За гранью ислама и приличия
В Нижнем Тагиле с невероятной силой разгораются почти шекспировские страсти, рискующие спровоцировать взрыв в религиозной среде. Зерном конфликта стало уголовное дело, возбужденное в начале февраля 2015 года в отношении одного из прихожан нижнетагильской религиозной организации мусульман «Махалля» Интигана Байрамова. В нарушение законов Российской Федерации и традиционного ислама он обвенчался с несовершеннолетней (по разным данным ей 14 или 15 лет) Ольгой, а затем, как указано в статье, которая ему теперь вменяется, вступил с ней в «половое сношение».
В пресс-службе СУ СК РФ по Свердловской области подтвердили факт возбуждения уголовного дела следственным отделом по Ленинскому району Нижнего Тагила СКР по части 1 статьи 134 УК РФ. Сейчас молодому человеку грозят либо исправительные работы, либо ограничение свободы до четырех лет. Реноме у двадцатилетнего Интигана Байрамова, впрочем, было испорчено уже в 2013 году, когда Тагилстроевский районный суд приговорил его к тремстам часам обязательных работ за размещение в соцсети «ВКонтакте» под ником «Шамиль Дахадаевский» текста мусульманской молитвы, которую, однако, следствие посчитало информацией, носящей экстремистский характер.
Интиган Байрамов уже привлекал к себе внимание правоохранительных органов и сильно подводил духовных лидеров мусульман Нижнего Тагила
В этот раз правоохранительные органы первоначально получили крайне разрозненную и путанную информацию о том, что молодой человек по национальности таджик, а обвенчан был непосредственно одним из священнослужителей мечети «Махалля». Как удалось выяснить «URA.Ru», молодой человек является азербайджанцем — в генконсульстве Республики Азербайджан в Екатеринбурге о таком не знают, поскольку гражданство Интиган имеет российское.
В «Махаллю» молодого человека и его несовершеннолетнюю «нареченную» привели таджики, которые не смогли объяснить молодежи, интересовавшейся исламом, всю суть религии — в этой связи и возникло недоразумение с национальностью, пояснил нашему агентству имам-хатыб нижнетагильской МРОМ «Махалля» Фанис-хазрат Галеев. Священнослужитель рассказал, что обо всем знает, но свое участие в обряде полностью опроверг.
"Этот молодой человек мне подтвердил факт интимной близости с несовершеннолетней и признался, что ему так посоветовали сделать. Один из братьев-единоверцев Вагис провел для них двоих обряд никах (венчание в исламе) по Skype. Очевидно, что богобоязненности в молодом человеке очень мало, иначе он бы такого не совершил. Его уже осуждали за экстремистские высказывания в интернете, но он не успокоился и, видимо, посидеть в местах не столь отдаленных ему хочется. Он даже не подумал, что нас всех очернит тем самым«,- возмущается Фанис-хазрат.
Имам-хатыб нижнетагильской МРОМ «Махалля» Фанис-хазрат Галеев (в центре) рассказывает, что в его «епархии» проблем хватает: «У меня есть экстремистски настроенные прихожане, с которыми нужно вести постоянный диалог»
Информацию о том, что обряд мог совершить сам имам-хатыб «Махалли», опровергает и вышестоящий иерарх, председатель РДУМСО (ему подчиняется МРОМ «Махалля) Радифулла-хазрат Гиндуллин. «Фанис-хазрат отличается строгостью и щепетильностью в этом вопросе, — пояснил глава духовного управления. — Там обязательно присутствие двух полномочных свидетелей, опекуна со стороны невесты и так далее. Слухи о том, что он заключил неправомерный с точки зрения ислама никах, с полной уверенностью можно назвать клеветой. Мотивов для их распространения может быть очень много. Но то, что молодой человек, по сути, прикрывал свои действия в отношении несовершеннолетней религиозной фразеологией — это полностью на его совести. А сам случай связан с очень низким уровнем религиозно-правовой культуры наших мусульман».
Мусульмане не исключают, что попытки очернить нижнетагильских священнослужителей могли быть порождены конфликтом «Махалли» с верхнесалдинской мусульманской организацией «Азан». Имам-хатыб последней Фавил-хазрат Сарваров даже написал жалобу (копия имеется в распоряжении «URA.Ru») в ФСБ и в высшие религиозные инстанции.
«Он [имам-хатыб Фанис Галеев] наводит смуту среди мусульман городского округа. Он подрывает мою репутацию и с таджиками ведет пропаганду. Открыто говорит, что снимет меня и нашего муфтия. Он мне постоянно говорит, что я ничего не знаю, унижает меня при всех, что я не учился в медресе, упрекает, что не читаю на арабском», — пожаловался «URA.Ru» сам 70-летний имам-хатыб Верхней Салды.
Радифулла Гиндуллин возглавил одно из духовных управлений Свердловской области только в декабре 2014 года и сразу же был вынужден взвалить на свои плечи всю тяжесть ответственности за отношения между представителями духовенства
Сарваров считает, что целью Галеева является захват «Азана» и всей его многочисленной паствы под свой контроль и дальнейшее распоряжение умами верующих в своих целях. Это, беспокоится верхнесалдинский духовник, может спровоцировать напряжение в обществе, поскольку уже сегодня он слышит от отдельных прихожан готовность «жить по законам шариата и подчиняться одному лишь Аллаху».
По версии Галеева, никакого конфликта нет, и никто на место Сарварова не претендует. «Прежде чем работать в какой-то организации, человек получает образование и диплом. У бабая этого диплома нет, но этот человек хочет руководить толпой мусульман, которые знают арабский язык. Мои земляки там жалуются и не знают, что с ним делать, а незнающий человек ведь может такого натворить. Нам важно состояние мусульман, и никто не претендует на то, чтобы снять его», — пояснил духовник из Нижнего Тагила.
Вице-премьер Яков Силин утверждает, что конфликт нижнетагильских и верхнесалдинских мусульман не единственный в области, но власть все держит на контроле
За междоусобицами двух религиозных организаций наблюдают и правоохранители самых разных рангов и ведомств, и областные власти. «Мы с глубочайшим уважением относимся к тем, кто исповедует ту или иную религию, но соблюдает закон нашей страны, которые, в числе прочего, не допускают насаждения радикального ислама. Почему все это обострилось — потому что одни хотят доминировать над другими и, прежде всего, в своей среде — в частности, мусульманской. Никогда ведь не было конфликта между Верхней Салдой и Нижним Тагилом, а тут наложилось, и мы надеемся, что здравомыслие там возьмет верх. Им нужно просто сесть и договориться. Но мы следим за ситуацией и если она выйдет за рамки — мы вмешаемся», — пояснил «URA.Ru» позицию правительства Свердловской области вице-премьер Яков Силин, курирующий межнациональные отношения и связи с муниципалитетами.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!