«Наши медики — как хирурги у деревообрабатывающего станка»
Тюменский облздрав, очевидно, болен — причем болезнь эта затяжная, и от смены «головы» не зависящая. Такой вывод можно сделать после изучения материалов региональной Счетной Палаты, которая проверила, как учреждения здравоохранения области распорядились переданными им бюджетными средствами. Проверки прошли в конце прошлого года, и некоторые результаты вызывают, как минимум, недоумение.
Вопрос об облздраве на заседании комитета региональной Думы поднял либерал-демократ Владимир Сысоев — он еще в прошлом году требовал провести инвентаризацию всего медицинского оборудования, которое было закуплено для тюменских медиков в последние годы. Напомним, что речь идет о миллиардах рублей — оборудование закупается в том числе и для глобального проекта «Медицинский город», которым так любят хвастать областные чиновники перед своими коллегами из соседних регионов. Счетная палата провела две проверки — выяснила, как расходуют бюджетные деньги в ГБУЗ ТО «Областная инфекционная клиническая больница» и в ГБУЗ ТО «Областной онкологический диспансер».
То, что в инфекционке весьма странно делали капремонт — это только цветочки. Впрочем, освоить только 53% выделенных средств из почти 10 млн рублей и настолько доверять подрядчику, что не контролировать выполнение работ тоже надо было умудриться. В итоге в гепатитном отделении ремонта по прежнему нет, а отделка стен не соответствует санэпидтребованиям. С подрядчиком — ООО «Мегастрой» — до сих пор идут судебные тяжбы. Как прозвучало на заседании в Облдуме, конкурсная документация была проработана очень слабо, что позволило строителям ставить больнице свои условия, а потом — и вовсе гордо развернуться и уйти, не доделав работы. Еще один «интересный» нюанс, который в любой момент может вылиться в летальный случай — в больнице нет источника резервного электроснабжения нужной мощности. Тот, который есть, «потянет» только 30 кВт, а надо 100. Что такое отсутствие электроэнергии в крупном медучреждении — никому объяснять не надо.
Десять миллионов на ремонт — и ни в чем себе ни отказывайте!
Как следует из материалов проверки, нашли проверяющие и еще целый букет нарушений — так, с мам малышей, которые лежали в больнице вместе с детьми, незаконно брали деньги за питание. Некоторые медицинские действия в больнице выполняли без лицензии. По конкурсу в больницу поставляли лекарства с истекшим сроком годности. Палаты переполнены, норматив превышен почти в два раза — площадь на одну инфекционную койку составляет 4,2 кв.м — вместо положенных как минимум семи квадратов. Но это все, действительно, цветочки. То, что вписано в материалы проверки онкодиспансера, удивляет гораздо больше.
Оказалось, что на большей части медицинского оборудования, которое поступило в ходе присоединения онкодиспансера к ГАУЗ ТО «Медицинский город», стоит маркировка — от 2009 до 2011 года. Оборудование так никто и не вскрывал — оно аккуратно упаковано и все эти годы пылилось в «помещениях, предназначенных для ремонта». «Честно говоря, я даже не понимаю, зачем мы потратили десятки миллиардов рублей на покупку дорогостоящего медицинского оборудования, если оно упаковано? — задал вопрос на думском комитете Владимир Сысоев. — На него истекает гарантия, оно ржавеет, технологии уходят вперед. Мы принимали решения по этому оборудованию, что департамент здравоохранения, фонд медицинского страхования еще в прошлом году займется каждой персональной единицей техники, которая простаивает и не работает круглосуточно — как должны работать, например, томографы. И вот, пожалуйста — проверка от Счетной палаты. Это просто халатность — халатность людей, которые работают в сфере здравоохранения. А из-за этого страдают люди, жители Тюменской области. Это что, нормально?».
Кроме того, возмутила депутата и ситуация с постоянно ломающимся томографом в онкодиспансере. Он, как выяснилось, тоже не эксплуатируется — по причине неисправности. Дорогостоящее оборудование простаивает с 29 июля, причем это уже вторая поломка — первую устранили по гарантии, а теперь для ремонта надо еще 2,5 млн рублей. «Видимо, опять бюджетных», — заключили народные избранники.
Владимир Сысоев: Зачем мы потратили десятки миллиардов рублей на покупку дорогостоящего медицинского оборудования?
«Отдуваться» за все пришлось главврачу «Медицинского города» Андрею Кудрякову — и это вполне справедливо, если вспомнить, что именно Кудряков возглавлял областной департамент здравоохранения еще пару лет назад. Еще можно вспомнить о том, что снят Кудряков был с большим скандалом за глобальные недоработки в облздраве, и тюменцы с большим удовольствием смаковали новость о том, что за их долгие страдания в регистратурах и коридорах больниц кто-то все же понес наказание. Как выяснилось чуть позже, «наказанный» за развал облздрава Андрей Юрьевич был реабилитирован и назначен «поднимать» «Медицинский город».
«Речь идет об оборудовании, которое является не медицинским, а технологическим, — пояснил Кудряков. — Это, в частности, то оборудование, которое предназначено для технического обслуживания транспорта. Это станки для металлообработки и станки для деревообработки. Соответственно, поскольку мы не планировали заниматься деятельностью по обслуживанию автотранспорта и не занимаемся металлообработкой и деревообработкой, соответствующее обращения были нами направлено в апреле 2014 года в адрес департамента имущественных отношений, и это оборудование уже перераспределено в пользу лесотехнического техникума и учебных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов для сферы автотранспорта».
Абсурдность ситуации настолько выбила депутатов из колеи, что они не стали добиваться от Кудрякова ответа на логичный вопрос: зачем и кто заказал медикам станки для металлообработки? Корреспонденту «URA.Ru» в пресс-службе департамента здравоохранения смогли немного прояснить ситуацию. Оказалось, что когда-то — очевидно, при зарождении проекта «Медицинский город» — планировалось обустроить в Патрушево еще и серьезный хозблок с собственной автомастерской. «ГУС (Главное управление строительства — ред.) по некоей спецификации закупал для „Медицинского города“ оборудование для нужд хозяйствующих служб», — пояснили в пресс-службе. Автомастерскую так и не построили, но станки заказать поспешили — вложив в них, разумеется, бюджетные сотни тысяч рублей.
Дорогостоящее оборудование простаивает уже полгода в ожидании ремонта. Цена вопроса — еще 2,5 млн рублей
А пока депутаты переваривали информацию о странном оборудовании и пытались отогнать мысль о стоящем у деревообрабатывающего станка хирурге, Кудряков разъяснил ситуацию с проблемным томографом. Оказалось, что первую поломку поставщик устранил по гарантии, однако тогда томограф простаивал месяц. «У нас сейчас идут судебные разбирательства с поставщиком оборудования, на предмет того, что мы считаем — на тот момент, когда оборудование повторно вышло из строя, должен быть продлен гарантийный срок на обслуживание этого томографа, — заявил Кудряков. — Поскольку предыдущая поломка у нас заняла порядка месяца, и мы считаем, что данное оборудование должно быть обслужено в порядке продления гарантии на месяц. Поскольку судебное разбирательство — длительный процесс, мы приняли решение оплатить приобретение запчастей за счет средств предпринимательской деятельности, за счет наших средств, приобрели запчасти, ввели это оборудование в эксплуатацию и дальше ведем судебное разбирательство с поставщиком».
В истории с томографами нельзя не вспомнить скандал с пропавшим экс-депутатом Облдумы Сергеем Коробовым — сейчас сложно утверждать, что вредный, постоянно ломающийся аппарат принадлежал к той партии, которую привез хозяин ЗАО «Строймонтаж», однако сама история с многомиллионными хищениями и злоупотреблениями, похоже, характерна для тюменского облздрава. Помимо этого Счетная палата нашла и еще с десяток серьезных нарушений — так, в онкодиспансере на момент проверки не работала система ведения электронной медкарты — хотя за работы по обеспечению безопасных соединений от центра обработки данных до рабочих мест 50-ти сотрудников было оплачено 140 тысяч рублей. При этом — кто бы сомневался! — гарантийный срок на эти работы истек еще до момента начала ведения электронных карт.
При капремонте помещений кто-то сумел «заработать» себе в карман 466 тысяч рублей — на такую сумму были обнаружены нарушения. Деньги ушли через оплату невыполненных работ и завышенные расценки. В фойе медучреждения непонятно откуда взялись банкомат и терминал по приему платежей — согласия собственника и учредителя на это нет, арендную плату хозяин терминала не вносил, а электричеством пользовался за счет медучреждения. По прежним материалам проверок Счетной палаты в конце 2014 года правоохранители возбудили уголовное дело — сейчас изучают, как и куда уходили бюджетные средства, выделенные Областной больнице № 11 в Голышманово. Возможно, не за горами и новые уголовные дела.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!