«Из студии ток-шоу — на допрос? Легко!»
Спокойной жизни депутатов Госдумы и сенаторов пришел конец. Теперь любой из них может стать фигурантом уголовного дела и быть вызван на допрос по «закону Димы Яковлева». Первый такой эксперимент силовики провели над уральским сенатором, и он прошел успешно. Это всколыхнуло Совфед, который сразу провел совместное заседание комитетов, а также депутатов Госдумы. Парламентарии неожиданно для себя оказались под прессингом силовиков.
«Закон Димы Яковлева» принимался в конце 2012 года и вступил в силу с 1 января 2013 года. Своему названию он обязан трагедией с усыновленным ребенком из России, которого американские приемные родители оставили на жуткой жаре в запертой машине. Мальчик скончался. А в России этот чудовищный случай вызвал большой резонанс. К тому же примерно в это время в США был принят «закон Магнитского», согласно которому запрещается въезд в страну россиян, признанных нарушителями прав человека, и арестовываются все их счета.
Инициаторами законопроекта о запрете гражданам США усыновлять российских сирот стали 397 депутатов из всех фракций Госдумы и 144 члена Совета Федерации. В декабре он был принят в третьем чтении 420 голосами «за» при восьми «против» и одном воздержавшимся. Совфед оперативно и единогласно его одобрил: 143 сенатора высказались «за». Лишь сенатор Евгений Тарло заявил о том, что их в интернете называют убийцами. На это челябинский сенатор Руслан Гаттаров (ныне — вице-губернатор) заявил, что в голосовании в сети против «закона Димы Яковлева» участвуют боты и реальная цифра протестующих «накручена». Уже через день закон подписал президент Владимир Путин.
Оппозиция жестко выступала против этого решения. А его инициаторы в свою очередь занимались разъяснением государственной позиции — в том числе в популярных телепрограммах. Одним из таких оказался челябинский сенатор Константин Цыбко. Его приглашали экспертом на ток-шоу «Первого канала» «Пусть говорят», где обсуждался «закон Димы Яковлева». В качестве одной из иллюстраций показывали сюжет об удочеренной Келси Минник из России, получившей серьезные травмы в результате домогательств приемного отца. Ведущий Андрей Малахов спросил у приглашенных экспертов, сможет ли «закон Димы Яковлева» предотвратить подобные случаи. Цыбко заявил, что именно для этого закон и принимался.
Спустя два года после выхода программы, меньше месяца назад, сенатора вдруг вызвали в Следственный комитет РФ. Там объяснили, что Цыбко пригласили по запросу следователя из Амурской области в качестве свидетеля по уголовному делу о нанесении тяжких телесных повреждений Келси Минник, хотя ее приемного отца осудили еще в 2008 году на 16 лет. Сенатору пришлось объяснять, что он понятия не имеет, что происходило в приемной семье бедной девочки — он узнал об этом случае только из сюжета программы «Пусть говорят». Но главное — он не понимал, какое имеет отношение к той истории.
Цыбко обратился с официальным письмом в комитет Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности. 31 марта состоялось совместное заседание с комитетом по конституционному законодательству и госстроительству. Как сообщил «URA.Ru» на условиях анонимности один из участников заседания, приглашены были руководители СКР. «Сначала мы не поверили тому, что произошло с Константином [Цыбко], и рассмеялись. Когда выяснилось, что это правда, волосы дыбом встали на голове. Так же можно каждого участника телешоу или человека, высказавшегося на любую тему, привлекать к уголовному делу. Председатель комитета Вадим Тюльпанов спрашивал, как такое могло произойти. Он назвал действия следствия незаконными и охарактеризовал их как давление на сенатора», — говорит собеседник. По его словам, представители СКР выслушали Цыбко и Тюльпанова и заявили, что не в курсе ситуации. Обещали разобраться и в 20-х числах апреля на следующем заседании комитета объясниться с сенаторами.
Пресс-секретарь Тюльпанова Олеся Пелагеина от комментариев отказалась. Сам Цыбко рассказал корреспонденту «URA.Ru», что ходил в СКР выяснить, не является ли его вызов злым розыгрышем.
«Коллеги меня просили эту тему поднять публично. Это же прецедент! Первый за 25 лет случай в истории российского парламентаризма, когда депутат стал свидетелем из-за комментария увиденного на ток-шоу. Поверьте, если сегодня не отреагируем, завтра это может стать практикой», — предостерегает сенатор. Он напоминает, что на свидетеля по уголовному делу накладываются ограничения, его могут привлечь за дачу ложных показаний, если тот, к примеру, перепутает дату или время начала телепередачи.
«Очевидно, что свидетель — лицо, которое должно что-то знать, видеть. Какой информацией я стал обладать благодаря сюжету телепрограммы? Может, нужно всех 100 зрителей, журналистов, монтажников переводить в свидетели? Вспомните, сколько людей обсуждали „закон Димы Яковлева“! Разве это нормально, когда вместо того, чтобы тратить бюджетные деньги на поиск настоящих преступников, следователи будут по всей стране вызывать депутатов, сенаторов? Может, виновата „палочная система“, следователям нужно отчитаться», — рассуждает Цыбко. По мнению сенатора, если поддерживать логику следователя, то легко можно «превратить весь парламент в свидетелей».
В схожей ситуации был уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов. Его вызывали свидетелем после бунта в СИЗО-1. «В СМИ высказал мнение о беспорядках в следственном изоляторе, после чего был вызван на допрос. Считаю, что если показания помогут следствию установить истину, то это нормально. Что касается вызова в качестве свидетеля после ток-шоу, то здесь ситуация неоднозначная. Все-таки СКР должен эффективно расходовать средства налогоплательщиков», — считает омбудсмен.
С ним согласен первый зампред комитета Госдумы РФ Владимир Бурматов. Депутат выразил сожаление, что в работе правоохранительных структур случаются подобные ситуации. «Скажу безотносительно конкретного случая и статуса. До 50% всех обращений ко мне как депутату касаются работы правоохранительных органов. Часто они затрагивают незаконные действия сотрудников МВД. Такая проблема действительно есть. Я ее связываю с кадровым составом правоохранителей, потому что у нас на протяжении долгих лет в полиции были небольшие зарплаты и лучшие кадры уходили. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, но проблем еще очень много», — подчеркивает парламентарий.
Цыбко предостерегает коллег, что если они не отнесутся к его ситуации со всей серьезностью, то на месте сенатора может оказаться каждый. «И в следующий раз депутаты станут задумываться — нужно ли публично выступать, комментировать проблемы: хотя это наш долг, это может обернуться против нас. Надеюсь, на следующем заседании комитета представители СКР разъяснят ситуацию», — заключает сенатор.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.