«Невозможно поверить, что здесь никто не берет взяток»
Сегодня вечером свердловский прокурор Сергей Охлопков выступил перед депутатами Заксобрания. Его речь — оптимистичная в своем пессимизме: чем больше выявляется преступлений — тем лучше. Лошагин — исключение. А еще спич Охлопкова — открытый удар по свердловской полиции и намек одному из мэров об отставке.
«Вы сидите без перерыва уже больше часа, и я не хочу нарушить ваши трудовые права. Если есть желание, можно объявить перекур, — Сергей Охлопков иронично повернулся к спикеру Людмиле Бабушкиной. «Золотой мужик», — слышится вздох со стороны фракции КПРФ. Но Охлопков получает отказ: «Ну куда деваться — прокурор пришел».
Сергей Охлопков не сколько читает, сколько рассказывает о своей работе в 2014 году по памяти: «Рост преступности не изменился — 0,6% [увеличения]. Но свердловский уровень — третий в России, показатель не очень хороший. Количество особо тяжких преступлений увеличилось на 18%. Значительная часть из них — незаконный оборот наркотиков. На 14,5% увеличилось число преступлений несовершеннолетними... Честно скажу, что правовая статистика всегда была заретуширована. После того, как мы стали ее вести, выяснилось, что на 42% увеличилось количество преступлений в состоянии опьянения, алкогольного и наркотического».
Большая часть доклада — критика свердловской полиции. В 2014 году выявлено более восьми тысяч нарушений, допущенных органами внутренних дел. Количество наказанных полицейских увеличилось вдвое. «Поставлено на учет 5,5 тысяч укрытых преступлений. Четверть от их числа раскрыты, уголовные дела направлены в суд, — откровенничает Охлопков. — У нас есть спор с полицией. Они говорят: „Это дела не укрытые“. А какие?
Идет в полицию гражданин: украли козу. Его разворачивают: твоя коза сама ушла, ее волки задрали.
Сегодня преступник украл козу, завтра — ворвался в дом, послезавтра —разбой и убийство. К ответственности привлечено 1723 лица, в том числе 259 руководителей органов МВД. Заведено восемь уголовных дел по злоупотреблению полномочиями — это когда полицейский фальсифицирует доказательство».
Также прокурор отметил, что в 18 территориальных отделах полиции не выявлено ни одного злоупотребления полномочиями, в 16-ти — не возбуждено ни одного дела, как взятка.
«Невозможно поверить, что здесь никто не дает и не берет взяток, — едко шутит Охлопков, следя из-под очков за реакцией в зале.
— 140 преступлений необоснованно приписаны к взятке. Чаще выдают простое мошенничество и говорят: все хорошо, мы боремся с коррупцией. Или сто эпизодов выдают за сто преступлений. Так, в результате наших проверок фактов коррупции уменьшилось на треть».
В работе своего ведомства Охлопков не сомневается: «С 22 до 11 сократилось количество неоправданно привлеченных. Уменьшилось число реабилитирующих решений. Всего было оправдано 27 подсудимых, а рассмотрено 29 тысяч уголовных дел. Поэтому когда говорят о прошедшем деле [фотографа Дмитрия Лошагина], оно возобновилось снова — „ох!“, „ах!“ — то просто не знают этих цифр».
— Вы назвали несколько цифр пугающих.., — говорит Нафик Фамиев (КПРФ).
— Правдивых, я бы сказал, — замечает Сергей Охлопков.
Уже отвечая на вопрос депутата (его «очень беспокоит „состояние здоровья“ правоохранительных органов»), прокурор делает заявление о реформе полиции. «Она прошла слишком быстро, скоропалительно, некачественно, чтобы выявить „болячки“ системы. В рядах органов мы обнаруживаем сотрудников, состоящих на учете в психбольнице», — отвечает областной прокурор.
Чувствуется приближение выборов: каждый депутат пользуется случаем публично рассказать о проблемах своего округа. Хотя все отправляют на имя прокурора запросы (в 2014 году их было около 700, большинство — от Андрея Альшевских) и получают ответы. Игорь Торощин (ЛДПР) интересуется, «долго ли прокуратура будет миндальничать с властями Ирбита». По словам депутата, 82-летний инвалид по зрению живет без воды: топит снег зимой, собирает дождь летом. Суд обязал мэрию восстановить водоснабжение, но власти Ирбита оспаривают решения в разных инстанциях почти год. «Я возьму на контроль, в июне пенсионерка получит все. Если нужно будет, привлечем главу по 315 статье УК РФ за неисполнение решения суда», — Охлопков совершенно спокоен.
Алексей Коробейников (ЕР), который занялся проверкой фальсификата на заправках Свердловской области, рассказывает о своем последнем рейде: «Из четырех АЗС на двух мы выявили подделки. Есть результаты исследования и по другим заправкам, мы разработали план проверок, готовы ли вы сотрудничать с нами?». «Проверки качества топлива мы начинаем проводить, готовы вашей помощью воспользоваться и узнать, наконец, чем же заправляются наши машины», — отвечает Сергей Охлопков.
Дмитрий Ионин (СР) отмечает, что в поселке Кольцово жителям выставили коммунальные счета — от 30 до 120 тысяч рублей, но потом произвели перерасчет. Денис Носков (ЛДПР) говорит, что земли под бомбоубежище Первоуральска (на 120 тысяч человек — половину города) продал мэр Николай Козлов.
Депутат вне фракций Максим Серебренников указывает на главу Сысерти Александра Карамышева, который, по его мнению, провел махинацию с землями: «Накануне Дня Победы он вышел с предложением о смене категории земельных участков, которые выдавались ветеранам. Они должны быть записаны под усадебную застройку, но находятся в зоне общественного значения. Однако все участки — от 25 до 29 соток, уже давно переписали на сына бывшего главы Старкова. Это самые лучшие земли Сысерти. Чудовищное поведение в канун праздника!». Сергей Охлопков говорит, что берет все сигналы на личный контроль: «Мы обязательно примем меры».
Особенно тепло прокурор встречает жалобу Андрея Альшевских, который написал больше других обращений в 2014 году: «Я предлагаю устроить допрос с пристрастием [вице-премьера Владимира] Романова! Он убеждал нас, что военные памятники будут доведены до ума, но этого не произошло — за такое надо наказывать». «Можем предоставить вам справки нашей проверки, — отвечает Охлопков. — Памятники в ужасном состоянии. Сначала видишь, как на Украине ломают плиту Жукова, а потом — у нас... Половина памятников Екатеринбурга вообще не стоит в реестре, значит, не может ремонтироваться. Мы не хотели политического скандала накануне 9 мая, но теперь каждой сестре по серьге нужно раздать».
Первая «сестра» уже найдена. Уходя, Охлопков вскользь заметит, что свердловский губернатор Евгений Куйвашев готовит отставку мэра, который затянул вступление в отопительный сезон: «Называть фамилию пока не буду».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!