«Пукалка» от ОПС «Уралмаш»
Екатеринбург знаменит не только тем, что здесь убили царя, и тем, что из стен местного обкома вышел первый президент России. Столица Среднего Урала может по праву «гордиться» заданными в свое время всей стране криминальными трендами. Речь о 90-х годах и их главных «героях» — членах ОПС «Уралмаш». В Москве еще даже не могли представить, как это — стрелять по Белому дому, а в Свердловской области уже во всю долбили здание правительства из гранатомета. Сегодня бывшие «уралмашевцы» рассказывают, зачем на самом деле они целились в символ власти. «URA.Ru» продолжает проект, посвященный десятилетнему юбилею развала могущественной группировки.
Это был тихий, светлый июньский вечер 1993 года. Старший следователь прокуратуры Свердловской области Михаил Мильман был в тот день дежурным. Он сидел в кабинете на Вайнера, 4 в здании УФСБ и работал с документами. Как вдруг включили принудительную трансляцию и передали команду всем сотрудникам срочно прибыть в дежурную часть.
«Поскольку я в УФСБ не служил, я не прореагировал на это, продолжал писать. И вдруг ко мне заскакивает оперативный сотрудник и говорит: „Михал Григорьич, поехали! Белый дом взорвали!“, — вспоминает Мильман. — Ситуация внештатная. Побежали. Я еще на ходу умудрился кобуру с пистолетом прицепить. Прыгаем в машину, выезжаем со двора Управления, чуть не врезаемся в автобус... Я голову поднимаю, а здание правительства буквально в двухстах метрах стоит. На вид целехонькое. Я говорю: Витя, ты ничего не попутал?».
Дело о расстреле БД доверили вести коллеге Михаила Мильмана, сам он плотно занимался ОПГ «Центр»
Через минуту «фсбшная» «девятка» уже была на пустыре у БД (сейчас на этом месте стоит здание Заксобрания). Сотрудники охраны администрации Свердловской области показывали руками куда-то вверх — в стене на уровне 7 этажа чернела воронка.
«Все были растеряны — только-только закончилась советская власть и не было еще в нашей стране и тем более в нашем городе такого открытого вызова, — рассказывает „URA.Ru“ Михаил Мильман. — Пригнали пожарную машину со штурмовой лестницей, и я полез по ней с фотоаппаратом».
В ходе прочесывания местности неподалеку был обнаружен стреляный тубус от учебного одноразового гранатомета РПГ-18 «Муха». Из такого же в начале мая обстреляли здание РУБОПа. Силовики на 100 процентов были уверены в том, кто совершил оба преступления: в апреле был арестован лидер «уралмашевской» группировки Константин Цыганов и боевики ОПС таким образом пытались оказать давление на власть.
Сами ОПСовцы говорят, что учебная «Муха» — вообще не оружие, но на всякий случай целились в стену
Когда вернулись обратно в дежурную часть Управления ФСБ, начались дебаты: по какой статье возбуждать уголовное дело? Мильман, как представитель органов прокуратуры, посчитал, что тут все-таки теракт, и это подследственность ФСБ. Но поскольку это сразу бы вызвало повышенный резонанс, никто по этой статье дело возбуждать не хотел. «Полночи я разговаривал с различными должностными лицами ФСБ. И из Москвы, и с местными. Утром доложил все обстоятельства своему руководству, прокурору области Владиславу Туйкову, и было принято решение возбудить уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность за злостное хулиганство с применением огнестрельного оружия и иных предметов, его заменяющих», — вспоминает Михаил Мильман.
Дело вел следователь Александр Афанасьев (сейчас он на пенсии и говорить с журналистами не хочет). Неизвестно, задержали бы когда-нибудь стрелка, если бы не ЧП, случившееся 27 июля 1995 года. В этот день в Екатеринбурге прогремело два взрыва. Сначала две ручных гранаты рванули в самом центре города, у здания «Финпромко» на Толмачева (его владелец — ныне депутат Заксобрания Анатолий Павлов — был близок к ОПГ «Центр»), а потом мощный взрыв произошел в доме № 10 на ул. Высоцкого.
«Бойцы „спецназа“ ОПС „Уралмаш“ — Зайченко по кличке Морпех и Олег Загорулько закладывали взрывное устройство в распределительный электрощит в подъезде, где жил „вор в законе“ Тимур Свердловский. Однако адская машинка неожиданно сработала. Морпех погиб на месте, а Загорулько с ранением в живот был доставлен в 354-й окружной военный госпиталь», — вспоминают оперативники из числа очевидцев тех событий.
Задержать киллера Загорулько повезло главе ОУР УВД Екатеринбурга Александру Бересневу
Думая, что умирает, Загорулько дал признательные показания, о которых мечтали все уральские следователи. Он рассказал, что участвовал в расстреле лидера «центровых» Олега Вагина, что лично взрывал РУБОП, а потом Белый дом, что делал это по заданию Сергея Курдюмова и других лидеров «боевого крыла» «Уралмаша», и что целью двух последних акций являлось запугивание тогдашнего руководства области в лице Эдуарда Росселя, который считался близким к «центровым» и их коммерсантам (можно вспомнить, что в числе учредителей росселевского движения «Преображение Урала» были члены ОПГ «Центр»). Видеозапись допроса Загорулько удалось тогда раздобыть журналисту Сергею Плотникову. Сейчас он бережно хранит эти кадры, никому их не дает, лишь пересказывает слова боевика.
«Выстрелить с первого раза у Загорулько не получилось — не сработала планка у гранатомета. А по инструкции, если такое произошло, надо положить гранатомет, не возвращая его в нейтральное положение, и пойти доложить командиру. Он ровно так и поступил — поехал к Курдюмову, обо всем сообщил и даже попросил другой гранатомет, но Курдюмов его отругал и велел идти разбираться с неисправным оружием. Загорулько вернулся обратно, взвел планку, и в этот раз бабахнуло», — рассказывает «URA.Ru» Плотников.
В больнице контуженный стрелок провел около двух месяцев, но по какой-то совершенно необъяснимой причине за это время так и не был оформлен письменный протокол допроса. А потом «уралмашевец» и вовсе сбежал. В итоге видео можно было крутить хоть по центральным телеканалам, хоть выбросить в помойку — для суда оно не имеет никакой ценности.
Прооперированный Олег Загорулько показывает, как расстреливал лидера «центровых» Олега Вагина. Потом он подробно расскажет, как готовилось это убийство и кто в нем участвовал
«Он просто ушел из больницы в тапочках, сначала пошел в туалет, а затем тихонечко вышел на задний двор. Загор долго притворялся заторможенным, чем, видимо, и притупил бдительность охранявших его альфовцев, у которых не было опыта конвоирования, — рассуждает Сергей Плотников. — Скорее всего, Загора увезли свои же. За его откровения ему разрешили повидаться с женой и она, возможно, передала ему от них предложение бежать. Больше Загорулько никто и никогда не видел. Через некоторое время Курдюмов предложил соратникам помянуть Загора, поэтому принято считать, что с „торпедой“ свели счеты».
Между тем сегодня бывшие члены распавшегося ОПС «Уралмаш» заявляют, что никакого побега не было. «На суде альфовцы вообще утверждали, что прооперированный Загорулько якобы убежал от них и выпрыгнул в окно соседней палаты, когда их три человека было на посту! Бред сивой кобылы. Когда я давал показания, мне не давали разгуливать, за мной внимательно следили, — сказал „URA.Ru“ один из бывших коллег Загорулько. — Есть такое понятие — сделка со следствием. Что бы там ни говорили, все показания Олега оказались полезными и были учтены. Мы его точно не спасали, а значит, его спрятали сами силовики».
За столом у Росселя — лидеры ОПС «Уралмаш». Сейчас в Интернете сложно найти качественное фото с этого легендарного приема, все подчищено, даже в кэше. А ведь это были совершенно официальные кадры Департамента информационной политики губернатора
Белый дом и УБОП стали не единственными жертвами в борьбе за свободу Константина Цыганова. Вскоре после июньского выстрела из «Мухи» был жестоко избит и стал инвалидом судья Александр Довгий, отказавшийся изменить меру пресечения для лидера ОПС «Уралмаш». Цыганова в итоге выпустили под залог. Через некоторое время глава «уралмашевской группировки» навсегда скрылся за границей и продолжил руководить «семьей» оттуда.
Впрочем, «уралмашевцы» настаивают на том, что задержание Цыганова и череда дерзких акций никак не были связаны друг с другом. «Это был дешевый понт. Как только тогдашний начальник УБОП Валерий Барабанщиков заявил в телевизионном эфире о том, что он нас „перелупит, как собак“ — сразу получил выстрел в окно своего кабинета. Пишут, что якобы целились в помещение, где расположен архив. Это неправда. Если бы хотели уничтожить документы, никто бы не помешал подогнать к зданию пожарную машину, заправленную вместо воды бензином, и сжечь все здание, — продолжает собеседник агентства. — То же самое и с Росселем. Он по телевизору сказал что-то подобное, ругался, топал ногами. И получил „ответку“ в виде этой „пукалки“».
Как бы там ни было, но в итоге Эдуарду Росселю пришлось присмотреться к «новой силе» и попытаться наладить с ней отношения. И уже в 2000 году, когда «Центр» окончательно ослабеет, губернатор скажет новому лидеру ОПС «Уралмаш» Александру Хабарову свое знаменитое: «Заходи, вор, садись, вор, рассказывай, туда-сюда».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!