«Не дошло бы до Тюмени и Путина!»
Взрыв, прогремевший в ноябрьские праздники в Тобольске, — больная тема для горожан. Мэрия отреагировала не сразу, комиссия по расследованию причин работает за закрытыми дверями. Между тем взрыв в городе считают чуть ли не логичным завершением целой череды ошибочных действий и властей, и крупного бизнеса. Чего боятся горожане, каких действий ждут от властей, почему они чувствуют себя чужими в собственном городе и какую роль в этом сыграл нынешний губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев — в нашем материале.
Оперативная информация о происходящем в городе 3 ноября отсутствовала. Социальные сети стали главным источником информации для горожан. Пользователи делились мнением, что «случись настоящая беда — власти не смогут быстро оповестить население и взять ситуацию под контроль». С некоторым опозданием глава городской администрации Владимир Мазур сделал заявление в СМИ с просьбой не поддаваться панике, а заодно опроверг слухи о количестве жертв: в соцсетях писали о троих погибших. Официально власти объявили о двух.
Рассуждая о глубинных причинах случившегося, горожане, пришедшие на фокус-группу «URA.Ru», делают вывод, что произошедшее не случайно: ситуация в городе и отношения между властью и крупными предприятиями оставляют желать лучшего. Положение, без сомнения, усугубляет кризис: снижаются зарплаты работников предприятий, идет череда сокращений, люди вынуждены трудиться на двух-трех работах. Следствием становится снижение концентрации внимания и нарушение техники безопасности. Политика городских властей вызывает вопросы: «У нас весь негатив стараются скрыть, чтобы не вышло ничего за пределы города, не дошло до Тюмени и до Путина. Очень много показухи, вроде как у нас нет недостатков», — уверены горожане.
"На будущее стоит учесть такие моменты. В городе из-за неверной реакции городских властей начались кривотолки. Достоверная информация должна быть донесена через средства массовой информации как можно быстрее. На сегодняшний день сведения о количестве жертв разнятся. Кто-то называет очень большое число«,— добавляют жители города. Та цифра, которую озвучивают тоболяки, действительно, может поразить воображение, к тому же у горожан имеется внятное объяснение, почему только два тела удалось найти на месте катастрофы: «Это взрывоопасный газ, их просто испепелило». «Отреагируй власть мгновенно — этого бы не было. Успели напугать друг друга, — неодобрительно отзывается один из респондентов. — В городе волнуются до сих пор. Люди опасаются новых взрывов».
Лишь бы до Путина не дошло — тоболяки нашли стимул для городской власти. Все остальное не работает
Страхов, связанных с возможными грядущими катастрофоми, у горожан, действительно, очень много — мы не будем их озвучивать. Молчание комиссии, которая работает на пострадавшем предприятии, расценивается как дурной знак. «Просто не хотят паники, — объясняют одни респонденты. — Если рабочие почувствуют опасность для жизни, они уволятся. А если говорить честно, то необходимо тратить деньги на технику безопасности. Всем нужна прибыль. Считают людей рабами и хотят выжать свою выгоду — и все». «К технике безопасности относятся ответственно только инженеры по технике безопасности. Руководство их не слушает, потому что подобные вопросы требуют отдельного вложения средств», — эмоционально говорит одна из женщин. «Это человеческая халатность, ни одно предприятие не застраховано от подобных вещей», — указывает молодой человек.«Рабочим не платили заработную плату вовремя, — с жаром возражает ему женщина. — Если людям не платят заработную плату, как они работают? А платили только иностранцам, туркам платили, нашим не платили вовремя. И никакой власти до этого дела нет. Лишь бы показать картинку — в Тобольске есть промышленность — и отчитаться перед Москвой.
Оправдание — продолжает эксплуатироваться старая советская инфраструктура. А нужен системный подход и поэтапная модернизация — не показушная, как на некоторых наших предприятиях, а настоящая». Молодой человек, представившийся лаборантом предприятия, называет одной из причин произошедшего отсутствие реального рабочего профсоюза: «Тот, который есть, не работает, он не защищает наши права, это номинальная структура. А тех, кто пытался развить реальный профсоюз, уволили». «Да, профсоюз — это карманная структура, — соглашаются респонденты. — Но и контроль власти отсутствует».
В качестве примера называют одно из дорожных предприятий города («Сибдорстрой»). «Там вообще зарплату не платят с января, — пожимает плечами немолодая женщина. — Все по-черному, вся бухгалтерия. Ни один суд не берется за это дело, потому что у людей нет никаких документов. Никто ведь не спрашивает с них за это, никто не контролирует эту ситуацию, хоть они и выигрывают тендеры». Постоянным рефреном в речах респондентов звучит, что городу нужна твердая власть. Но тоболяки тут же — полувопросом — отвечают сами себе: «Так ведь по всей России так на местах».
В городе уверены, что налоги «Сибура» их не коснутся, а вот стоимость жизни в городе увеличится
Кажется, другая важная новость, всколыхнувшая страну, должна радовать горожан: сменилась регистрация ОАО «СИБУР Холдинг», которое ранее платило налоги в Санкт-Петербург, а теперь будет платить в бюджет Тобольска. Тогда глава города Владимир Мазур заявил, что налоговые потоки умножат возможности по развитию территории. Новость вдогонку первой — открытие третьего завода холдинга «ЗапСибНефтехим» — тоже вроде бы в плюс.
Оценить действия Мазура по привлечению инвесторов горожане затрудняются. Эти новости они никак не связывают со своей обычной жизнью. А если связывают, то скорее со знаком «минус»: «На росте нашего благосостояния это, точно, не скажется. Распиаренное предприятие с якобы высокими зарплатами принесет рост цен. Они уже выросли после переноса „Сибура“. Но для обычных рядовых горожан это только ухудшение их положения», — рассуждают респонденты.
Обещанный городу строительный бум тоже вызывает подозрения. Напомним, что сити-менеджер Тобольска Владимир Мазур обещал рывок в строительстве. В 2014-м вместо намеченных 50 с лишним тысяч кв. метров будет сдано более 70 тысяч. По мнению Владимира Мазура, это не предел.
Проблема ветхого жилья стоит чрезвычайно остро. Горожане недоумевают: строительный прорыв в городе есть, а переселенцев почти нет
Респонденты с любопытством интересуются: «А кто будет жить в этих квартирах? На что надеются, на каких покупателей? На ипотеку? Но в городе либо безработные, либо работающие с задержками по заработной плате. Из чего им платить?» «Вот ребята сидят — вроде молодые. Давайте спросим — вы работаете?» — обращается одна из женщин к молодой части респондентов. В большинстве своем они оказываются безработными. Исключения, разумеется, есть. Молодой человек не согласен с высказанным мнением: «Я же купил себе квартиру». Цены на квартиры кажутся практически всем недоступными: «По тюменским зарплатам они, может быть, и доступные, по нашим — нет», — категоричны респонденты. Против точечной застройки в Тобольске горожане в принципе против, но позиция достаточно проста: «Нашего мнения все равно никто не спросит. И опять же вопрос: для кого строят?»
На напоминание о том, что для города актуальна проблема ветхого жилья, реагируют бурно. Очень актуальна, но, несмотря на новые стройки и строительный прорыв, переселение идет медленно. Один из присутствующих смеется. Немолодой мужчина, назвавшийся Николаем, оказывается участником подобной очереди: «У нас ветхое аварийное жилье — это первое, — говорит он. — Второе — этот дом уже сгорел. Нам сказали, что заселят в порядке очереди в 2017 году. А пока на птичьих правах существуем, как положено погорельцам. Отписок накопилось — несколько чемоданов».
В то же время жители помнят озвученную Владимиром Мазуром цифру. В 2010 году на инженерную подготовку площадок под строительство жилья из городского бюджета было затрачено 84 миллиона рублей, в 2014-м — уже 136. Вопрос респондентов: «В чем именно заключается инженерная подготовка в Тобольске, если жилищное строительство все же планируют развивать за счет точечной застройки?» «Строят, да, впритык, — замечает одни из молодых людей. — Ни парковок, ни детских площадок. Если детская площадка есть, то парковок нет. В результате машины стоят на площадках. При этом зимой дворы от снега никто не чистит, потому что там физически трактору проехать негде». «Даже если убирают там, где могут, — возражают ему, — складируют в кучи в этих же дворах. Нам объяснили власти, что в бюджете на вывоз снега денег нет».
Евгений Куйвашев до сих пор полулярен в Тобольске. Горожане не прочь пригласить свердловского губернатора обратно в мэры
«Куйвашев был — его забрали, а при нем город у нас был чистый, — ностальгирует одна из респонденток. — При нем не было проблемы с гололедом. Остановки были чистые. Ветеранов раньше поздравляли, сейчас на это тоже денег нет». И тут горожане начинают живо обсуждать Владимира Мазура, который, по их мнению, чаще находится в Тюмени, чем в Тобольске. Заметим: в мэрии эти слухи опровергли, указав, что табель рабочего времени главы можно посмотреть в любой момент. Тоболяки же настаивают на том, что чаще видят на мероприятиях заместителей мэра, чем его самого.
К спикеру Думы Николаю Зольникову у респондентов ровное отношение. И хотя спикера лучше знают по публичным поздравлениям горожан, чем по работе, горожане не пропустили обсуждение проекта решения, по которому предлагалось увеличить ставки ЕНВД и земельного налога. При его принятии могла вырасти нагрузка на малый бизнес и владельцев земли (в том числе садоводов). Первоначально Зольников крайне эмоционально реагировал на предложение оставить ставки налогов на прежнем уровне, но впоследствии согласился с компромиссным решением, в результате принятия которого налоговая нагрузка на фирмы и граждан останется на прежнем уровне.
Как считают горожане, повышать налоги ради пополнения бюджета надо, но не за счет обычных тоболяков. Респонденты высказались за прогрессивный налог для богатых и выступили в защиту малого бизнеса. Правда, кого считать богатыми в Тобольске — большой вопрос. «Налог платить надо обязательно, но это возможно только после того, как встанешь на ноги и бизнес окрепнет», — размышляет один из молодых людей. «Введут налог или нет, какая разница, — усмехается другая участница исследования. — О каких налогах речь, если мы только что о черной заработной плате говорили? Должного контроля за предпринимателями нет: преференции, льготы есть, а выплат в бюджет нет».
Традиционная оценка для мэра и города, и спикера, в принципе, не стала сюрпризом после разговора с такой скептически настроенной по отношению к властям аудитории. Лучше всего общее мнение выразил один из мужчин: «Невозможно оценить отсутствие работы».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!