День безумного единодушия
75%-90% голосов в России — за действующих губернаторов. У меня всего лишь три возможных объяснения такому исходу голосования. Первое — эта страна сошла с ума. На фоне предыдущих опросов об удовлетворенности населения работой органов власти, которые давали совсем другие показатели, в период кризиса, сокращения доходов и других напастей такое единодушие приводит к мысли, что всем нам нужен доктор. Второе — что с ума сошли члены избиркомов, которые рисуют фантастические цифры. Третье — сошел с ума я, так как уже не способен понять новых российских реалий.
Версию о массовом сеансе политтехнологического зомбирования отметаем сразу. Время талантливых предвыборных ходов и вольных энтузиастов избирательного «фронта» ушло в прошлое. Сегодня ответственными за проведение кампаний назначаются чиновники из губернаторских резиденций и мэрий. Их предвыборный креатив ограничивается использованием административного «катка», сминающего все информационно-рекламное пространство. В Челябинской и Курганской областях он вылился в ковровые «бомбардировки» территории миллионными тиражами агитационных газет не самого высокого качества. Значительная их часть нашла себе место в урнах и кошачьих подстилках. Владимир Якушев, Борис Дубровский и Алексей Кокорин не сходили с телеэкранов во всех ипостасях. Разве только прогноз погоды не вели. Многочисленные билборды менялись еженедельно, часто не информируя, а путая избирателей.
Избиратели ждали, что Алексей Кокорин стукнет кулаком по столу. Но он лишь занес его для удара
Эффективность такой информационной «артподготовки» зачастую стремилась к нулю. В течение почти трех месяцев мы провели более 50 фокус-групп во всех охваченных губернаторскими кампаниями крупных городах. Более полутысячи их участников удивляли своей откровенностью, а результаты обсуждения «кричали» о необходимости срочной корректировки избирательных стратегий. Например, многие сургутяне так и не поняли, что кроется под широко употреблявшимся в якушевских агитках словом «Сотрудничество», хотя межрегиональную программу пиарили на каждом шагу. Они до сих пор пребывают в уверенности, что речь шла о сотрудничестве горадминистрации с нефтяниками. В Челябинске за неделю до голосования лишь половина респондентов узнавала на фотографиях врио главы региона Бориса Дубровского.
Могли ли люди проголосовать, руководствуясь посылами разума — внимательно прочитав программы кандидатов и согласившись с их посылами? Могли, но не все. Потому, что люди не привыкли читать пространные наборы фраз в стиле Капитана Очевидность про то, что образование будет развиваться, дети рождаться, а нивы колоситься. А те, кто агитационные буклеты осилили, либо слышали о них в пересказах, понимают их нереалистичность. По крайней мере в текущих условиях. Во всех трех регионах «матрешки» с радостью восприняли обещание Якушева, что совсем скоро тюменская медицина достигнет израильского уровня. Но при этом как один твердили, что молодых специалистов в государственные и муниципальные больницы палкой не загонишь, а сидящие в поликлиниках участковые немногим больше лечат, чем калечат.
В Челябинской области фантастическим показался посыл об удвоении зарплат: «Вряд ли зарплата в два раза увеличится, хотя бы на 30%». Были и более пессимистические отклики: «Ничего не будет реализовано в той степени, которую обещает Дубровский. Нет заботы о пенсионерах, которые занимают большую долю населения. Это ему огромный минус. Те пенсионеры, кто соображают, за него вряд ли пойдут голосовать».
Для большинства избирателей реклама колбасы всегда была важнее, чем предвыборная реклама
Про голосование «сердцем» тоже говорить не приходится. По всей видимости, штабы решили сэкономить на имиджмейкерах, оставив в душах избирателей много вопросов. Курганцы раз за разом говорили, что соскучились по «жесткой руке», но Алексей Кокорин так и не смог их порадовать, стукнув хотя бы на одном из совещаний по-мужицки кулаком по столу. Челябинцы желали увидеть в Борисе Дубровском не только сухого производственника, но и «простого человека» с личной жизнью, его быт. «А где его леди? Леди бы надо посмотреть, детей сколько», — вопрошали люди. А в ответ им была тишина, порождавшая подозрения: «Не женат, нет детей — о чем вообще можно говорить, несерьезный это человек», «Если не сложилось, расстались, детей оставил — значит, и в политике так же себя будет вести!».
Казалось бы, можно было мобилизовать электорат перед лицом какой-либо серьезной угрозы, очистив от нафталина и сдунув пыль со старого лозунга «Голосуй или проиграешь!». Но и здесь случилась осечка. О существовании оппозиционных кандидатов в ходе кампании знали избранные респонденты. Остальные недоумевали: «Других кандидатов я не видела, даже засомневалась: один что ли выдвиженец получается?» А те, кто были в курсе, по большей части подшучивали над их походом во власть. Продуктовое эмбарго всерьез никто не воспринял. А залетевшие на Урал «осколки» далекой войны в Донбассе — беженцы скорее раздражали, чем сплачивали людей в патриотическом порыве. Жители крупных городов сокрушались, что приезжие чувствуют себя «хозяевами», им предоставляют места в детских садах, рабочие места, которых не хватает местным.
Административный ресурс если и включался, то далеко не везде. На северных территориях тюменской «матрешки» под конец кампании удивлялись, почему руководители нефтегазовых компаний, способные наводнить своими сотрудниками избирательные участки, бездействуют. А руководители штабов в разгар предвыборной страды уходят в отпуск.
Борис Дубровский и Владимир Путин сидели на чемпионате дзюда далеко друг от друга. Но стали для избирателей одним целым
Итоги фокус-групп показывают: чуть ли единственным реально сработавшим ресурсом в ходе кампаний стали встречи кандидатов с президентом Владимиром Путиным. Респонденты с теплотой и уважением говорили о главных кандидатах: «К Путину не каждый вхож, а наш — красавчик!» Но социологическая «матчасть» гласит, что поддерживающее кого-либо сильное лицо передает более слабому в лучшем случае треть своего рейтинга. В случае с Путиным это процентов 20-25%. И причастность к результату главы государства не объясняет аномальный всплеск явки, которая, например, на разных тюменских участках составляла 75-100%.
Есть, конечно, еще один вариант. В сознании назойливо звучит мысль, что вновь стала актуальной приписываемая великому «вождю народов» фраза «Важно не как голосуют, а как считают». Но верить в искренность фальсификаций искренне не хочется. Как-никак в цивилизованной стране живем.
Гораздо честнее будет посчитать себя ретроградом, не проникнувшимся произошедшими в стране изменениями в общественном сознании и поверить в неожиданно проявившуюся политическую сознательность земляков.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.