Министерство преступного строительства
Скандал вокруг махинаций в дорожной отрасли Южного Урала окончательно стал публичным. Теперь любой челябинец сможет узнать, сколько можно «наварить» за год, не уложив и метра асфальта, как за 72 часа стать экспертом областного арбитража, о чем пишут строители губернатору и кому из соратников губернатор обязан обещанием перекрыть федеральную трассу. Все это, а также родственные связи в мире бизнеса и челябинской политике — в материале «URA.Ru».
В феврале 2011 года между ООО «ПКО ЧелСИ» и Министерством строительства и дорожного хозяйства Челябинской области (на тот момент еще не разделенного на два ведомства и возглавляемого Виктором Тупикиным) был заключен госконтракт стоимостью 167 млн рублей на реконструкцию дороги Свет — Кацбахский в Кизильском районе. Субподрядчиком выступило ООО «Уральская строительная компания». К окончанию дорожного сезона УСК выполнила работы в полном объеме, минстрой принял их, но ЧелСИ — полностью получив причитающиеся деньги от министерства — перечислило на ее счет лишь чуть больше 100 млн рублей.
«Сначала нам с задержкой предоставляли проектную документацию. За уже выполненные работы, закрытыми актами по форме КС-2 и КС-3, оплата перечислялась в половинном размере. Потом окончательно «зависли» оставшиеся 62 миллиона, — вспоминает бывший начальник проектно-технического отдела ООО «УСК» Виктор Болтик. — В марте 2013 года мы обратились в Арбитражный суд Челябинской области. И там получили сюрприз — встречный иск со стороны ООО «ПКО «ЧелСИ».
Ринат Хайруллов, эксперт в области дорожного строительства: «Ситуация сейчас балансирует на грани, когда еще есть надежда „вытащить“ бюджетные деньги»
От строптивого субподрядчика ЧелСИ потребовало вернуть 147 млн рублей. Под тем предлогом, что реконструкция дороги была выполнена скверно и именно в такую сумму обойдется исправление недочетов. Для экспертизы суд привлек ООО «Техноком-инвест», директор которого Сергей Рожков представил заключение о том, что УСК выполнило работы со значительным отклонением от СНИПов.
«Проведение экспертизы эксплуатируемого более года объекта, не завершенного строительством и не законсервированного при этом, само по себе нелепо, — замечает Болтик. — К тому же сама экспертиза проведена с многочисленными нарушениями методики. Иногда эксперт просто не понимал, что делает и что записывает в документ. И это неудивительно: по образованию Рожков — инженер-металлург, который прошел краткосрочные курсы повышения квалификации по программе „Безопасность строительства и качество устройства автомобильных дорог и аэродромов“. На курсах именно повышают какие-то имеющиеся знания, изучают передовые технологии, изменения в нормативно-технической базе и прочее, а не становятся специалистами по дорожному строительству. Поверьте, за 72 часа это невозможно, этому в вузах учат пять лет».
Допустим, Болтик лицо заинтересованное. Но столь же разгромную характеристику исследованию «Техноком-Инвеста» выдали специалисты Уральского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ». Некоторые оценки звучат просто издевательски: «Из п.2.3 исследовательской части проекта следует, что использовались логический метод анализа и синтеза, Общий (общенаучный) метод наблюдения и сравнения, а также „специальные“ методы определения степени готовности, оценки стоимости. По данной формулировке невозможно определить техническую методику подсчета объемов фактически выполненных работ и их стоимости. Технические параметры объекта не формируются из ощущений, возникших под действием внешних факторов на органы чувств. Они получаются в результате их измерения поверенными инструментами, согласно СНИП и ГОСТ».
«Нет у вас методов против Тупикина и Карликанова!»
Более того, у выбранной областным арбитражем фирмы не было свидетельства на проведение строительного контроля — она вообще не имела права оценивать качество работ. Собственно, даже свидетельства о проверке измерительных приборов у нее не было. «Заключение Уральского филиала ГУП «РОСДОРНИИ» полностью опровергает заключение ООО «Техноком-Инвест», — резюмировали в отделении ОЭБ и ПК управления полиции Челябинска.
Вот только это ничего не значит. Потому что областной арбитраж, а за ним и ВАС уже вынесли окончательное решение в пользу ЧелСИ. И, по закону, выводы эти теперь истина в последней инстанции для любых правоохранительных органов — какие бы новые обстоятельства ни открылись. Прокуратура области констатировала: претензий к качеству работ Уральской строительной компании не было. Министр Тупикин официально подтвердил: принятые объемы работ соответствовали фактически выполненным, качество применяемых дорожно-строительных материалов подтверждено протоколами лабораторных испытаний. О том же заявил его заместитель на тот момент, а ныне министр дорожного хозяйства Алексей Гущин в письме на имя директора ООО «УСК». Но... «указанные документы не были исследованы Арбитражным судом Челябинской области, и им не была дана соответствующая правовая оценка». Почему?
Ответ на этот вопрос дает письмо работников ООО «УСК» на имя губернатора Бориса Дубровского. "Действуя совместно, ООО «ПКО «ЧелСИ» и ООО «Техноком-Инвест» совместно с министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области выработали и неоднократно использовали определенную преступную схему: ООО «ПКО «ЧелСИ» заключает с министерством госконтракты на строительство дорожных объектов области, затем ООО «ПКО „ЧелСИ“ для непосредственного строительства нанимает субподрядные организации, — говорится в нем. — Субподрядные организации выполняют работы, сдают их ПКО „ЧелСИ“, Министерство принимает эти работы от ЧелСИ» без каких-либо претензий и возражений и оплачивает их в полном объеме из бюджета. Однако ПКО «ЧелСИ» полученные денежные средства оставляет у себя. Субподрядные организации обращаются в Арбитражный суд, и тут начинается совсем необъяснимое: на сумму предъявленного иска ЧелСИ заявляет встречный иск о том, что работы якобы сделаны некачественно и необходимо провести строительную экспертизу. Абсолютно во всех случаях Арбитражный суд выбирал именно ООО «Техноком-Инвест», который составляет экспертное заключение, полностью совпадающее с доводами «ПКО «ЧелСИ». Исходя из этого, суды выносят решения в пользу ЧелСИ, а в некоторых случаях субподрядчики еще и остаются должниками перед ООО «ПКО «ЧелСИ». Таким образом, бюджетные деньги, выделенные для строительства, остаются на счетах ООО «ПКО «ЧелСИ».
Контролирующие органы раз за разом находят нарушениях в отношениях минстроя и ЧелСИ. Этим все и заканчивается
Кстати, о деньгах. Не произведя никаких затрат, в данном конкретном случае ЧелСИ получило из бюджета около 170 млн рублей. Все налоги и прочие обязательные платежи с этой суммы легли на исполнителя работ — ООО «УСК». Плюс к тому, после всех судов Уральская строительная компания должна выплатить ЧелСИ еще 116 миллионов. Как уже сообщали «URA.Ru» дорожники, жертвами схожей схемы в области стали Брединское и Чесменское ДРСУ, ООО «Уральская строительная компания» (речь о 120 млн), магнитогорские ООО «Энергетическая строительная компания» и ЗАО «Южуралавтобан», «Челябстройторг», МУП «УЖКХ» Златоуста и Копейское МУ «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства». Итого, по их подсчетам , за год на счетах ЧелСИ таким образом оседает до миллиарда рублей.
И ни разу ни одно обращение в правоохранительные органы не возымело иной реакции, нежели отписка. Главной причиной тому дорожники видят то, что «генеральным директором ПКО «ЧелСИ» является Д. Ю. Карликанов — сын Ю. Р. Карликанова, зампреда Законодательного собрания Челябинской области, который возглавляет работу комитета по строительной политике и в то же время является председателем совета директоров ООО «ПКО «ЧелСИ». Заместителем директора по финансам в ООО «ПКО „ЧелСИ“ работает дочь министра строительства В.А. Тупикина Марина Таукаева».
«Фактов, объективно указывающих на наличие корыстной заинтересованности министра Тупикина В.А. в заключении контракта с ООО ПКО „ЧелСИ“, приемке и оплате работ, а также оказания влияния на данные обстоятельства зампредседателем Законодательного Собрания Карликановым Ю. Р. — не выявлено», — отвечают на это в надзорном ведомстве.
Еще немного, и предъявлять претензии будет некому
Но вернемся к автодороге «Свет — Кацбахский». После успешного для себя арбитражного процесса ПКО «ЧелСИ» уже не вернулось к этому проекту: контракт с министерством был расторгнут по соглашению сторон. Три года погода и транспорт разбивали дорогу, разрушая ее конструктивные элементы, ибо в нарушение закона она не была законсервирована. И в этом году, когда должна быть завершена реконструкция, в нее придется закопать новые миллионы.
Прокуратура области потребовала у минстроя взыскать деньги с ООО «ПКО «ЧелСИ», но этого не сделано до сих пор. Да и единого минстроя с нового года в Челябинской области больше нет. Виктор Тупикин теперь чистый «строитель», а все странные проекты прошлых лет достались по наследству министру дорожного хозяйства Алексею Гущину. Больше того, вместо ООО «ПКО «ЧелСИ» с теми же ОГРН и ИНН с июля прошлого года действует ООО «Стройкомплект». Согласно базе данных ЕГРЮЛ, учредители его по-прежнему отец и сын Карликановы, а директорствует Марина Таукаева.
На фоне всех этих кадровых перестановок и переименований оставшиеся без работы и зарплаты двести сотрудников ООО «УСК» как-то теряются. По крайней мере, до тех пор, пока они не заявят о себе уже невербально. «Когда мы строили этот объект, у нас собрался очень мощный коллектив — специалисты с большим опытом. В том числе и по строительству федеральных трасс. Долги по зарплате нашему коллективу составляют десятки миллионов рублей, и терпение людей на исходе, — в сердцах заявил на созванной сегодня пресс-конференции Виктор Болтик. — Речь идет уже о массовых акциях протеста: что строили — то и перекроем!»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!