Радон, полоний, висмут и свинец. «Они бомбардируют ваши легкие»
Жизнь в уральской столице только с виду комфортна и безопасна. Ни элитный район, ни тяжелая сейфовая дверь, ни сигнализация не уберегут вас от невидимой угрозы, которая может таиться в подвале вашей же многоэтажки. Наиболее опасный для здоровья человека радиоактивный газ — радон — струится из-под земли в самых разных точках города. Одни им дышат, другие — пьют вместе с водой. В группе риска не только жилые дома, но и детские сады, больницы, школы. Рецепт спасения есть, но на него не выделяли денег. Если верить инсайдерам из правительства, руководство области просто не хотело поднимать панику и тем самым пугать иностранных инвесторов. О том, где в Екатеринбурге фонит не по-детски, из чего на самом деле сделаны новостройки и в каких песочницах можно найти монацитовый концентрат, — читайте в расследовании «URA.Ru».
Жители Екатеринбурга уже давно свыклись с тем, что город, в котором они живут, стабильно входит в список мест с наибольшим уровнем загрязнения воды и воздуха, но далеко не каждый знает о том, что это не единственная «невидимая» опасность. В столице Среднего Урала, расположенного на многочисленных геологических разломах, существует масса территорий, проживая на которых люди практически рискуют повторить судьбу офицера ФСБ Литвиненко. Речь о радиоактивном газе радоне, струящемся из-под земли в местах разрывов горных пород.
«Радон крайне опасен при вдыхании, — рассказывает заведующий лабораторией геодинамики института геофизики УрО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Анатолий Юрков. Он быстро распадается на твердые радиоактивные вещества. Сначала это полоний-218, затем свинец-214, потом висмут и так далее. А в конечном итоге это будет свинец, который останется в вас навсегда. Каждый акт распада радона сопровождается выделением альфа-частиц. Они бомбардируют ткани ваших легких».
Анатолий Юрков (справа) давно привык к повышенным показателям радиометров
Ученые уже несколько лет пытаются составить карту радоноопасности Екатеринбурга. Однако процесс поиска опасных зон носит случайный характер и в основном касается незаселенных территорий — парков и лесопарков.
В этом месте жилой дом строить точно не стоит
«Мы находим и отмечаем такие места на карте. Одно из последних — лесной массив на перекрестке Амундсена и объездной. Там весьма серьезное превышение нормы — до 300 тысяч беккерелей на кубический метр. Это много с учетом того, что ПДК составляет 100-400 на кубический метр. Гулять здесь не опасно, радон находится на глубине двух метров, но если на этом месте поставить жилой дом, то газ из-под земли однозначно потянет вверх, в квартиры», — говорит старший научный сотрудник лаборатории геодинамики института геофизики, кандидат геолого-минералогических наук Ирина Козлова.
Розовыми стикерами на карте отмечены радоновые «фонтаны»
По ее словам, с 90-х годов площадки под строительство начали проверять на радоноопасность. И превышение нормы — еще не приговор застройщику. При помощи специальных мер (гидроизоляция, усиление фундамента и проч.) территорию можно сделать безопасной для проживания. Так, к примеру, поступили с «Антеем» — под ним просто сняли определенный слой грунта. Куда более незавидное положение у жильцов домов и обитателей соцобъектов старой застройки. Денег на их обследование ни город, ни регион не выделяют, а, между тем, как показывает практика, некоторые екатеринбуржцы буквально балансируют на грани жизни и смерти.
Точнейший немецкий прибор, позволяющий ученым выявлять радон. Эту вещь могли бы использовать чаще, будь стабильным финансирование проектов по радиационной безопасности
Совершенно случайно около 10 лет назад подростки-волонтеры, по просьбе ученых бравшие пробы воздуха в ряде учебных учреждений Екатеринбурга, помогли обнаружить серьезное поступление радона в школе № 74.
С этим бытовым дозиметром на улицах Екатеринбурга делать нечего, он может отреагировать на радиацию, если только фон многократно превышен
«Там просто зашкаливало, — вспоминает Ирина Козлова. — Мы посмотрели геологию — оказалось, что на Крауля-Токарей, где расположена школа, проходит геологический разлом. Пошли туда, спустились в подвал, замерили на месте своими приборами, высокая концентрация радона подтвердилась. Пришлось ремонтировать подвал, заделывать трещины».
У подвала дома № 50 по улице Крауля. Район стоит на разломе плит. Через щели между ними выделяется радон...
В соседних домах положение не лучше. Корреспонденты «URA.Ru» лично в этом убедились, пройдясь по близлежащим домам с сцинтилляционным радиометрическим прибором. На улице фон был в норме, но стоило заглянуть в первый попавшийся подвал (а газ просачивается в дома именно оттуда), стрелка радиометра резко подскакивала до показателя в 25-30 мкР/ч, что косвенно свидетельствует о поступлении радона.
На геологическое карте Екатеринбурга и окрестностях, составленной учеными института геофизики УрО РАН, можно увидеть разломы, выделяющие радон
Еще более серьезная опасность может грозить жителям перекрестка улиц Клары Цеткин-Мамина-Сибиряка. «Фонтан» из радона здесь также был обнаружен совершенно случайно. В середине 90-х годов тут, в бывшем бункере маршала Жукова (К. Цеткин, 13 «а»), располагалось хранилище банка. «Один из наших коллег часто бывал там по работе. Он сразу заподозрил неладное, поскольку начал плохо себя чувствовать в этих помещениях, — рассказывает Анатолий Юрков. — Пробы, взятые в подвале, показали 6 тысяч (!) беккерелей на 1 кубический метр. В итоге в здании пришлось два раза менять вентиляционную систему, чтобы избавиться от радона. С первого раза не получилось».
Подробная легенда геологической карты, где «фонящие» граниты обозначены «крестиком». Опаснее радиоактивного камня только производный от урана газ
Не исключено, что утечка радиоактивного газа имеет место и в соседнем здании, где расположены отель «Вознесенский», редакция «Комсомольской правды», мужской салон «Харизма», банк «Балтийский» и т.д.
Стоит отметить, что радон может попасть в организм человека не только с воздухом, но и с водой. А в Свердловской области достаточно много водоемов с высоким содержанием этого газа. В Сысертском районе его показатели, к примеру, составляют 300-500 беккерелей на 1 литр при норме не более 60 беккерелей. В Екатеринбурге в скважине, из которой берет воду детская больница № 6 (С. Дерябиной, 34) показатель содержания радона равен 300 беккерелям на литр. Впрочем, главное об этом знать. Потому что избавить воду от радона довольно просто — достаточно ее прокипятить, хорошо разболтать или отстоять три-четыре дня.
Федеральные программы по анализу радиационной обстановки действуют в Курганской, Челябинской областях, в Пермском Крае. «У нас они прекратились с приходом губернатора Мишарина, — рассказал „URA.Ru“ знакомый чиновник в правительстве. — Он сказал, что не намерен пугать инвесторов и гостей данными о радиации»
Но вернемся к вопросу повышенной радиации в домах. Проблема усугубляется тем, что некоторые районы Екатеринбурга (Верх-Исетский, Сортировка, часть Кировского) строят на гранитных массивах, которые также фонят. В ряде мест на Шарташе (недалеко от Кировского оптового рынка) радиационный фон достигает 70 мкР/ч.
Измеряем плитняк на уличном рынке около Шарташа. Все кучки фонят практически одинаково — 15-25 мкР/ч. И только плитняк из Карабаша показывает ниже. «Зря его все бояться брать», — резюмирует продавец
Говорят, что почти весь микрорайон ЖБИ имеет немного повышенный фон по причине «грязной» щебенки, которая использовалась при строительстве жилого фонда еще с советских времен. Щебень сюда свозили из Курмановского карьера, где фонило под 70 мкР/ч.
Должный контроль за материалами, из которых возводят дома, отсутствует и по сей день. Иначе чем объяснить наличие массы нелегальных щебеночных карьеров вокруг Екатеринбурга. Только в сторону Режа «URA.Ru» насчитало их около пяти. В отличие от легальных, многие из которых расположены прямо у обочин дорог, они спрятаны в лесу.
Но найти их не составляет большого труда. «Проедете немного вперед, под ЛЭП, там свороток направо. Двигайтесь по следам от грузовиков, не промахнетесь, — советует сторож карьера на 63 километре трассы. — Только осторожней, этот карьер под смотрящим Режа, под Сашей Домрачевым».
Нелегальный карьер «смотрящего Режа». На какие стройки везут добытый здесь плитняк — никому не известно
В среднем в щебеночных карьерах можно намерять от 30 до 80 мкР/ч. Впрочем, специалисты измеряют материалы в беккерелях. Норма радиационной безопасности для гранита составляет 370 беккерелей на кг. От 370-530 — это второй класс, для дорог. Больше 4 тысяч нельзя, по ГОСТУ 30100.
Прибор СРП (сцинтилляционный радиометр поисковый) показывает излучение почти 40 мкрР/час, что для гранита не является пределом
«На место не выезжаем, карьеры сами привозят материалы на проверку в нашу Лабораторию радиационного контроля, и если все хорошо — получают заключение. Превышений не было ни разу. Но с другой стороны мы не можем быть уверенными в том, что гранит нам привезли именно с того карьера, который получает заключение», — признается Ирина Козлова.
Точно так же нельзя быть уверенным и в качестве проверок стройплощадок на радиоопасность. Как на входе, так и на выходе. Кто может гарантировать, что какая-нибудь из многочисленных аккредитованных организаций, выдающих заключение, не получила от застройщика взятку?
Ирина Козлова объясняет, что сильнее всего «фонит» красный, меньше — серый
Специалисты, конечно, успокаивают. Говорят, что в любом случае Свердловская область — не Казахстан и не Оренбургская область, где есть радоновые шахты, а гранитные массивы — не монацитовые месторождения и не могут давать страшных превышений. Для понимания рассказывают историю о том, как в свое время осталось без присмотра месторождение монацита в районе поселка Лосиный.
Жители из соседних сел забирали себе красивый белый песочек с высоким содержанием тория и урана и посыпали им дорожки в садах, высыпали в детские песочницы, а потом начали все болеть.
«Вот это действительно страшно. А у нас нормально, жить можно», — улыбается Анатолий Юрков.
Недоделанная карта радоноопасности Екатеринбурга. Картинка кликабельна
Справка:
Радон — радиоактивный газ без цвета и запаха. Этот газ, как и семь продуктов его распада излучает альфа-частицы, которые вызывают максимальное поражение живых тканей. Попадая в дыхательные пути, они разрушают мягкие ткани и вызывают радоновую ангину. Ее очень сложно идентифицировать, поскольку по симптомам она схожа с ОРЗ. Не менее 10% регистрируемых ежегодно в мире заболеваний раком легких вызваны радоновой радиацией. Этот же радиоактивный газ существенно повышает риск нераковых заболеваний верхних дыхательных путей и сердечнососудистых заболеваний. Международным агентством по исследованию рака радон отнесен к канцерогенам I класса [IARC, 1988]. В США радон в жилищах считают основной единичной причиной возникновения рака легких у некурящих.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!