Закон — не мальчики, с ним спеться сложно
Конфликт в мужском хоровом колледже, наверное, самый затяжной в уральской культуре. В 2006 году Сергей Пименов в первый (но не в последний) раз был вынужден оставить пост директора. Возмущенная общественность восстала с вопросом: «За что уволили?» И Сергей Юрьевич вновь вернулся к руководству учебным заведением. С тех подобное повторялось несколько раз: назначали новых директоров — Пименов возмущался — руководители уходили — Пименов оставался. На этот раз сценарий может измениться. Всплыли странные факты.
На первый взгляд ситуация снова находится в исходной стадии. За Пименова, в очередной раз потерявшего должность, вступаются некоторые родители и общественность. А областное министерство культуры стало заложником патовой ситуации. Поскольку, помимо тех, кто категорически не согласен с его уходом, появились и те, кто недоволен работой Пименова, — и родители, и педагоги. Поводом для очередного скандала послужила реструктуризация системы образования в связи с принятием нового закона и окончание действующего трудового договора у Сергея Пименова. Должность художественного руководителя, которую он занимал с момента основания колледжа, в современном штатном расписании перестала существовать.
Пименову сначала было предложено стать заместителем директора колледжа. Но Сергей Юрьевич посчитал, что в этом случае будет урезан в правах, поскольку не сможет «формировать и отправлять группу на гастроли, председательствовать на приемной комиссии». По информации «URA.Ru», в минувшую пятницу с бывшим художественным руководителем мужского хорового колледжа все-таки был заключен контракт. Правда, Пименов стал простым преподавателем. Это произошло тихо и незаметно. Пока неизвестно, позволит ли это сгладить конфликт или усугубит ситуацию в колледже, где существуют две непримиримые силы.
Одна — возглавляемая самим Сергеем Пименовым — активная, непримиримая, привлекающая к конфликту внимание прессы и переводящая его в публичную сферу. И вторая — «антипименовская», пытающаяся решить проблему тихо, через обращения в различные органы и инстанции. «Обращаем внимание на то, что дети тех родителей, которые не оказались в группе поддержки Пименова, подвергаются большой психологической опасности при его возвращении в качестве педагога и художественного руководителя хора. Им гарантировано унижение и психологическое уничижение. Это неоднократно проявлялось и ранее, — написано в одном из многочисленных писем на имя министра культуры Крекова. — Риск очень велик, и мы опасаемся, что дети просто больше не захотят заниматься музыкой и петь, такие случае раньше также имели место. Очень просим поддержать директора в поиске нового педагога хорового дирижирования и оградить наших детей от присутствия Сергея Пименова».
Коллектив колледжа согласен с родителями, которые опасаются за музыкальное будущее своих детей. «Были нарушены права несовершеннолетних, которые втянуты в политическую борьбу за власть в колледже. Был призыв бойкотирования учебного процесса. На обучающихся во время занятий хорового класса Пименовым было оказано психологическое воздействие по поводу его „увольнения“, многие дети доведены до слез. Был звонок в колледж бабушки о том, что ребенок обещал покончить жизнь самоубийством. Во время учебного процесса в колледже был несанкционированный митинг в поддержку Пименова. Родители постоянно обращаются к директору по поводу его неправомерных и непедагогических действий», — перечисленные факты как минимум говорят о том, что возвращение художественного руководителя не для всех является желанным.
Так кто же такой Сергей Пименов — гений или злодей, согласно классификации Пушкина? Создатель хорового лицея и уникальной методики, которому мечтает отдать своего ребёнка каждый родитель? Или человек, считающий учебное заведение своей собственностью, выступления учебного хора — коммерческим мероприятием, на которое продаются билеты, а профессию музыканта — второстепенной?
Защитники Сергей Пименова утверждают, что одной из главных его заслуг является сам факт создания мужского хорового колледжа. Однако существует альтернативная версия. «Последние пять лет напряженной жизни музыканта были отданы хлопотам по организации в Екатеринбурге учебного заведения нового типа — мужского хорового лицея, — написано в книге „Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского: 75 лет истории“ о Евгении Львовиче Гиммельфарбе. — В 1996 году Евгений Львович был назначен директором хорового лицея, но жизненных сил на то, чтобы трудиться в этом, его трудами созданном учебном заведении, у него уже не хватило».
Вторым достижением Сергея Пименова называют уровень подготовки хорового коллектива. Однако Эльвира Архангельская, директор Уральского музыкального колледжа, отказалась оценить уровень профессионализма учащихся. «Таких учебных заведений, как наше, в стране — восемь, как мужской хоровой колледж — четыре. И показатель, который говорит об уровне подготовки, — это поступление учащихся в вузы. Наша основная задача — давать максимальный процент поступающих в консерваторию, поскольку мы созданы как базы для высших учебных заведений, — объясняет Архангельская. — И даже имеем право отчислять детей из любого класса.
Если сомневаемся, что ребенок будет продолжать обучение, мы должны его отчислить. Через слезы родителей, через суды, но мы это право реализуем...
А мужской хоровой колледж задачу поступления детей в консерваторию не ставит. И это нарушение всех возможных законодательных актов. Поэтому как могу оценивать уровень подготовки? Пименов — талантливый человек. „Русские певчие“ — прекрасный коллектив. Но если после окончания выпускники не поступают в консерваторию, то зачем тратить государственные деньги на их обучение музыке? Ведь наше образование в 20 дороже, чем в общеобразовательной школе».
Архангельской вторит Сергей Цивилев, некоторое время назад бывший директором колледжа и долгие годы — регентом Большого архиерейского хора «Вознесение»: «В колледже интерес к профессии музыканта отсутствует. И не делается попыток его пробудить», — считает он.
Кстати, поездки на фестивали и победные выступления на них — еще одна заслуга Сергея Пименова. Но здесь, наряду с честно завоеванными наградами, можно обнаружить «ложку дегтя», которая слегка снижает образ талантливого педагога и дирижера. В 2009 году Екатеринбург радовался сообщению, появившемуся в на сайте колледжа: «В четверг, 07.05, в 19.35 (время московское), на поезде № 80 Москва — Красноярск (вагон № 10) приезжают домой участники крупнейшего хорового фестиваля в графстве Корнуолл (Великобритания). Концертный хор мальчиков и юношей Свердловского мужского хорового колледжа под руководством Заслуженного деятеля искусств России Сергея Юрьевича Пименова был признан лучшим на Четвертом британском международном фестивале мужских голосов. На Урал победители везут Гран-при фестиваля, звание „лучший дирижер“, а также призовые места в других номинациях». Однако сайт Cornwell International male voice Choral Festival содержит другую информацию: первое место в категории Boys and Youth Choirs занял коллектив из подмосковной Дубны. А екатеринбургский хор стал третьим (из трех конкурсантов).
Понятны опасения родителей, которые привели детей не в хоровой колледж, а именно «к Пименову», потерять педагога и руководителя хора. В их числе, например, депутат областного законодательного собрания Максим Серебренников. Такие мамы и папы уверены, что за возможность услышать со сцены волшебные голоса (это действительно так) никаких денег не жалко.
Только есть в колледже другие мальчики и их родители, считающие, что даже самый талантливый педагог не должен «иногда приходить в колледж в состоянии опьянения, рассказывать детям похабные анекдоты, употреблять на уроках ненормативную лексику».
Об этом говорится в письме, адресованном министру культуры РФ Мединскому. А за право учиться не стоит платить сверх установленного законом. Хотя в колледже есть попечительский совет, который «собирал с родителей ежемесячные взносы в размере 500 рублей и единовременные взносы в размере 10 тысяч рублей при поступлении в первый класс».
Возглавляет попечительский совет Алексей Васильев, руководитель печально известной строительной компании «Арктик групп» [подозреваемой в мошенничестве с причинением крупного ущерба гражданам при строительстве жилья]. «При приеме в колледж в мае 2014 года представители попечительского совета находились в помещении, где проходило прослушивание кандидатов в первый класс, и говорили родителям, что они должны завтра заплатить спонсорский взнос — 10 тысяч рублей», — рассказывают родители.
Кроме добровольных взносов, в колледже существует система распространения билетов на концерты «Русских певчих». А Сергей Цивилев указывает и на использование хора колледжа на выступлениях этого коллектива: «Когда Сергей Юрьевич ушел в театр эстрады с „Русскими певчими“, хор не только стал участвовать в этом коммерческом проекте. Почти эстрадная программа [визитной карточкой хора является особый стиль в исполнении русских народных песен, в котором удачно сочетаются эстрадные аранжировки и классическое пение] стала проникать и на госэкзамены, от чего члены госкомиссии были в шоке».
В то время как одни родители беспокоятся за профессиональную подготовку своих детей и их психологическое здоровье (факты заболеваний зафиксированы докторами), другие опасаются, что в связи с потерей Пименовым должности художественного руководителя хор прекратит свое существование. «То, что родителям начали говорить о закрытии хора, — это абсурд, — говорит Эльвира Архангельская. Уйдет Пименов или нет, хор для колледжа — это самый главный профессиональный предмет». Так же не соответствующим действительности является и мнение о том, что назначение директором колледжа Вячеслава Кульмаметьева, художественного руководителя капеллы мальчиков и юношей из Свердловской детской филармонии, является проявлением коррупции в областном минкульте. А увольнение Пименова со стороны директора — это устранение конкурента капеллы.
«Кульмаметьев — очень талантливый хоровик. Это его коллектив привез с крупнейшего фестиваля золотую медаль [речь идет о Всемирной хоровой олимпиаде, которая прошла летом в Риге], — соглашается Эльвира Архангельская. — Но не стоит забывать, что когда-то сам Пименов ушел из детской филармонии, забрав часть капеллы мальчиков». «У нас в области не так много базовых учреждений культуры, — объясняет Елена Воронова, советник председателя правительства Паслера. — Хоровой колледж — один из них. Поэтому закрывать его никто не собирается. С точки зрения правительства области, конфликт, который был связан с личностными моментами, после подписания Пименовым нового контракта исчерпан».
Конфликты вокруг имени Сергея Пименова продолжаются уже девять лет. За это время ушли два министра культуры. Пришел третий, который комментирует последний скандал очень немногословно. «В министерстве культуры Свердловской области проведен ряд консультаций и совещаний, для того чтобы успокоить родителей и детей, наладить учебный процесс в Свердловском мужском хоровом колледже, — ответил Павел Креков на вопрос „URA.Ru“, будет ли ведомство удовлетворять просьбу педколлектива о расследовании деятельности Пименова и группы родителей, а также об ограждении колледжа от его деструктивного и скандального влияния. — Сейчас ситуация в учебном заведении стабильная. Сергей Пименов подписал трудовой контракт и с 1 апреля 2015 года приступит к работе».
К сожалению, «URA.Ru» не удалось получить комментарий Сергея Пименова о том, как он оценивает свое сегодняшнее положение. «То, что он согласился подписать трудовой контракт на должность рядового преподавателя, говорит о многом», — считает источник «URA.Ru» в областном правительстве. Скорее всего, по данным агентства, «концептуальное решение», касающееся качества образовательного процесса и судьбы колледжа в целом, будет принято по окончании учебного года, чтобы в первую очередь оградить от участия в возможных протестных акциях детей. Областные власти согласны, что конфликт затянулся и привел к печальным последствиям: в этом году колледж заканчивают только четыре человека, из них лишь один — по специальности «хоровое дирижирование».
Но родители из «антипименовской» группы опасаются, что наступила лишь временная передышка и Сергей Юрьевич отыграется на их детях.
При этом они считают, что их письма и заявления остаются без внимания, поскольку оппоненты, начиная с 2006 года, привлекли на свою сторону общественность и прессу. Поэтому их просьбы «защитить права обучающихся и педагогического коллектива от противоправных действий С.Ю.Пименова» остались без внимания.
Хотя возможно, что многолетний конфликт просто утомил власти, занявшие среднюю позицию между миротворчеством и невмешательством. «Если есть те, кто идет на имя Пименова, значит, он должен в колледже остаться, — считает уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. — Но остаться при многих уступках и условиях, раз есть и те, кто не хочет видеть его в колледже. Я очень не хочу, чтобы ссорились люди, особенно в учебном заведении с историей и традициями. Поэтому я предложила воспользоваться услугами уникального центра медиации, который существует у нас в области».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!