«Мы не хотели залезать в долги»
Существует мнение, что бедный губернатор — плохой губернатор. Это утверждение полностью относится к Пермскому краю и старательно отбивается силами прогубернаторской пропаганды. Но стоит ли оправдываться Виктору Басаргину — большой вопрос, возникающий в том случае, если можно вслух назвать виновников бюджетного дефицита отдельно взятого региона. Этот мужественный поступок пытались сделать пермские чиновники. Как это было, кто действительно виноват и что нужно делать, чтобы из Прикамья перестали «пить кровь» — в репортаже «URA.Ru».
В Перми прошло выездное совещание комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Болезненная для многих регионов тема — распределение федеральных денег между регионами и почему фискальная политика государства часто и больно бьет по местным бюджетам, которые недополучают налоги. Так называемые «выпадающие доходы» частично компенсируются, но этого мало — говорят местные чиновники. Они сетуют на объективные причины: в среднем треть предприятий не показывает доходов и существующее налоговое законодательство позволяет прятать деньги. В это же время федеральный Минфин произносит ритуальные заклинания о «приоритете выравнивания» бюджетной обеспеченности территорий, особенно новых — Крыма и Севастополя. А Пермский край остается тем самым донором, которому и «чай с булочкой» полагается через раз.
На недавно присоединенные регионы правительство дает больше денег, чем на борьбу с инфляцией
«С момента, когда перестало существовать Министерство регионального развития, единственным органом, который реально занимается поддержкой Пермского края, остается Совет Федерации», — подчеркнул Виктор Басаргин. Поэтому проведение выездного заседания в Перми стало достижением региональных лоббистов. Правда, обозначить финансовые проблемы региона удалось буквально в последний момент. В четверг состоится заседание Законодательного собрания, во главе угла повестки будет вопрос по бюджету на 2015 год и плановые 2016-2017 годы. Ситуация в крае настолько же показательная, насколько и противоречивая.
С одной стороны, регион демонстрирует рост. Сальдированный финансовый результат организаций — лучший в Приволжском федеральном округе: 134 миллиарда рублей. Рост промышленного производства по итогам 9 месяцев — 9,5%. Объем инвестиций в основной капитал на уровне прошлого года — 73 миллиарда рублей за первое полугодие. С другой — вырос госдолг и главный финансовый документ Прикамья верстается с предельным дефицитом. Это в очередной раз признал Виктор Басаргин. «Мы не хотели залазить по уши в долги, как это делают многие регионы, кто не так бдит за финансовой дисциплиной. Иногда хочется махнуть рукой, сказать: „Давайте во все тяжкие окунемся, наберем долгов, но будем решать все задачи, которые ставятся перед регионом, в том числе, с точки зрения развития“», — было видно, что губернатор старается соблюсти нейтралитет в высказываниях.
За красоты южного берега Крыма приходится платить всем
Да, действительно, даже сейчас объем госдолга Пермского края гораздо меньше, чем, у Татарстана, но вливаний из федерального бюджета Казань получает в разы больше, чем Пермь. Так действует принцип межбюджетного регулирования, который декларируется министерством финансов. Можно сколько угодно говорить, что так нечестно, но ситуация от этого не меняется. Остается грустно шутить, что Пермскому краю дали медаль «Почетного донора», только после сдачи «крови» чай с сахаром и выходной дают уже через раз.
Виктор Басаргин также упомянул обидную разницу в отношении к региону-соседу. Пермский край собирает на 4 миллиарда рублей больше налогов во все уровни бюджетной системы, чем Свердловская область, но поступлений в консолидированный бюджет, включая федеральные деньги, имеет существенно меньше — на целых 52 миллиарда рублей.
Вообще Прикамью приходится нелегко — за последние три года регион из-за экономического поведения крупных налогоплательщиков потерял значительное количество ресурсов. Закрытие крупного завода компании «СанИнбев» принесло значительные убытки — больше полутора миллиардов только в текущем году. Снижение поступлений акцизов по нефтепродуктам — еще примерно столько же. В целом бюджет в 2014 году потерял почти 12 миллиардов рублей, а в качестве компенсации получил из Москвы около 4 миллиардов, то есть почти в три раза меньше. К тому же налоговая дисциплина местных предприятий отнюдь не на высоте, третья (!) часть их, судя по отчетам, работает в убыток.
«Почетному донору» нечего и думать о метро. Максимум инноваций — это многоуровневые парковки
При этом «майские указы» президента никто не отменял: расходы на повышение зарплат бюджетникам неуклонно растут. И это на фоне снижения налоговых поступлений и уменьшения федеральных дотаций за «выпадающие доходы».
Виктор Басаргин отметил и такое неприятное явление, как межбюджетные новации. Изменения федерального бюджетного законодательства часто происходят неожиданно для регионов. Примеров, когда меняются правила игры, достаточно много. Можно вспомнить «маневр» федерального Минфина, когда выросли ставки налога на добычу полезных ископаемых и сократилось поступление от акциза. И произошло это резко — за один год, а не за 10 лет, как было анонсировано. «Вести нормальное бюджетное планирование практически невозможно», — огорченно сказал губернатор, осторожно предложив заморозить все межбюджетные новации года на три.
Если бы региональные чиновники были смелее, то они бы назвали причину подобного положения вещей: неспособность федерального центра прогнозировать экономическую ситуацию в стране. Видеть этот диагноз можно между строк в двух простых примерах: в 2013 году с дефицитом свои бюджеты сверстали в пять раз больше регионов, чем планировали федеральные чиновники. В 2014 году, сделав поправку на кризис, ошибка была меньше — всего в 2,5 раза.
Пермский край погружается в кризис, несмотря на нефтяной «спасательный круг»
Впрочем, очевидно, что российская экономика напрямую зависит от политики. Иными словами, в прошлом году еще никто не знал, что Крым будет наш. И, как признала в своем докладе замдиректора департамента межбюджетных отношений Минфина Дарья Хворостухина, на поддержку бюджетов новых территорий страны — Республики Крым и Севастополь, направлено больше половины фонда финансовой поддержки регионов. К слову, объем финансирования этих регионов превышает тот, что тратится на борьбу с инфляцией в 2015 году — более 24 млрд рублей.
Центр по-прежнему достигает заявленных высоких целей за счет провинций. Вопросы вроде того, как Пермский край будет выполнять нормативы по повышению зарплат учителям, по-прежнему остаются открытыми. При этом надо помнить, что их контролируют гораздо более пристально, чем межбюджетные отношения Федерации и регионов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!