«А потом Путин куда-то „потерялся“»
Если кому-то показалось, что мэрия Екатеринбурга хотя бы на время прекращает войну с госвластью — вы просто перестали читать их газеты и смотреть телевизор. Весь год прошел на фоне боёв самого разного масштаба — в этом «URA.Ru» убедилось, проштудировав почти 300 материалов медийного холдинга администрации столицы Урала. Серый дом массированно «стрелял» сразу по всем направлениям — майским указам Путина, реформе МСУ, льготникам и по мелочи — например, зарплатам учителей. Изредка, то ли проверяя реакцию, то ли вконец осмелев, медийные пушки переходили на личности. Перечитывать эти материалы не стоит — берегите здоровье. Просто ознакомьтесь с краткой выжимкой продукта медиамашины мэрии Екатеринбурга на «URA.Ru».
Из 297 публикаций, выданных медиахолдингом городской администрации, губернатор Евгений Куйвашев, представленный на эту должность президентом, упоминается в 60. Такие результаты выдает поисковая машина компании «АПИ-мониторинг», безусловного лидера на рынке мониторинга и анализа медиапространства. Большая часть (55) материалов имеет явно негативный характер, нейтральный тон остальных обусловлен тем, что они приходятся на время, когда объективных претензий к региональной власти быть не могло. В массе своей, критические статьи выглядели не как конструктивная критика, а как «наезд», зачастую — с переходом на личности. Словно проверяя реакцию, а заодно оставляя поле для отступления, в случае достижения выгодного результата.
Если посмотреть на общую информационную картину, создается ощущение, что мэрия действовала в рамках заранее намеченного плана, с небольшими отвлечениями на значительные поводы, которые следовало бы отбить или интерпретировать.
Год начался с рассмотрения самого острого вопроса — реформы МСУ, тогда еще в виде проекта предлагаемой к обсуждению в Госдуме. Точнее, противостояние внедрению федеральной новации мэрские топы начали еще в конце 2013 года — сразу, как только отошли от празднования победы на выборах главы города Евгения Ройзмана. Январские публикации «серого» медиахолдинга вовлекают лояльных общественников и даже просто работников мэрии в «дискуссию». Главный тезис — на местах нужна «сильная, независимая власть». Без какого-либо контроля сверху.
В свои медиаигры горадминистрация активно вовлекает федеральные власти
«Выборы в крупных городах стали неуправляемыми для всех властных группировок, включая „городские“. Опыт Астрахани, Ярославля, а позднее Екатеринбурга показал, что „несистемная“ оппозиция имеет все шансы пройти в муниципальную власть. И это дает возможности претендовать на губернаторство либо дестабилизировать социальную ситуацию в стране», — волновался 15 января «Уральский рабочий», словно не замечая своего же выпада в адрес кремлевского начальства.
Камни в адрес власти в начале года летели редко и в основном имели целью Законодательное собрание Свердловской области. Попутно с этим мэрия по касательной старалась задеть и практически «поселившихся» на тот момент в городской ратуше прокуроров и полицию. «Даже правоохранительные органы с этой ролью не справляются, поскольку им такие конфликты не нужны, не говоря уж об областных парламентах, которые и подавно ловят орешки с рук губернаторов», — говорилось всё в том же «Уральском рабочем».
«Когда депутаты не знают, чем заняться, они начинают искать, на чём бы ещё выстроить себе пиар. „Беспроигрышные“, как вы понимаете, темы — социальные. Ибо они априори самые болезненные, а наступив на больную мозоль либо расковыряв с мазохистским наслаждением какую-нибудь болячку, легче же всего о себе напомнить», — дополнял «Вечерний Екатеринбург» 18 февраля.
Областная администрация городу отвечает редко. Видимо, PR-машина резиденции еще не составила свою «методичку» по медиавойнам
В конфронтацию уже непосредственно с «областью» город вступил в марте, открыв войну за 1,5 миллиарда рублей за компенсацию проезда льготников. Обещанная еще предыдущим губернатором сумма стала поводом для новой войны. Закончилось все шантажом — угрозой парализовать работу общественного транспорта. «Из-за огромного долга области общественный транспорт Екатеринбурга может остановиться в любой момент. К стихийной акции присоединились десятки трамваев, автобусов и троллейбусов. Без остановки движения в полдень общественный транспорт посигналил свердловскому правительству о своих проблемах», — вещали новости мэрского телеканала «Студия 41».
«Вы сами установили такую цену на билеты, что вам недостаёт теперь денег. В переводе с регионального чиновного: коли вам недостаёт средств, то возьмите и поднимите стоимость проезда для льготников», — рассуждала «Вечерка» 25 марта.
Администрация сменила своего главного ЛОМа с Чернецкого на Ройзмана (справа) несмотря на то, что он успел оскандалиться на весьма скользких темах — на частности, на прозападной риторике
«Медиадубинка» Серого дома вновь включилась во второй половине апреля, когда его руководители осознали, что правительство так и не пошло на компромиссы ни по одному из вопросов: ни по компенсации проезда льготников, ни по реформе МСУ. Через пару дней, 23 апреля, город пригрозил области народными волнениями, которые, впрочем, так и не случились. «Если областные власти не прореагируют, то, по сообщениям организаторов акции — профсоюзов транспортников и примкнувших к ним сторонников компартии, — это может подвигнуть водителей, кондукторов, обслуживающий персонал к забастовке».
Попытки горожан митинговать против сити-менеджера Александра Якоба город информационно обыграл крайне опасной, но вполне актуальной на тот момент формулировкой. Проведенный 15 мая на площади 1905 года митинг эсеров был назван «Екамайданом», его организаторов упрекнули в заказном характере мероприятия, а «использованных» участников в продажности. «Майдановские технологии не только делают звон, но они ещё и срабатывают», — развивал тему «Вечерний Екатеринбург» утром следующего после митинга дня. Для осуждения устроителей митинга вовлекли даже полпреда президента в УрФО Игоря Холманских — его имя горадминистрация периодически использовала для достижения одной ей известных медийных бенефиций.
Обыскивающих ЕТТУ силовиков город из виду также не упускал, обозначая проверки, как «попытку давления на муниципальных перевозчиков, высказывающих свою позицию по отношению к областным органам власти по компенсации льгот». Как известно, обыски и выемки закончились арестом главного по трамваям Александра Мирошника. Правда, взяли его уже в должности главы Октябрьского района.
Сергей Тушин (справа) и Владимир Тунгусов контролируют значительную часть СМИ Екатеринбурга
Демонстрируя 6 июля свой «людской потенциал» области, город зачем-то увеличил цифру участников митинга (заявлялся он «за Путина и Якоба», но в интерпретации «41 канала» и прочих медиаресурсов Серого дома, Путин куда-то «потерялся», и акция оказалась просто митингом «за стабильное развитие страны и мегаполиса») чуть ли не в два раза, накинув к 15-тысячному собранию на площади 1905 года еще 10 тысяч участников.
Термин «расчлененка», сопровождаемый «насильственным разделом Екатеринбурга», «планами уничтожить город», «ломанием через колено» появился в городской риторике в конце июня — начале июля и с успехом обыгрывается сегодня. Результат известен — оценку этой истории даст прокуратура.
Середина и конец июля — черное время для «серого» холдинга — обыски у главы областного хосписа, депутата Гордумы Олега Кинёва, его арест, допросы главы города Евгения Ройзмана, наиболее яркого оппонента реформы МСУ.
Последнее информационное перемирие «город» взял в ноябре, но быстро его прервал. Наблюдатели подметили, что в ходе войны горадминистрация успела «сменить коней» и рокировать лидера общественного мнения, которым до сих пор выступал член Совфеда Аркадий Чернецкий, на мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, допустив последнего до святая святых — эфира программы «Открытая студия. Екатеринбург» на телеканале «41-Домашний».
«Мы живем в эпоху, когда философы настаивают на пересмотре понятия „реальность“. Реальностью сегодня, по их мнению, является то, как мир вокруг представляют массы. Карта становится территорией. Вон чины Евросоюза уже который месяц говорят о российских войсках на Донбассе. И ни одна западная газета не отправляет туда корреспондента, чтобы проверить это. Ибо проще давать в эфир изо дня в день заявления важных лиц. Как итог, практически миллиард европейцев живут в полном убеждении, что русские танки уже под Харьковом», — раскрывает опыт медиапрактик «Уральский рабочий».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!