Пермских богов ждет Черный рынок
До половодья-2014, затопившего набережную имени Татищева, команда Виктора Басаргина с упорством отстаивала проект переезда Пермской художественной галереи в Речной вокзал — вместо музея PERMM. Но ЧП заставило власть отказаться от этого варианта, и уже через пару месяцев было решено переместить ПГХГ в бывшую казарму училища ракетных войск. Чьи интересы могут стоять за этим проектом и почему безмолвствуют депутаты и общественники — в материале «URA.Ru».
Собственно, идея эта лежала на поверхности уже несколько лет, просчитывалась и обсуждалась, хотя неизменно отодвигалась в сторону. Да, в этом случае фонды галереи можно будет, образно говоря, на руках перенести из кафедрального собора, освобождаемого для РПЦ, в дом по улице Окулова, 4: на кадастровой карте он выделен голубым оттенком. Но, во-первых, еще весной подобная схема считалась якобы бесперспективной — в отличие от планов строительства нового здания либо на гигантском пустыре в Разгуляе, либо в квартале № 179, переданном теперь с аукциона «КОРТРОСу» Виктора Вексельберга под жилищный проект.
Во-вторых, если курсанты под трехметровыми потолками и в коридорной системе планировки чувствовали себя вполне нормально, то для жемчужины отечественной культуры и пермских богов этого явно будет маловато. В-третьих, как рассказал «URA.Ru» известный прикамский архитектор Игорь Луговой, по российским нормам для музеев с экспозиционной площадью более 3000 кв.м требуется участок не менее 2 га, т.е. 20 000 кв.м. У кадастрового объекта № 59:01:4410003:29 по Окулова, 4, площадь значительно меньше.
Кадастровая карта — занимательный объект для изучения специалистами
Наконец, по мнению Лугового, новое строительство обошлось бы чуть ли не вдвое дешевле переезда в казарму: «При нынешних ценах подобный объект встанет в 50-60 тысяч рублей за квадрат, тогда как краевые власти намерены потратить 100 тысяч за единицу измерения! Считайте: из бюджета на выкуп и реконструкцию площадей общей величиной 12 га выделяется 1,2 миллиарда рублей». Как иронизирует архитектор на своей странице в сети «Фейсбук» (деятельность запрещена в РФ), «получается, что руководству галереи предложили вместо журавля не просто синицу, а даже какую-то замороженную тушку безногой курицы».
Тем не менее планы озвучены лично губернатором и сворачивать или сдавать назад, как всегда, никто не собирается. На минувшей неделе вопрос даже публично слушался в Заксобрании. Парламентская пресс-служба запуталась. Отчитываясь об итогах, она сообщила, что речь шла об адресе: ул. Монастырская, 87. Это вообще в другом микрорайоне и в нескольких кварталах на запад. «Но им какая разница? Главное же Басаргина поддержать», — комментируют ошибку парламентарии.
И судя по всему, пресс-служба Законодательного собрания не одинока. Например, Дмитрий Красильников, председатель краевой Общественной палаты и проректор классического университета признал, что вопрос в ОП ПК не обсуждался, но выразил уверенность, что она поддерживает главу края. Уже до конца года нынешние владельцы экс-казармы предполагают освоить 600-800 млн рублей, точнее, столько им дают в обмен на договор, а затем начнется срочная подгонка-перестройка приобретения под музейные нужды. Проектом будет заниматься английское архитектурное бюро Casson Mann, контракт с которым подписан в октябре.
Уж не переезд ли галереи обсуждают Армен Гарслян и токарь-депутат Валерий Трапезников?
Почему забракованная еще вчера идея сегодня выбрана в качестве приоритетной? Попробуем разобраться. Когда-то весь комплекс окрестных зданий принадлежал Министерству обороны РФ — в/ч 33055. Затем МО обменяло эту недвижимость на жилье для военнослужащих. И здание по ул. Окулова, 4, в частности, перешло к бизнесменам, близким к председателю совета директоров ОАО «Метафракс» и депутату краевого парламента Армену Гарсляну.
Изначально это было ООО «Бекар-Инвест» (БЕляевКАРлюк — «URA.Ru»), сейчас владельцы — ООО «Бизнес-Тун» и ООО «Тандем». Первое принадлежит Татулу Гарсляну, брату Армена Гайосовича, причем в ЕГРП имеется запись об ипотеке в пользу «Метафракса» по договору залога от 1 августа 2011-го. Что же до «Тандема», то в его учредителях — ООО «Урал-Хост»: фирма по удалению сточных вод и отходов, связанная с однофамильцами президента Пермской галереи Надежды Беляевой — Беляевыми Владимиром и Евгением Валентиновичами.
Кстати, именно второй и был собственником «Бекар-Инвеста», прекратившего деятельность в результате не банкротства, а слияния. Владимир же Беляев еще пару лет назад входил в совет директоров «Метафракса» и числился там в списке аффилированных лиц. Одновременно он руководит, а Евгений владеет ООО «Девелопмент-СЗ», в собственности которого другое здание бывшего ракетного вуза — внутри квартала — по адресу: ул. Монастырская, 12/1. Но об этом чуть позже. Дело в том, что еще некоторое время назад власть компаний «Бизнес-Тун» и «Тандем» над будущим потенциальным приютом Пермской художественной галереи была неполной.
«Черный рынок» в центре Перми — на самом деле «золотая» земля
Министерство обороны оставило там для себя эдакую зацепочку — в виде помещений чайной и кондитерского цеха общей площадью 73,8 кв.м на 1 этаже. Из-за банальной канцелярской ошибки или предумышленно — не важно, но они оказались одновременно принадлежащими и ООО «Бизнес-Тун», и ОАО «Управление торговли Приволжского округа». Выяснилось это в 2011 году, а первое положительное для фирмы Татула Гарсляна решение Арбитражный суд Пермского края вынес только в январе 2013-го. Апелляции противоположной стороны успеха не имели, но лишь 5 августа АСПК отменил обеспечительные меры по делу и бизнесмены получили контроль над зданием. Как раз после этого идея переселить пермских богов в казарму и посетила краевые власти.
Впрочем, надо полагать, подспудная работа в данном направлении ведется давно. И тут надо вспомнить о дефиците земли на кадастровом объекте № 59:01:4410003:29, он же — Окулова, 4: для будущей галереи надо — 2 га, есть — меньше половины. Правда, к данному зданию с юга примыкает довольно приличный участок 59:01:4410003:32 площадью 5782 кв.м (на кадастровой карте — затемнен), прежде в частной собственности не находившийся. Он — народный, в смысле — публичный, и вроде имеет серьезное обременение, поскольку входит в памятник археологии «Черный рынок, поселение», включенный в соответствующий государственный список.
В пределах таких памятников, чьи границы утверждены распоряжением краевого правительства № 58-рп от 20.04.2007, запрещено «проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, лесоустроительных, хозяйственных и иных работ... без письменного разрешения соответствующего исполнительного органа государственной власти, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия». Плюс — подобные участки нельзя предоставлять в частное владение и отчуждать из государственной и муниципальной собственности.
Пермским богам не привыкать переезжать. Это они — во французском Лионе
Тем не менее некоторое время назад уже упоминавшееся ООО «Девелопмент-СЗ» Евгения и Владимира Беляевых и ООО «ПАК Девелопмент», владеющее зданием на противоположной от ул. Окулова стороне квартала ВКИУ — ул. Монастырская, 12, обратились в Росимущество с просьбой тот самый участок № 59:01:4410003:32 передать им. Получив отказ, обжаловали его в арбитраже и выиграли. А потом хозяин «ПАК Девелопмент» Всеволод Юшков долю отдал неожиданному «покупателю номер 3».
В итоге, уже с год часть пермского археологического памятника «Черный рынок, поселение» принадлежит некоему ООО «УралИнвестКонсалтинг», всего-то два года как существующему. Известно об этой фирме крайне мало. Учредила ее и возглавляла первое время Лариса Атаманова, предпринимательница из Краснокамска. Затем права директора перешли к Марии Кургановой.
При этом ООО с тождественным названием есть в Копейске Челябинской области. Точно такое же в Екатеринбурге, но теперь ликвидировано. А представители пермского бизнес-сообщества, к которым корреспондент «URA.Ru» обратился за консультацией по поводу возможных мотивов сделки, напомнили историю с Пермским хладокомбинатом «Созвездие». Сначала среди его учредителей появились уже упомянутые бизнесмены, близкие к «Метафраксу», а спустя время контрольный пакет ушел к удмуртскому холдингу «Комос групп». В случае с галереей объект также целенаправленно готовился к продаже несколько лет, а ввод в схему совершенно никому не известного юрлица мог говорить о том, что стоят за ним серьезные люди.
Как бы то ни было, земля, на которой расположен памятник археологии, не может быть в частной собственности. И значит, у государства есть все шансы забрать ее обратно, причем бесплатно, и также бесплатно передать музейщикам. Это вполне реально, если в ситуацию вмешается общественность.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!