За него буду на выборах депутатов», — объясняет свои предпочтения женщина средних лет. «Кандидатов в райсовет не знаю. Кто будет симпатичнее — за того и проголосую. Просто ткну пальцем в небо. Интуиция или симпатия — на них основывается мой выбор», — говорит респондент. «За кого бы я ни проголосовал — Дубровского выберут. Выборы в райсоветы — не знаю за кого. В листовках ничего нет, кроме фамилий и лозунга, известных людей нет. Выбираю по программе обычно», — рассказывает другой собеседник.
У Дубровского рейтинг был бы выше, если бы не апрельский снегопад, когда город встал, а коммунальщики терпеливо ждали, пока осадки растают сами
«Не вижу смысла голосовать — никакой информации нет. Дубровского везде показывают, но дел — ноль. О других совсем ничего не знаю. Раньше была информация по местным депутатам, а сейчас какие-то бумажки клеят. Программы никто не пишет. Будут ли выполнять обещания — вопрос. Нужен указ: «Пообещал — сделай, не сделал — в тюрьму», — рассуждает мужчина, который не собирается на выборы. В целом горожане собираются голосовать интуитивно. А один респондент намерен прийти и испортить бюллетень на выборах губернатора. «Жаль, что нет графы против всех. Буду портить бюллетень. Среди кандидатов в райсоветы не знаю никого. Еще пообщаемся с мужиками в бане. Вроде бы кто-то про кого-то говорил, за кого можно голосовать», — заявил челябинец.
В конце исследования мы традиционно просим участников фокус-группы выставить оценку врио губернатора Борису Дубровскому по школьной 5-балльной системе. На прошлой неделе молодежь (до 30 лет) в подавляющем большинстве выставила «тройки», лишь один человек поставил «единицу». Средний возраст солидарен с такими оценками. «Кол» поставил Дубровскому мужчина за отсутствие реальных дел. Остальные ограничились «тройками». «Хотела поставить больше, но страшное что-то было со снегопадом в апреле», — вспомнила одна челябинка. «Какой-то он мутный дяденька. Может, я чего-то недопонимаю, не вижу. Поэтому „тройку“ поставлю», — объяснили свои оценки еще несколько человек. Кому-то не нравится кадровая политика, из-за которой «случаются провалы». «Дает поручения, а воз и ныне там. Деньги как воровались, так и воруются», — возмущается горожанин. «Начал, но конечного результата нет. Как в школе — наполовину ответил только», — добавил респондент. «Не ставлю двойку, но считаю несамостоятельной фигурой. Не знаю, чьей. Думаю, Путин не знал о нем ничего, пока ему не дали предложение назначить его. Кто подавал эти бланки, они и рулят областью. Оценка „три“ только из-за подписи Путина», — говорит еще один участник исследования.
«Люди себя вписывают в анналы истории, когда что-то делается. Пока о Дубровском не слышала, что он что-то изменил. Он начал разгребать завалы, он во всем ищет, как навести порядок. Человек очень порядочный, правильный. Большие надежды на него», — резюмировала другая респондентка.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!