«Ждите новую мощную „бомбу“»
Уральский интернет-предприниматель Денис Грибин поставил на уши всю Украину, создав фэйковый аккаунт Михаила Саакашвили. СМИ публиковали новости об увольнении бесполезных сотрудников, установке урны в правительственном здании и семье губернатора Одесской области. А это оказалось шуткой! Как ему удалось обвести вокруг пальцев всех политиков, журналистов и блогеров, попасть в топ Twitter — в эксклюзивном интервью «URA.Ru».
— Как пришла идея создать аккаунт Михаила Саакашвили?
— Уже даже и не помню, откуда он взялся и как был зарегистрирован. Единственное, это то, что у меня был доступ к нему. Может быть, совместно с товарищами, не помню уже. С 2012 года он лежал в Сети практически без дела. Когда появилась информация о том, что Михаил Саакашвили стал главой Одессы, возникла идея проверить, насколько просто в современном информационном мире запустить какую-то «утку» относительно глобального масштаба. Потому что мир информационный, и от одного слова может зависеть достаточно много. Слово сейчас страшнее пули. И вот я решил попробовать. Запустил пару абсолютно ерундовых твитов. Подписчики уже были, порядка 400 человек, и в первый же вечер стало где-то полторы тысячи.
— Какая была первая фейковая новая новость?
— Что-то вроде того, что вот, сейчас мы возьмемся за дела, будем закручивать гайки и работать плодотворно. То есть осознанно не затрагивал каких-то болезненных тем для людей. Старался запустить лавину. Проснулся утром на следующий день после первого твита, уже порядка 6-7 тыс. подписчиков, в течение дня их набралось уже порядка 9 тыс. Когда уже увидел, что начали подписываться какие-то известные люди, издания, включая президентский аппарат господина Порошенко [президент Украины], то понял, что шутка затянулась. Открываю главную страницу «Яндекса», там новость про один из моих твитов о сокращении неэффективных сотрудников, чем сэкономим 4,1 млн гривен... Когда эти новости начали публиковать СМИ, понял, что эксперимент удался. Мы пытались просчитать, какие СМИ нас опубликовали. Это были практически все крупные как российские издания, так и украинские, схожие по масштабу.
— Почему несколько лет назад вы создали аккаунт именно Михаила Саакашвили — следили за его карьерой, интересовались новостями о нем?
— Нет. Я сейчас пытаюсь вспомнить, почему именно он... Скорее всего, потому, что просто надо было занять удачное уникальное имя. Подписаться в твиттере можно вообще кем угодно, меняя часть имени и фамилии, а вот именно @ и далее уникальное имя твиттера Саакашвили (@saakashvily) был удачно свободен. Видимо, по ошибке он его первым не занял, а СаакашвилиМ (официальный аккаунт Саакашвили — @saakashviliM) — это уже менее уникальная вещь. Но если бы на его месте был кто-то другой со свободным именем, то мы бы точно так же заняли его. То есть преследовать конкретно Михаила Саакашвили цели не было. За его карьерой и делами я не следил. И последнее, что о нем слышал, это как раз четверг-пятница, когда выяснилось, что он теперь губернатор.
— В целом какое отношение к Саакашвили?
— Отношусь к нему нейтрально. Потому что не следил за его достижениями. Единственное, что знаю, это то, что он в политико-экономических вопросах продвинул свою бывшую страну [Саакашвили — президент Грузии в 2004-2007 и 2008-2013 годах] достаточно хорошо. Коррупцию снизил, какие-то другие негативные моменты. Поэтому в каких-то вещах положительно, в каких-то отрицательно.
— Ваш эксперимент как-то связан с событиями на Украине?
— В самую последнюю очередь. Ни в коем случае не хотелось привязываться к этой теме. Просто получилось так, что Михаил Саакашвили стал губернатором именно на Украине. Если бы его назначили губернатором Аляски, было бы ровно то же самое. Надеюсь, это будет каким-то уроком, что информацию надо проверять всем СМИ, вне зависимости от их государственной принадлежности. Скажу, что первым нас разоблачил небольшой украинский сайт, если не считать каких-то подписчиков, которые начали что-то замечать, например, анекдоты и статьи с наших челябинских сайтов, которые мы добавляли еще в 2012-м году.
— Урок, который вы преподали — это хорошо. Но вы отработали технологию, которую можно применять к любому политику, любой ситуации. Обычная домохозяйка может завести какой-то аккаунт и вбрасывать «информационные бомбы», не выходя из квартиры. Как отличить фейковый аккаунт от настоящего?
— Это очень сложный вопрос. Вот яркий пример — Полина Гагарина. Она ведет официальный блог. До того, как она стала известна после «Евровидения», у нее была буквально пара тысяч подписчиков. И параллельно с ней велся фейковый блог, верифицированный твиттером. То есть стояла синяя галочка, что данный акаунт настоящий, а он на самом деле был ложным. То есть тут можно удостовериться, только проанализировав содержание, интуитивно. Очень много аккаунтов, которые не подтверждены, но они при этом официальные, включая и госструктуры, и известные персоны.
А то, что касается «информационных бомб» — да, это есть. Более того, я уже встречал в СМИ ссылки на какие-то несуществующие и ложные источники. Поэтому здесь только можно рассчитывать на себя и не верить на 100% ни официальным СМИ, ни сообщениям в соцсетях. Только анализировать ситуацию с разных сторон.
— Сейчас, наверное, многие СМИ и госструктуры пытаются как-то выйти на вас, проверить кто вы — агент ФСБ, СБУ или какой-то другой структуры?
— Да, выходят. Причем, самыми первыми были украинские журналисты. Девушка-корреспондент за свой личный счет позвонила, у нее кончились деньги, она пошла, положила еще денег, еще раз позвонила. Приятно с ней поболтали, она опубликовала у себя информацию с подтверждением, что это был фейк, для каких целей это все было сделано. Очень по-доброму отразила мои цели, без всяких шуток и подколов. А наши российские СМИ федерального уровня, сомневаюсь, что они обратятся. Потому что сели в лужу. Сейчас с челябинского телеканала звонили, и первый вопрос: «Ну как, уже прессуют прокуратура, СБУ, спецслужбы?» Я сказал, что пока нет. Как и представители Саакашвили. Хотя это же госаппарат, они работают медленно. Может быть, через полгода мне напишут просьбу удалить этот аккаунт. То есть многие думают, что раз это случилось, то должны сразу же меня начать давить. Но я считаю, что и без меня в Интернете хватает всякого интересного.
— Судя по общению с украинскими журналистами, считали реакцию, как отнеслись у них к вашему розыгрышу?
— Нужно сказать, что буквально, как только я разоблачил себя, посыпался шквал вопросов. Если не путаю, за последнюю ночь я ответил на 2 тыс. вопросов. У меня под конец просто скрутило пальцы, потому что столько вопросов обработать — это целая конференция. Российских ребят писало не так много, потому что все-таки Саакашвили был интересен одесской и украинской аудитории. И оценили больше положительно, чем отрицательно. Некоторые спрашивали: «Ну, зачем», но потом, когда прочитали объяснение в Facebook (деятельность запрещена в РФ), поменяли мнение. Кто-то восторгался, кто-то отмечал, что своими сообщениями, которых едва ли десяток наберется, я умудрился обвести вокруг пальца весь информационный мир. Конечно, были и те, кто проклятья сыпал, как всегда. Типа: «Чтобы тебя завтра КАМАЗ сбил, потому что ты посягаешь на суверенитет Украины». Как это связано, я вообще слабо представляю, и с ними в контакт не вхожу.
Больше всего боялся, что Михаил Саакашвили зайдет в новостные ленты и увидит заявления, сделанные якобы от его имени. И подумает, что теперь он каким-то образом должен сокращать управленческий аппарат и перевозить семью в Одессу.
— Вы были когда-нибудь на Украине?
— Нет, к сожалению, меня с Украиной мало что связывает. Хотелось бы там побывать, но теперь не знаю даже, получится ли. Может быть, когда закончится все это действие [война], я туда съезжу, обязательно. Сейчас меня многие зовут приехать в Одессу, поесть сала.
— После всей этой истории чувствуете себя знаменитым?
— Я сам не челябинский, родился в Норильске. Там регулярно, примерно раз в месяц, появлялся на экранах телевизоров. Это было связано со спортом, еще с какими-то вещами. У меня постоянно брали интервью, печатали. Но такого, как здесь, в Челябинске, тем более на серьезном уровне — не было. Не знаю, можно ли это назвать известностью? Если это она, то я к ней очень спокойно отношусь. Даже когда обращался в СМИ, чтобы опубликовать то, что получилось — это не для того, чтобы пропиариться. Я даже имени и фамилии не хотел называть и фотографироваться тоже не хотел. Если бы у меня была цель пропиариться, я бы просто к любому твиту мог приписать, что я теперь заместитель Саакашвили, и выложить свое фото. Думаю, это бы тоже разошлось по СМИ. Конечно, телефон сейчас постоянно жужжит, кто-то пытается добавиться в Facebook (деятельность запрещена в РФ). Но моя задача — объяснить мотив. Приятно, что некоторые люди пишут: да, получилось именно то, что надо было уже давно продемонстрировать. А если обратятся какие-то федеральные СМИ, то скажу им то же самое, что и вам.
— Одно время в Челябинской области у экс- губернатора Юревича тоже был фейковый аккаунт в Твиттере. Не ваших рук дело?
— Нет. Я до последнего времени вообще в социальных сетях был очень слабо представлен. Я в «Фейсбук» (деятельность запрещена в РФ) зарегистрировался-то только для того, чтобы объясниться перед людьми. Чтобы не думали, что данная ситуация была якобы для зарабатывания денег, как сейчас пишут, что агенты ФСБ там... Поэтому меня и «ВКонтакте» нет. В «Твиттере» до сих пор тоже есть блог, тоже не настоящий, но там пишу от себя, что думаю я, хотя другая аватарка и другое имя. И глобальных фактов там никаких нет, просто какие-то наблюдения и фотографии, сделанные в городе. Вот и все. В Интернете стараюсь быть максимально скрытным, ведь все, что туда попало даже один раз, уже не удалить никогда. Что бы ты ни написал, сохранится там навсегда. По крайней мере, пока существует Интернет. И я вообще не вижу смысла нахождения в социалках, потому что друзей якобы миллионы, а общаешься с двумя-тремя. Хвалиться какими-то фотографиями, как ты съездил на Мальдивы, и получать там лайки и комментарии — не мое. Проще позвонить близкому товарищу или другу, поделиться с ним какими-то вещами, которые тебе были приятны, и послушать его мнение.
— Вы сказали, что переехали в Челябинск из Норильска. Чем здесь занимаетесь?
— Закончил педагогический университет. Сейчас веду деятельность в двух направлениях. Первое — это наемный менеджер в одной из челябинских коммерческих организаций в сфере услуг. Она ни с какими госструктурами не связана, поэтому не хочу называть ее, мало ли что. И второе — пытаюсь понемногу заниматься интернет-торговлей. В нерабочее время... бизнес, интернет-торговля. Из хобби — интернет, я достаточно много времени провожу в Сети. Люблю литературу по бизнесу. А раньше еще занимался полупрофессиональным спортом.
— Вы анонсировали новую «бомбу», которая скоро ждет пользователей Интернета. К чему нам готовиться?
— Это «бомба» из разряда 50 на 50. Может, сработает, а может и нет. Она, безусловно, информационная и связана с публикацией неких материалов, но уже вполне официальных, без фейковых вещей. Единственное, не могу пока подробно об этом рассказать, потому что в этом участвовал не только я, и работа пока еще ведется. Но надеюсь, что Челябинск после этого станет известным в плане интернет-активности и некоторых его представителей.
— Чтобы понять: это будет какая-то провокация, развлекательная информация или что-то еще?
— Не будет каких-то инсайдерских или запрещенных вещей. У меня просто доступа к ним нет. Я по навыкам и образованию не хакер, не шпион и прочее. Это будет некое размещение информации, интересной, но которую не видят в повседневности, а мы ее покажем. Думаю, что она и в СМИ будет попадать, потому что там интересные факты и события. Следите за «Твиттером». Я сейчас его переведу на более-менее официальный уровень, уберу фотографии (просто пока не успел это сделать), дам ссылки на себя, поставлю свое реальное имя. Или вымышленное, но уже не затрагивающее никого. А что касается информационных бомб, то это зависит не только от меня. Я буду доводить их. А формированием контента занимается команда ребят. Думаю, в течение какого-то короткого времени — месяца, может быть, двух недель.
— Вы говорите про команду. А аккаунт Саакашвили — это не командная работа?
— Нет. Более того, сейчас это команда не челябинская. Они разбросаны по всему белому свету, кто-то в России, кто-то нет. Название «команда» — это условно, потому что это просто какая-то группа людей, которая ведет свои Твиттеры, от своего имени или нет, некоторых я даже не знаю. То есть они просто аккумулируют те факты, которые нужно знать людям, и они никак не связаны с конфликтными ситуациями между странами. Это просто интересные факты о жизни в мире.
— С этим как-то связаны «Шалтай-Болтай», «Анонимус» и подобные хакерские группы? Они тоже периодически хвастают своими «достижениями».
— Нет. Изредка слежу со стороны, что они делают, наблюдаю, читаю. Но, повторюсь, я не хакер.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.