«А козлов отпущения — „зарезать“»
В Свердловском правительстве продолжаются реформы, в ходе которых ликвидация поста председателя правительства будет лишь первым шагом. Следующая цель — эффективный PR деятельности кабинета министров и повышение управляемости территориями. Улучшить качество этих процессов намерен губернатор Евгений Куйвашев. Чиновники кабмина собрались решить задачу радикально.
В свердловском правительстве создана рабочая группа, возглавляемая премьером Денисом Паслером. И уже сегодня чиновники кабмина встали перед выбором одного варианта реформы из двух. Согласно первому, к которому склоняется часть чиновников, предполагается урезать функции и кадровый состав управленческих округов (УО) с последующей их передачей профильным министерствам. Второй вариант предполагает обратное: рассматривается возможность сократить треть работников министерств и передать их полномочия в пользу округов, поскольку последние гораздо ближе к муниципалитетам.
«В каждом министерстве работает порядка 100 человек, а то и более, — рассуждает чиновник, знакомый со страстями, кипящими в рабочей группе. — Это в основном молодые люди, эффективность работы которых вызывает вопросы. Но округам в их сегодняшнем виде передать технически министерские полномочия практически невозможно. Решение видится в создании министерства муниципального развития по аналогии с министерством регионального развития на федеральном уровне. В него могут быть преобразованы администрации управленческих округов. Идея не нова —высказывалась еще при Росселе в середине 2000-х годов. Видимо, пришло время для ее воплощения».
Вице-премьер, курирующий работу с муниципалитетами, Яков Силин, также входящий в рабочую группу, считает, что управленческие округа играют важную роль в структуре региональной власти. «Система работала и работает, до сих пор сбоев не давала. С учетом опыта работы округов можно говорить, что они полезны. Они координируют деятельность местного самоуправления на территориях, являются площадками, использующимися для подготовки, обучения, проведения семинаров, круглых столов, а также для взаимодействия с населением и структурами власти. Начальный этап формирования округов, когда имели место политические аспекты, ушел в небытие, и сегодня эти необходимые структуры заняли свое место», — объясняет зампредседателя правительства.
В резиденции губернатора тоже настаивают на том, что об упразднении округов речи не идет — к этому не располагает федеральный курс. «Федералы давно говорят о том, чтобы передать больше полномочий регионам, — поясняет собеседник агентства в „Желтом доме“. — Так что есть смысл говорить, скорее, о переформатировании структур, нежели о их ликвидации. Были представлены планы добавить главам округов, не являющимся сегодня слишком влиятельными, конкретные административные и экономические полномочия. И спрашивать с них».
Разграничение на округа без присвоения им административно-территориальных функций появилось в 1997 году при губернаторе Эдуарде Росселе и уже в путинское время стало называться «вертикалью власти». Напомним, тогда в регионе были созданы пять УО (Северный, Южный, Западный, Восточный и Горноуральский). Зимой 2014 года вопрос снова оказался в повестке, поскольку свердловское правительство предложило дополнить округа «новыми» территориями. Тогда же появился законопроект теперь уже отставного вице-спикера свердловского Заксобрания Георгия Перского, предложившего полностью упразднить управленческие округа и сэкономить на этом сотни миллионов рублей. Обосновывая предложение, депутат пояснял, что главы этих рудиментарных образований де-факто не имеют власти, но де-юре дублируют управленческие функции областных исполнительных органов. Так говорилось в пояснительной записке к законопроекту.
Если бы правительство, решая судьбу УО, решило посоветоваться не только с экс-депутатом Перским, но и с представителями муниципалитетов, сокращение структуры произошло бы гораздо раньше. Главы муниципальных образований вне зависимости от партийной принадлежности сегодня единодушны в том, что округа «стали рудиментами».
«Сегодня примерно 40 структур могут запросить у нас любые документы — просто невероятно количество органов, контролирующих деятельность муниципалитетов, — пояснил глава Арамиля Владимир Герасименко. — Дублирующие функции надо сокращать, а эффективность повышать. Тогда, возможно, больше средств будет направляться в муниципалитеты и экономиться. Везде идет речь о сокращении количества чиновников — я, когда пришел, на треть сократил их у себя в администрации, несмотря на прибавляющиеся полномочия. Когда муниципалитеты имели больше административных полномочий, может быть, и было оправдано введение этих округов по примеру федеральной власти. Но сегодня мы перешли на систему назначаемости глав, и они стали подотчетны центру, так что надобность в округах пропала».
Даже единороссы, управляющие городскими округами, готовы сегодня отказаться от института УО. «Сегодня налажены прямые четкие контакты со всеми профильными министерствами, — поясняет глава городского округа, входящего в Южный управленческий округ. — Нет никакой необходимости предоставления отчета и в министерство, курирующее ту или иную программу, и в округ. Целесообразность поездок к главе УО на совещания — всегда нулевая: мы ничего там для себя не черпаем, хотя ездить приходится аж в Каменск-Уральский. В лучшем случае нас просят поделиться опытом, и мы рассказываем, в худшем — я молча сижу на совещании и возвращаюсь на работу, понимая, что день прошел зря. Стыдно сказать, но когда мы туда едем, нас просят рамочки для дипломов самостоятельно покупать: они туда свои картонки потом вставят и нам вручат. У них ресурсов — ноль».
Главы управленческих округов и сами сегодня признаются, что не видят никакого содержания своих должностей. Правда, это они осмеливаются высказывать только в разговорах с близкими главами муниципалитетов. «Абсолютно пустая должность, нигде не прописанная толком нормативно, — рассказывает управленец. — У муниципалитетов все написано в законе, у правительства тоже. Мы в этом смысле уникальный субъект: нигде нет округов, а у нас есть. И при этом мы не можем сказать, что являемся самым эффективно управляемым субъектом — есть куда лучше примеры. Согласно полномочиям, мы статисты, правда, далеко не все коллеги с этой задачей справиться могут. Бывало, начинается выволочка на заседании правительства, приводятся цифры, вообще не совместимые с реальностью, а когда разберёмся, выясняется, что округа сработали не самым лучшим образом. По сути, мы сегодня некий громоотвод: чтобы если что случится, не председатель правительства или вице-премьер отвечали за ошибку, а козлом отпущения был бы глава, управляющий округом».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!