«Взяла десять кусков мыла, чтобы было, что на хлеб поменять»
Нижний Тагил теряет имидж образцового, стремительно развивающегося города, мужики из которого в любой момент готовы выйти на защиту Кремля. Его жители больше не доверяют власти: зарплаты и рабочих, и учителей стремительно снижаются, люди готовятся выживать за счет картошки с огородов. Их дети занимаются в школах, где в окнах вместо стекол пленка. Кто боится введения трехдневки и как генетическая память зовет горожан к массовым закупкам продуктов — в новом исследовании «URA.Ru».
Мы продолжаем исследовать социальные настроения в крупнейших городах Большого Урала. На этот раз корреспондент «URA.Ru» собрал фокус-группу в Нижнем Тагиле, в нее вошли представители всех возрастных и социальных групп горожан. Разговор зашел как об общероссийском кризисе, так и о городских проблемах.
В последние месяцы жители Нижнего Тагила стали гораздо более внимательно следить за сводками с финансовых рынков. Особенно те, кто собирался в ближайшее время в отпуск. «Каждое утро люди следят, слушают по радио, обсуждают: „Ты слышал? Уже 65, а только позавчера 62 рубля евро было...“». О том, что курс рубля увязан со стоимостью барреля нефти, знают далеко не все. Мнения о том, кто виноват в девальвации — Запад или отечественные спекулянты, у горожан разнятся. Но все участники фокус-группы сходятся в одном: жить стало труднее и хуже.
Самое страшное для промышленного города — если резко сбросят обороты предприятия
Проблемы нижнетагильских предприятий изнутри видит специалист-снабженец одного из заводов. В окружении этого работника «разговоры только о росте курса доллара». Под предлогом девальвации поставщики резко поднимают цены. «У нас теперь сложности с заключением договоров, страдает все производство в целом. Поэтому мы целыми днями обсуждаем, что дальше будет, что надо было раньше планировать и закупать то, что сейчас уже не в состоянии. Но кто мог знать?».
Стабильности нет нигде. Даже в структурах российского транспортного монополиста — СвЖД: «Идет и оптимизация численности сотрудников, и урезание премий. Урезаются не зарплаты, а именно премии». Доходы железнодорожников уже снизились в среднем на две-две с половиной тысячи в месяц. И это, возможно, не предел: «Мы — транспорт, и связаны и с металлургами, и с горняками. Если они будут жить плохо, если падает у них добыча, выпуск металлургической продукции, нам нечего будет возить, наша прибыль тоже упадет».
Угроза массовых сокращений нависла и над другими предприятиями. Не стали исключениями даже градообразующие. «На НТМК сокращения, на других предприятиях тоже», — рассказывает родственница одного из нижнетагильских рабочих. «Предложено людям уходить. Урезаны зарплаты. У меня муж подписал документ о переходе с нового года на трехдневку». Бюджетники встревожены тем, что заложенных в городской казне денег хватит на выплату зарплат лишь на десять месяцев года. «Меня это очень тревожит, потому что я как-то в свое время полгода бюджетную зарплату не получала. Давно это было, но мысли, что это может повториться, закрадываются», — говорит учительница. Другие участники группы делают вывод о проблемах бюджета по резкому сокращению объема ремонта дорог и недофинансированию ремонта школ, в некоторых из которых разбитые окна приходится затягивать пленкой.
Недавний дорожный бум в Нижнем Тагиле, похоже, остался в прошлом
Горожане опасаются, что нынешние проблемы могут стать предвестниками глобальной катастрофы: «С нового года сокращения начнутся, уже всем сообщили, все в курсе. «Упадет НТМК — упадет и город. Люди не паникуют потому, что понимают, что делать нечего: денег нет, уезжать некуда». Официальной версии компании «Евраз» (владеет Нижнетагильским металлургическим комбинатом) о состоянии дел на предприятии сегодня получить не удалось.
Неопределенность с дальнейшей судьбой родителей вгоняет в депрессию детей. Яснее всего это замечают учителя. «Работы очень много, так что и по магазинам особо некогда ходить. Но детям вижу: они ездят отдыхать и в Турцию, и в Египет, а сейчас у некоторых детей расстройства, потому что родители идут на сокращение», — рассказывает педагог со стажем. Из-за произошедшего в ноябре урезания собственных доходов на 2-3 тысячи рублей в месяц работники школ не в обиде: «Мы сильно много и не тратим на себя, нам просто некогда. Мы работаем сутками».
Особого ажиотажа в магазинах пока нет. Одни горожане не видят необходимости закупаться впрок и пока не отказываются от привычных продуктов. При этом они понимают, что у соседей по дому ситуация гораздо сложнее: «У нас пока все хорошо, но у кого-то уже сокращения идут». Другим пока хватает денег на обыденные нужды, но откладывать уже не получается. Они не делают продуктовые запасы сами, но с уважением отзываются о тех, кто уже заставляет гаражи мешками с мукой и крупами: «Может быть, кто-то более продуманный и покупает. А в моей семье пока нет». А третьи закупаются по мере возможности: «Взяла 10 кусков мыла. Чтобы хоть что-то было, что можно на хлеб поменять». Они готовы затянуть пояса, как они делали уже это много раз в прошлом: «Мы подобные времена помним, когда была перестройка, когда зарплату нам выдавали кастрюлями, денег вообще не было. Выжили тогда и выживем снова — у всех есть свои подсобные хозяйства, сады».
Нижний Тагил все последние годы пользовался неизменным повышенным влиянием властей, как федеральных, так и региональных
При этом общая тревога пока не перерастает в протестные настроения. Люди в большинстве своем критично относятся к официальной пропаганде: «Нам показывают, как все плохо на Украине, как там все заворовались, как она экономически разваливается, но мы же понимаем, что мы точно в таком же состоянии живем. Зачем нам рассказывать, насколько у них падает гривна, если у нас рубль то же самое творит». Горожан более не вдохновляет история с присоединением Крыма к России: «Мы вот только гордость почувствовали, когда Крым перешел к нам, только у нас появилось ощущение, что мы действительно государство, что мы народ, мы едины... И вот сейчас кризис долбанул и люди растеряны, они в апатии: „Да нафига нам этот Крым уже?“. И не поедем мы в Крым, потому что на него нам не хватит уже денег».
Кризис кризисом, а в предстоящие выходные под Нижним Тагилом пройдет Кубок мира по прыжкам с трамплина
При этом тагильчане не обижены на власть: «Когда мы хорошо жили? Мы и не надеялись особо. Ну, дают зарплату, хорошо, но завтра могут и не дать. Понятно, что надо сад завести, чтобы картошка была впрок. Когда у нас было такое, что мы ну хотя бы 20 лет подряд стабильно живем? Не было такого в России». Подобной философией руководствуются и зажиточные люди: «Всегда все с запасом берут. Тачку побольше, потому что через пять лет я, может быть, и не смогу такую взять. Вдруг вообще посадят».
Жители Нижнего Тагила уверены, что приобретенные еще в советские времена привычки помогут им пережить трудные времена: «Если бы то же самое было где-нибудь в Европе или Америке, они бы все поумирали. А у нас выживать — это уже на уровне генетики, следующим поколениям передастся по наследству».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!