«Мы были на грани жизни и смерти. Посмотрели друг на друга и поехали дальше»
За свои 65 лет он сумел стать политической «глыбой», при этом не забронзовел и не подхватил звездную болезнь. Но не все факты из биографии политического и газового генерала Валерия Язева стали достоянием публики. Лишь избранные друзья знают, как он учился жизни в ГУЛАГе, выжил в лютый мороз на ямальской трассе и сталкивался нос к носу с дикими хищниками. Он из редких смельчаков, готовых «побить» в споре Жириновского и одним ударом успокоить пьяного с ножом в руке. Отзывы о депутате Госдумы его коллег, товарищей и оппонентов — в приуроченном к юбилею политика материале «URA.Ru».
Детство в ГУЛАГе. «Он жизнь учил не по учебникам»
Валерий Язев родился в суровых местах. В конце 40-х годов на его малой родине — в ныне несуществующем поселке Волим Пермского края располагалось спецпоселение ГУЛАГа. С пяти лет будущий законодатель и миллионер вместе с двумя братьями рыбачил, охотился, ходил на моторной лодке. Мечтал быть летчиком или космонавтом. Но детские фантазии разбивались о суровую сталинскую реальность. «Родители у него были военные, работали в ПермЛаге, поэтому Валерий Афонасьевич воспитывался в окружении политических зэков. Он рассказывал, что в то время в Волиме сидело много талантливых и интересных людей. Народ был жесткий, втихаря делали ножики, финки. Приходилось учиться жизни не по учебникам. Именно тогда у него появилось стремление вырваться в другую жизнь», — вспоминает глава Новоуральска Владимир Машков.
Студенческие годы. Прорыв из глухого края
Начинавшаяся с одного кооператива корпорация «ЯВА» занимает сегодня целое здание в центре Екатеринбурга
Несмотря на такое окружение Язев с головой ушел в учебу. Уже в девятом классе писал в Академию наук письма с идеями электронной накачки атомов. «Он еще в школе изобретение сделал. Получил патент официальный. Хитрую штуку, какой-то аппарат», — вспоминает депутат Законодательного собрания Свердловской области Владимир Никитин. После окончания школы будущий политик установил для себя высокую планку: поступить в Московский физико-технический институт или в МВТУ имени Баумана. Но знаний, которые дала ему затерянная в глухих пермских лесах школа, оказалось недостаточно — Язев не прошел по конкурсу. Закончил водительские курсы и устроился на работу в родном поселке — возил в зону грузы, продукты.
Неудача не убавила решимости. На следующий год он стал студентом Уральского политехнического института. Будущий депутат с головой окунулся в физтеховскую жизнь. Занимался комсомольской работой, был командиром стройотряда, где вовсю использовал водительское мастерство. Прославился вырвавшийся из пермской глубинки студент не только на официальной ниве. «В эти годы у нас один «братан» жил в общаге, когда он напивался, то бегал с ножиком по коридорам, орал, что всех зарежет. Все сидели по комнатам и ждали Язева. Валера приходил и точным ударом в ухо вырубал его. Тот падал, потом утром в себя приходил и говорил: «Валера, спасибо. А то бы я точно кого-нибудь порезал, а потом сел», — вспоминают однокашники.
Путь бунтаря. «Зачем тебе это? Коммунисты вернутся — всех пересажают!»
Корпорация «ЯВА» превратила далекий от морей Екатеринбург в центр парусного спорта. Матчевые гонки «ЯВА-Трофи» стали популярны во всем мире
Валерий Язев закончил вуз на «хорошо» и «отлично», после чего был направлен в Новоуральск на крупнейший в мире комбинат по обогащению урана. Карьерный рост на секретном предприятии был просчитан на годы вперед: сначала инженер, затем старший инженер, потом начальник участка, замначальника цеха... «И опять сказался его бунтарский характер. Опять надо вырываться», — рассказывает Владимир Машков.
И будущий депутат поехал работать на Север. Сначала старшим диспетчером управления магистральных газопроводов, затем начальником компрессорной службы, главным инженером. В жестких природных условиях работа строилась по-другому: с колес, со слов, на личном авторитете и профессионализме. В любой момент могли возникнуть нештатные ситуации, к которым нужно было быть подготовленным. «Едем в вахтовке, температура минус 48 с ветром. Знаем, что два дня назад вахтовка на этой дороге замерзла, в которой было 12 человек. И вдруг машина глохнет, водитель выскакивает, что-то закидывает в бак, машина заводится. Через 15 километров в пункт обогрева зашли, перекусили, чай попили и друг на друга смотрим: только что были на грани смерти. Едем дальше, или нет? Молча встаем и едем. Везем оборудование, без которого никак», — пересказывает некогда изложенную ему Язевым историю мэр Новоуральска.
За эти годы будущий промышленник добавил к образованию технологический опыт, перед ним открылись новые карьерные перспективы. Но он вновь решает поменять жизнь. Создает свой первый кооператив в Надыме, второй, третий. Начальник одного из газпромовских подразделений пытался остановить Язева такими словами: «Ты чего, Валера, офигел? Работай себе в Газпроме. Зачем тебе это надо? Все равно коммунисты вернутся и вас всех пересадят!». Однако будущий депутат сделал по-своему.
Чем занимались кооперативы, сейчас, наверное, помнит только сам Язев, позже его оппоненты и недруги говорили, что торговали водкой на севере. Впрочем, с этого тогда начинали многие. Наверное, бизнес империи Валерия Язева нельзя назвать прозрачным, за что ему периодически «прилетало». Много позже, в 2012 году уже депутат Госдумы Язев попал под «Добрую машину пропаганды» лидера оппозиции Алексея Навального. По подсчетам его команды, за время работы депутатом уралец увеличил свои доходы в 70 раз. Сам Валерий Язев выпад если и оценил, то не заметил.
Говорят, стать объектом атаки Навального у единороссов считается своего рода знаком качества. Значит, жизнь прожита не зря
Владимир Машков стал верным другом Валерия Язева еще в 90-е годы прошлого века
Жесткий руководитель. «Нужно ценить каждую копейку»
Язев ушел и занялся строительными проектами. Начал со ставшего родным Новоуральска и сразу проявил себя жестким руководителем. Часто повторял чиновникам: «Вам денег же не жалко, они не ваши: подумаешь, два миллиона сюда, три — сюда. А нужно ценить каждую копейку». Но при этом Язев ценил отношения с представителями власти. «Я с Валерием Афонасьевичем познакомился в 1994 году, когда работал первым заместителем главы города. В это время в Новоуральске как раз начинали строительство церкви. В те времена это было психологически сложно, но созданная Язевым „ЯВА“ взялась за работу», — вспоминает Владимир Никитин. Впоследствии Никитин перешел на работу к Язеву и некоторое время руководил его новоуральскими фирмами.
Депутат-промышленник
Владимир Никитин (слева) полтора года руководил новоуральскими предприятиями корпорации «ЯВА»
И этот шаг оказался в карьере Язева не окончательным. В середине 1990-х годов он пошел в политику. Первой ступенью стал мандат депутата Заксобрания области. Именно тогда же была оформлена корпорация «ЯВА» и началось сотрудничество ее создателя с областным Союзом промышленников и предпринимателей. «От него мы знали все о развитии газовой промышленности. Несмотря на занятость, он регулярно приезжал, встречался с нами, информировал о развитии промышленности, газовой отрасли. Его собственные проекты всегда были успешны. Например, завод под Первоуральском, производивший сварочные аппараты: предприятие погибало, он его поднял и развивал — сохранил и производство, и рабочие места. Ювелирный завод в Екатеринбурге был в тяжелейшем состоянии — Валерий Афонасьевич не побоялся взяться за него», — отзывается о Язеве бывший руководитель областного СПиП Владимир Семенов.
Алексей Багаряков: «Я проиграл Язеву достойно»
Затем последовали выборы в федеральный парламент. «Я ему начал задавать вопросы: вот хорошо, в Госдуму ты идешь, а тебе это надо? У тебя бизнес растущий. Когда ты все успеешь? Он отвечает: „Понимаешь, я понял, что законы, которые делаются для бизнеса, бизнесу развиваться не дадут. Почему бы мне не попробовать самому попытаться заниматься законотворчеством?“. И это с учетом уже накопленного к тому времени Валерием Афонасьевичем опыта работы в партии „Наш дом — Россия“ было логично», — рассказывает друг политика.
Алексею Багарякову было не стыдно проиграть выборы Валерию Язеву
С уважением отзываются о политике даже его оппоненты. Боровшийся с ним в ходе одной из кампаний по нижнетагильскому округу Алексей Багаряков вспоминает ту кампанию следующими словами: «Я был молодым и решил попробовать себя в политике, и не просто попробовать, а с таким сильным соперником. Потягаться с зубром уральской политики, и не где-нибудь, а в его вотчине. Я проиграл, но проиграл достойно». «Если бы Валерий Афонасьевич не был бойцом, то он бы столько лет не продержался в публичной политике, на таком высоком уровне. Думаю, у него еще очень большое будущее есть. Он может дать фору многим нашим политикам», — говорит бывший первый заместитель администрации свердловского губернатора.
Наставник «молодых» депутатов
Затем начался продолжающийся по сей день период работы в Госдуме, во время которого Валерий Язев не только набирался политического опыта сам, но и делился им с парламентскими новичками. «Он стал учителем нас, более молодых депутатов. Во время нашего первого созыва он стал неформальным председателем депутатского корпуса Свердловской области. Язев, в отличие от наших губернаторов, объединял нас. В каких-то моментах подсказывал, помогал, объяснял, содействовал», — рассказывает депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Таскаев.
Владимир Таскаев (слева) благодарен Валерию Язеву за наставничество
Грозный политический соперник. «Чубайс побледнел от слов Язева»
За годы работы в федеральном парламенте Язев провел сотни законов, стал сильнейшим лоббистом в сфере ТЭКа, создал Российское газовое общество. «Я понимал всегда разницу в нашем уровне: я — зампред Палаты Представителей, он — зампред Госдумы, но разницы в статусах в отношениях не чувствовалось. Он не чурался, когда я со своей колокольни пытался совет дать или мысль высказать», — рассказывает Владимир Никитин. Схожим образом Язев ведет себя и с рядовыми избирателями. Его коллега по Госдуме Александр Петров называет политика в отношении к людям «сдержанным» и «скромным»: «Я точно знаю, я видел его скромность. Когда рядом с ним были простые люди, он выслушал их замечания и их принял! Они знали, кто он, а он их не знал. Настоящий уралец, открытый, добрый, умеющий принимать на себя ответственность и не перекладывающий эту ответственность на других».
За годы работы в парламенте депутат поднаторел в дискуссиях. «С Жириновским были у него стычки. Язев как-то жестко ему ответил, как в боксе: концентрированным и коротким ударом. Если есть что-то негативное, он сразу может сказать в лоб. За это его иногда и недолюбливают. Кто любит правду? Язев говорит: „меня в этом плане не исправить“. При этом всегда отмечает позитивные качества человека», — говорит Владимир Машков. Это качество, например, ярко проявилось в 1998 году, когда Анатолий Чубайс пытался объединить НДР и «Правое дело». На одной из конференций Валерий Язев встал, вышел на трибуну и при всех сказал свое категорическое «против». «Чубайс аж побледнел. На Язева попытались надавить, кричали: „Кто такой ваш Язев? Чубайс все равно выкрутится, у него бизнес, деньги, а вы все сгинете! Чего вы его слушаете?“. Но руководство НДР поддержало Валерия Афонасьевича. Если бы было по-другому, российская история пошла бы по другому пути», — рассказывают друзья юбиляра.
Важным направлением деятельности Корпорации «ЯВА» остается строительство газопроводов
Именно Язев впоследствии вышел с идеей о создании межрегиональных координационных советов «Единой России» и долгое время возглавлял Уральский МКС. Был на короткой ноге с «отцами» правящей партии. Но ни разу публично не заявлял о губернаторских амбициях. Хотя в Екатеринбурге всегда было принято считать: Язев — потенциальный участник любой предстоящей избирательной гонки, именно его чаще всего называли как третьего претендента, сразу после вечной связки «Россель-Чернецкий».
Тем не менее формально близко к губернаторскому креслу он подошел лишь однажды, в год своего 60-летия, когда осенью 2009 года попал в список кандидатов в главы Волгоградской области. Товарищи политика сегодня с улыбкой вспоминают эту историю: «Он из штанишек губернаторских уже вырос. Это уже не его уровень, он его перерос». Хотя, по другим данным, сам Язев всерьез готовился к новой для себя роли и уже сдавал вице-спикерский кабинет в Госдуме.
Найти неформальные фото Язева — задача не из простых. За долгие года в парламенте он напрочь врос в костюм
В 2011 году, по итогам очередных выборов, Валерий Язев стал депутатом по мурманскому списку единороссов. В неизвестный политику регион его бросили как на заклание, но результат в проблемной для партии области, в итоге превысивший заветные на тот момент 30%, руководство оценило.
Лоббист федерального масштаба
«Он в самолете провел времени больше, чем на земле, постоянно с бумагами, все время на связи. Ему звонят из Госдумы, администрации президента», — вспоминает один из товарищей депутата. У Язева много друзей и за границей: «Руководители нефтяных и газовых компаний его хорошо знают и прислушиваются к его оценкам. Он может назвать цену нефти или фьючерсы на полгода, а то и год вперед. Он мне, когда кризис был в 2008-2009 году, сказал: „Помяни мое слово, самым тяжелым будет 14-15-й год“. Я недавно с ним встречался, говорю: слушай, ты откуда это знал? Он посмотрел так на меня с хитрецой и говорит: „Могу еще кое-чего сказать“». Многие проекты Валерия Язева касались и Свердловской области. Главный из них — строительство четвертого энергоблока Белоярской АЭС: «Строительство четвертого энергоблока просто глохло, и думали, как его возродить? Идея пришла одна: через партийный проект. Язев отработал все с бывшим председателем Госдумы Грызловым, притащил его сюда, своих коллег раза два привозил, и только после этого в Думе появилась строчка в бюджете, деньги на окончание строительства. Иначе бы этот энергоблок мог бы строиться еще много лет».
Летом прошлого года Язев неожиданно для многих покинул пост президента Российского газового общества, уступив его еще одному уральцу, Павлу Завальному. Это сказалось на непоколебимом статусе свердловчанина как проводника многих важных проектов, однако первый зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев из рейтингов лоббистов не выбыл. Как публичных, так и неофициальных.
Александр Петров увидел в охотнике Язеве истинного любители природы
Охотник по жизни
Главным хобби, определяющим стиль жизни Валерия Язева, была и остается охота. Она добавляет драйв в жизнь политика, дает ему стимул для работы. При этом, отмечает Александр Петров, политик относится к природе с большой любовью: «Тратит 50 тонн зерна на кормление животных, за зиму. Завозит оленей и разводит их на Урале». Депутат обошел с ружьем не только российские леса, но и просторы Африки. Именно с рассказов о новых трофеях начинаются встречи депутата с друзьями. Вот одна из таких историй: «На меня в лесу медведица сзади вышла. А я думаю, успею ли до лабаза добежать? Все на грани было. Но разошлись мирно». Не прочь политик съездить с друзьями и на рыбалку. «В компании не чувствуется, что это олигарх, человек, который „стоит“ в сотни тысяч раз дороже, чем ты. Нормальный мужик», — рассказывают его коллеги по «тихой охоте».
Все только начинается
И друзья, и враги Валерия Язева уверены, что 65-летний юбилей станет для него лишь этапом в дальнейшей карьере. В Нижнем Тагиле депутата уже ждут в новом-старом качестве: впереди выборы в Госдуму и политик считается одним из вероятных кандидатов по одноименному одномандатному округу.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!