«Теперь точно — кризис»
Два дня работы в Думе ХМАО не прошли даром — даже спикер югорского парламента Борис Хохряков отметился отличным заявлением. Другие парламентарии тоже не оплошали, поставив под сомнение эффективность льгот для нефтяников и потребовав от финансистов Югры установить межбюджетную справедливость. Правда, без ответов осталось такое количество вопросов, что за народных избранников становится как-то неловко — статус окружного депутата в округе, видимо, ничего особо не решает. Почему налоговая служба может отказывать даже губернатору Наталье Комаровой, во сколько обойдётся Югре налоговый манёвр в ТЭКе и до какой суммы к 2018 году дойдёт государственный долг региона — в материале «URA.Ru».
Прошедшее накануне заседание Думы ХМАО и последовавшие за ним депутатские слушания по проекту бюджета и налоговой политике округа стали, пожалуй, одними из самых интересных за весь текущий год. Исключение Виктора Валеева из парламента, ожесточённые споры по налоговым поправкам и вопросу о государственно-частном партнёрстве, очередная лекция на тему синтетических наркотиков, вопрос профессионализма чиновников финансового департамента, поставленный главным авторитетом среди югорских депутатов — обо всём этом агентство уже сообщало. Другое дело, что за два дня работы удалось в очередной раз убедиться, что многочисленные вопросы парламентариев представителям правительства всё так же зачастую остаются без ответов.
Взять хотя бы вопрос представителя Сургутского района Любови Малышкиной, поднявшей поистине классическую для округа тему бюджетной справедливости между муниципалитетами. «Я посмотрела материалы по очередным корректировкам по трансфертам в муниципалитеты. Так вот, по Сургуту и Сургутскому району все эти корректировки идут со знаком „минус“. Оба муниципалитета дают значительную, может быть, даже большую часть бюджета округа и без конца выравниваются в минус. Я хочу получить справку по бюджетной обеспеченности Сургута и района — сколько денег округа приходится на одного жителя. Я про выравнивание бюджетов муниципальных образований слышу постоянно, на мой взгляд, оно становится несправедливым — у нас в районе вообще не идет финансирование объектов, кроме одного объекта в Нижнесортымском. Мы будем уже развивать территорию, которая несёт золотые яйца, или будем ждать, пока она это делать прекратит?» — заявила Малышкина.
За чиновников заступился спикер Думы Борис Хохряков, пояснивший, что Сургут в результате корректировок получит 819 млн рублей, а район — около 280 млн, однако ответ представителя «Сургутнефтегаза» не удовлетворил. В итоге председатель комитета Дмитрий Мизгулин занес в протокол заседания требование о предоставлении информации на следующем заседании.
Любовь Малышкина как может отстаивает интересы Сургутского района и экономической столицы округа: по данным депутата, округ постоянно обрезает денежные трансферты обоим муниципалитетам
На том же комитете выступала глава управления ФНС по ХМАО Ольга Литова, представившая доклад по сбору налогов в бюджет округа за первое полугодие. К ней у депутатов также было множество вопросов, выделить хотим один. Глава фракции ЛДПР Евгений Марков в своём выступлении в очередной раз поднял тему информации от нефтяных компаний округа. Депутат спросил у руководителя налоговой инспекции, может ли её ведомство предоставить точные данные по объёму налога с одной тонны добытой в ХМАО нефти по отдельным компаниям. Литова пояснила — информация, конечно, есть, но с предоставлением будут проблемы. «У нас есть прямой запрет по предоставлению информации в разрезе крупнейших налогоплательщиков, мы такие данные даже по запросу правительства не предоставляем», — заявила она. Однако, поправилась начальница управления ФНС округа, ведомство сможет дать данные, если на это согласятся крупнейшие налогоплательщики региона. «Ну, вы сами знаете какие», — добавила она, имея в виду «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».
От главы окружной налоговой инспекции Ольги Литовой потребовали точных данных по налогам нефтяников. «Мы такую информацию даже правительству не даём», — не растерялась руководитель службы
Коллег поддержал Юрий Важенин, запросивший аналогичные данные по консолидированным группам налогоплательщиков (КГН), однако и здесь Ольга Литова вынуждена была ответить отказом ввиду запретов федерального законодательства. Уже позднее главный авторитет югорского парламента поднял тему проведения налогового манёвра в топливно-энергетическом комплексе, активно обсуждаемому федеральными министерствами. Важенин поинтересовался: что конкретно Югре дадут поправки, предусматривающие снижение экспортной пошлины на нефть и повышение НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) вдвое, каких поступлений стоит ждать. «Федеральный бюджет, по подсчётам, недосчитается 250-300 млрд рублей от маневра, значит, будут у кого-то ещё? У тех же нефтяных компаний, которым мы каждый год даём льготы на 20 млрд рублей», — заявил Важенин, предложив оценить ситуацию и параллельно заявив о необходимости предоставления нефтяникам льгот. По мнению депутата, округ сегодня должен давать преференции только по инновационной деятельности — так по крайней мере будет справедливо по отношению к малому и среднему бизнесу, льготы для которых власть обрезает.
Замгубернатора Вера Дюдина в свою очередь открыто признала, что точных данных по влиянию налогового манёвра в ТЭКе у правительства Югры до сих пор не имеется. Финансовый департамент, по её словам, просил дать оценку нефтяников, однако ответа пока не получил. Однако уже сегодня, в рамках депутатских слушаний по проекту бюджета на будущую трёхлетку, она привела примерные данные, основанные — внимание — на параметрах манёвра, в течение последних месяцев регулярно публиковавшихся в федеральных СМИ. «В пояснительной записке к проекту федерального бюджета указано, что он пострадает на 200 млрд рублей, но оценок по региональным бюджетам там нет. Мы сами сделали грубую оценку по данным доступных источников — брали из СМИ. Наша оценка — от 3 до 7 млрд рублей возможных потерь по налогу на прибыль организаций. Это приблизительно, ждём оценок от управления ФНС, у них есть вся информация, в том числе по КГН. Запросы мы им сделали, но ответов пока нет, и в бюджете у нас это не просчитано», — рассказала она.
За выступлениями Юрия Важенина любо-дорого наблюдать: в думских залах устанавливается тишина, когда говорит один из авторитетнейших парламентариев округа
В связи с этим спикер окружного парламента Борис Хохряков предложил депутатам выйти с инициативой к коллегам из Госдумы. «Думаю, нам надо обратиться в Госдуму по оценке влияния налогового манёвра в нефтяной отрасли на региональные бюджете. И в случае их снижения в результате этого решения предусмотреть компенсацию выпадающих доходов бюджетов регионов из федерального», — заявил он. Интересно, что по данным той же Дюдиной федеральная казна готова компенсировать потери дорожных фондов от снижения акцизов на бензин, однако сама по себе идея Хохрякова явно заслуживает рассмотрения.
Также отметим, что «грубые оценки» депфинансов Югры совпали с прогнозами их коллег из департамента экономического развития, которые ведомство давало «URA.Ru» ещё в начале июня текущего года. Тогда чиновники заявляли, что при самом тяжёлом варианте развития событий казна региона лишится 7-8 млрд рублей, при самом лёгком — 2-3 млрд. «Да, есть официальное объяснение о необходимости унификации налоговой политики России с членами ЕАЭС. Но если говорить открыто, то это очередное „обезжиривание“ регионов довольно сложным способом. В первую очередь пострадают от него Югра, Татарстан, Башкирия и сами нефтяники», — подчёркивал тогда собеседник агентства.
Переход в ОНФ пошёл Александру Колодичу на пользу — бывший эсер был необыкновенно активен в течение обоих дней работы
Отметим, сами по себе депутатские слушания, состоявшиеся сегодня, также были переполнены интересными данными. К примеру, гигантский доклад по прогнозам социально-экономического развития округа представил глава департамента экономразвития Павел Сидоров, также были озвучены данные по эффективности налоговых льгот, применяемых в Югре. Однако важнейшей частью слушаний стали параметры бюджета на 2015-2017 годы, представленные Верой Дюдиной. Согласно отчёту, в 2015 году доходы округа составят 190,3 млрд рублей при расходах 198,7 млрд; в 2016-м — 198,3 млрд против 210,2 млрд; в 2017-м — 213,4 млрд против 231,4 млрд рублей. При этом отметим, что параметры главного финансового документа свёрстаны при условии цены на нефть в размере 101 доллар, в то время как уже сегодня стоимость барреля «черного золота» марки Urals, добываемой в ХМАО, упала до $86,5. О параметрах государственного долга региона и говорить не хочется: к 2018 году он достигнет 63,37 млрд рублей (31,5% от всех доходов на год), а затраты на его обеспечение превысят 10 млрд за три года. Так-то.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!