«Оглянитесь, вокруг масса подозрительных личностей!»
Политическая атмосфера в Перми, в последнее время претендующей на роль столицы российской демократии, становится все более нервной. Причиной тому стали федеральные тренды, из-за которых меняется отношение к Западу и организациям, живущим на гранты иностранных спонсоров. Совсем недавно благосклонности Кремля лишалась старейшая и вполне умеренная образовательная структура, считающаяся теперь иностранным агентом. Кто из пермских политиков и на какие деньги учился там — читайте в материале «URA.Ru».
Давно в прошлом личное президентское признание Московской школы политических исследований, ныне — Школы гражданского просвещения. В 2003-м Владимир Путин подписал поздравительное письмо в связи с 10-летием МШПИ, в коем, в частности, говорилось: «Это просветительский объединяющий центр, где отстаиваются ценности демократии и общественного служения, воспитывается уважение к закону, моделируются инновационные решения». Но уже в августе 2013-го МШПИ превратилась в МШГП: по распространенному мнению — вынужденно, по версии руководства школы — чтобы соответствовать своему реальному содержанию и во исполнение рекомендаций прокуратуры Москвы.
11 лет назад МШПИ еще не считали иностранным агентом
Но смена вывески не помогла организации, не скрывающей своего западного финансирования: сначала проверкой школы занялась столичная инспекция ФНС и вскрыла-таки нарушения. 9 июля прошлого года МШГП получила акт № 887, из которого следовало, что она обязана была заплатить налоги со средств, полученных в 2010-2012 годах от грантодателей. А именно: от Агентства США по международному развитию (USAID), Совета Европы, Института «Открытое общество» и Корпорации Карнеги в Нью-Йорке. В качестве же «бонуса» фискалы выписали провинившейся организации штраф, и вместе с ним суммарные претензии государства составили 6 млн 560 тыс. 869 рублей.
Подобного удара МШГП могла не пережить, но выручили спонсоры и выпускники, объединенные в весьма многочисленную ассоциацию. Ведь их, по разным оценкам, от 12 до 15 тысяч человек. 22 декабря минувшего года школу еще на 300 тысяч целковых оштрафовал уже мировой суд — с подачи Минюста, принудительно включившего МШГП в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, как финансируемого из-за рубежа и занимающегося политической деятельностью. А под конец года фракция КПРФ в Госдуме выступила с инициативой о запрете сотрудничества с подобными НКО для народных избранников и чиновников, вплоть для муниципальных служащих.
Между тем, в случае принятия такого законопроекта, это будет означать перетряску или даже чистку властных структур по всей стране. На сайте Московской школы гражданского просвещения, уже сравниваемой критиками с акунинским «Азазелем», в разделе «Выпускники» только пермяков упомянуто 40 человек. Причем один удостоился личного цитирования. Валерий Сухих, закончивший МШПИ-МШГП в 1998-м, ныне — председатель краевого Заксобрания: «Школа является одним из оплотов демократического просвещения, становления основ либерализма в нашей стране. Я уверен, что ее выпускники, несущие идеи просвещения в свои регионы, помогут России стать частью цивилизованного мира». Вот только список на http://msps.su/ — очевидно не полон.
Так, про прежнего главу Прикамья на официальном ресурсе организации нет ни слова, зато год назад это имя всплыло в материале «Сиб.ФМ». Один из основателей школы Юрий Сенокосов не выразил никакого протеста по поводу утверждения корреспондента: «История вашего выпускника и теперь уже бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова кажется показательной». То есть и Олег Анатольевич — тоже. Что уж говорить об иных. В славной когорте — мэр Перми и глава Гордумы Игорь Сапко (1997) и его супруга Ольга (2001), депутаты парламента крайцентра Арсен Болквадзе (2007), Дмитрий Малютин (2004), Василий Кузнецов (2003), Максим Тебелев (2002), депутат Законодательного Собрания Игорь Папков (2002), его бывшие политколлеги Илья Неустроев (2004) и Владимир Мальцев (2010). «Оглянитесь вокруг — в Перми масса подозрительных личностей!», — смеется один из собеседников «URA.Ru».
Есть там директор департамента гражданских и спецпрограмм администрации губернатора Басаргина Сергей Маленко (2004), консультирующий Сапко политтехнолог Юрий Исаев (2000), журналисты Юрий Бобров (2008), Елена Веселкова (2013), Инна Скрыпниченко (2006), Андрей Никитин (2005), председатель земского собрания Краснокамского района Игорь Малых (2012) и предприниматель Евгений Игоревич Малых (2013), экс-глава ильинских земцев, ныне главврач в Губахе Алексей Репников, член региональной общественной палаты Светлана Аристова (2005), экс-глава Чернушинского района Олег Хараськин (2002), ряд других менее известных граждан.
Валерий Сухих и Игорь Сапко тоже учились у иностранного агента
Судя по личным признаниям опрошенных навскидку выпускников, никто из них не жалеет о страницах биографии, связанных с МШПИ-МШГП. Другое дело, что по сегодняшним меркам у школы подозрительные спонсоры, попечители и партнеры. В числе последних, например, различные источники называют IRI — Международный Республиканский Институт, чей совет директоров возглавляет американский сенатор Джон МакКейн, русофоб из самых оголтелых. Среди спонсоров — уже упоминавшееся выше агентство USAID, занимающееся экспортом демократий и маячащее за всеми «цветными» революциями. Не менее примечателен в этом смысле и «Национальный фонд в поддержку демократии», он же — NED (National Endowment for Democracy).
В окружении и структурах Московской школы гражданского просвещения хватает и представителей западного разведсообщества. Так, в течение семи лет президентом по международным программам Фонда МакАртуров, крупного грантодателя МШПИ-МШГП, являлся Барри Лоуэнкрон (Barry Lowenkron), в прошлом — специальный помощник директора ЦРУ, высокопоставленный разведчик-аналитик. А в совете директоров школы, наряду с председателем совета директоров ОАО «Уралкалий» Александром Волошиным, присутствует Тоби Гати, ранее — не только советник по делам России при Билле Клинтоне, но и подруга его жены Хиллари, а также заместитель госсекретаря США по разведке и анализу.
Небольшой грант из рук Барри Лоуэнкрона
Что же до нынешнего состава международного попечительского совета МШГП, возглавляемого редактором «Файненшл таймс» Джоном Ллойдом, то туда же входит и сэр Родрик Брейтвейт, экс-посол Великобритании в СССР и России, позже — глава Объединенного разведывательного комитета при кабинете министров. Другая персона того же масштаба — Чарльз Гатри барон Крейгебанкский, профессиональный разведчик и бывший начальник британского Совета обороны, ныне — руководитель фонда «Роштильд и сыновья». Четвертый член школьного МПС — отечественный уполномоченный по правам Владимир Лукин, и, наконец, пятый — Энн Аппельбаум, редактор «Вашингтон Пост», супруга польского министра иностранных дел Радослава Сикорски.
Того самого, что в июне прошлого года едва не лишился поста за неосторожно брошенную фразу, ставшую достоянием общественности: «Это дерьмо, мы перессоримся с немцами и французами, так как мы отсасываем у американцев, как последние фраера».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!