Взвели курок, но вышла осечка
Пока подруга бывшего главы военного ведомства «выколачивает» себе в СИЗО новый матрац, сам экс-чиновник ходит по краю и может отправиться вслед за Васильевой. Этого добиваются российские парламентарии. Правда, пока депутатский «допрос» пришлось отложить по техническим причинам.
Депутаты Госдумы заблокировали инициативу фракции КПРФ о проведении парламентского расследования в отношении экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Сегодня на пленарном заседании нижней палаты парламента предложение поддержали только 199 народных избранников. Для принятия не хватило 27 голосов. Известно, что за отклонение инициативы выступили только 35 депутатов, воздержался один, и никак не проголосовали 215 человек.
Еще накануне заседания стало известно, что против проведения парламентского расследования высказались члены профильного комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Они изначально не поддерживали инициативу (в 2014 году предложение о его проведении от КПРФ уже поступало) и на этот раз аргументировали свое решение некорректно составленным заявлением.
«По 12 эпизодам дело было выделено в отдельное производство, по 35 — в настоящее время продолжается расследование. Соответствующая справка Следственного комитета по этому поводу имеется. С моей точки зрения, этот вопрос полностью закрыт. Таким образом, предмет парламентского расследования в рамках того заявления, которое вы сделали и направили, не сформулирован. То предложение, которое вы сформулировали, полностью поглощается соответствующей статьей закона, а мы не можем расследовать элементы состава преступлений. Поэтому, когда подготовите документ (тот, который вы пытались обозначить, или общее положение, которое вы выдвигали), это будет другой вариант», — вот так объяснил свою позицию глава комитета Владимир Плигин.
Представитель «Единой России» не стал прямо отвечать на вопрос о том, считает ли он, что Сердюкова незаслуженно отстранили от должности и тот не нанес никакого урона государственной безопасности ВС и России. Отвечая на вопрос, Плигин отметил, что будет вести разговор только в рамках текста, «который называется «О возбуждении парламентского расследования от 15 декабря 2014 года». «Это предмет сегодняшнего разговора», — отрезал парламентарий. Плигин добавил, что с его точки зрения, «действующее российское законодательство в сфере противодействия коррупции является совершенным», а также призвал всех воздержаться от оценок вынесенного накануне Евгении Васильевой приговора и «в любой ситуации соотносить решение суда с реальностью и уважать его».
«Сокол Жириновского» Ярослав Нилов адресовал свой вопрос инициатору проведения расследования Валерию Рашкину. Либерал-демократ попытался сменить тему и обратить внимание коммунистов на другие проблемы.
«Дело Васильевой — это 2,5 года глумления над нашим народом, это гламурное реалити-шоу на ТВ. И после призыва дать условный срок это выглядело, конечно, кощунственно. Но дали пять лет. Не исключено, что скоро будет УДО, и тогда Васильева станет новым символом современного правосудия. У нас ситуация „Реймер и браслет“ — это символ реформы ФСИНа. Хорошавин — символ современного чиновника-управленца. Московская автодорожная инспекция — символ новой возможности зарабатывать деньги (только в прошлом году нашим автомобилистам было незаконно выписано около 2 миллиардов). Как вы думаете, не препятствуют ли все приведённые мною факты консолидации общества, о которой постоянно напоминает президент Владимир Путин?» — поинтересовался народный избранник.
«Я считаю, что правонарушения, которые позволил себе господин Сердюков, а также соответствующая работа правоохранительных структур, начиная со Следственного комитета и прокуратуры — это позор для их чести и мундира. Прокуратура потребовала условное наказание для госпожи Васильевой — это ведёт к консолидации общества в ходе борьбы против той власти и того парламента, при которых невозможно создание комиссии для рассмотрения проблем в законодательстве. А решать эти проблемы необходимо для того, чтобы в будущем ни сердюковы, ни васильевы, ни губернаторы, которые проворовались и находятся сегодня под следствием, не имели возможности красть дальше», — оппонировал Рашкин.
Несмотря на явные разногласия парламентариев, под общие бурные аплодисменты завершилось выступление заслуженного юриста России, в прошлом зампрокурора Москвы Юрия Синельщикова. Коммунист обратил внимание коллег на то, что профильный комитет пытается не допустить проведения парламентского расследования, аргументируя это тем, что «события, связанные с деятельностью Сердюкова и Васильевой, были расследованы или все еще являются предметом предварительного расследования».
«Однако это обстоятельство с точки зрения закона не является препятствием для парламентского контроля, и это юристу Плигину хорошо известно. Наличие действующего или прекращенного уголовного дела не может быть препятствием для расследования парламентом. Эта позиция достаточно ясно обозначена в российском законодательстве, а также в нашем уголовно-процессуальном законе. Девять эпизодов, которые изложены в нашем обращени, — это лишь иллюстрация безобразий, творившихся в военном ведомстве. Сейчас Следственный комитет расследует 34 преступных эпизода на 16 миллиардов рублей. И, конечно, наша комиссия, которая будет, надеюсь, создана, сможет изучать и эти эпизоды, однако, не вправе будет исследовать состав преступления и давать оценку деятельности следователей», — отметил Синельщиков.
Бывший работник прокуратуры подчеркнул, что целью расследования является выявление причин и условий, способствующих фактам грубого нарушения финансовой дисциплины в Министерстве обороны. «Мы пытаемся и хотим оказать содействие правительству в устранении этих обстоятельств, в создании таких условий работы оборонного ведомства, которые не позволяли бы будущим министрам допускать подобных злоупотреблений и бесхозяйственности», — сформулировал мнение фракции парламентарий.
Блестящим оказалось выступление члена ЛДПР Сергея Иванова. Известный «креативщик» подсчитал ущерб, причиненный, по версии следствия, оборонному ведомству Сердюковым, и высказался за проведение парламентского расследования.
«Владимир Николаевич [Плигин] прав: во-первых, мы не судьи. Мы хотим узнать — было это вообще или нет? Ибо, как пишет пресса, мы имеем следующее. Сначала продали институт. Разница между ценой, по которой он был продан, и той суммой, которую можно было бы вследствие этого получить, составляет 650 миллионов. Потом продали базу в Анапе (разница, соответственно, составила 60 миллионов), дом садовника (700 миллионов) заправочную базу (240 миллионов), участки в Брянском лесу (725 миллионов). Потом идет „Генеральское озеро“, тут три участка (по одному миллиарду с каждого) и дорога к базе (мелочи, они там в Астрахани отдыхали — 56 миллионов). Я уже не говорю про различные злоупотребления вроде пропавших без вести раритетных автомобилей из Рязанского музея. Мы хотим знать — было это или нет, — подчеркнул член ЛДПР. — И тут комитет прав: мы можем расследовать только то, что не является предметом судебного разбирательства. Совершенно верно. Но все эти вещи не являются предметом судебного разбирательства — они вообще еще до суда не дошли! Поэтому Юрий Петрович [Синельщиков] правильно сказал: у нас есть право выяснить, так было на самом деле или нет.
Мы должны нашим гражданам сказать: „Ребята, у нас все в стране равны перед законом“». «В противном случае, если какой-то неизвестный аукционер купил за 180 миллионов долларов картину Пикассо, вполне может быть, что это кто-то из Министерства обороны, поскольку денег по перечисленным мной эпизодам для этого достаточно. Тем более, как мы знаем, Васильева любила рисование, — не преминул сыронизировать Сергей Иванов. — Поэтому, уважаемые коллеги, давайте сами разберемся. И если Сердюков не виноват, скажем: „Извини, ты замечательный человек“. Но если он виноват — пусть сидит».
Вернуть обсуждение «в правовое поле» тут же попытался единоросс Дмитрий Вяткин. Он выразил озабоченность тем, что проведение парламентского расследования станет негативным примером для избирателей. «Мы ратуем за соблюдение закона, но если мы примем вашу логику и проголосуем за возбуждение процедуры парламентского расследования, мы сами же закон и нарушим. Вот в чем вопрос! Вот тогда, действительно, какой пример мы подадим, если требуем соблюдать закон, а сами его нарушаем?» — заключил представитель «Единой России».
Итоги голосования подтвердили полное поражение фракции КПРФ, однако, по признанию ее членов, сдаваться они не собираются.
Уже после заседания в беседе с «URA.Ru» Валерий Рашкин признался, что в течение месяца после внесения корректив фракция снова поднимет вопрос о необходимости проведения парламентского расследования. Он добавил, что коммунисты планируют обратиться в Верховный суд с иском о нарушении регламента.
«Сегодня в зале мне все жали руку, но голосовать многие не стали. Только 35 депутатов из 450 осмелились проголосовать „против“. Это показатель того, что мы правы. Плигин сегодня докладывал не как юрист, а как исполнитель политического заказа. Мне его жалко», — прокомментировал коммунист итоги заседания.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.