Что на самом деле читают жители Екатеринбурга: после этого вы не сможете спокойно смотреть в монитор
Уральская аудитория массово меняет интернет-адрес. Куда ушел читатель, что он хочет знать и почему горожане живут в двух параллельных реальностях — знает екатеринбургский журналист Станислав Холкин. То, о чем все думали, он сформулировал в авторской колонке.
Всякий патриот нашей малой родины знает, что кроме уральского рока, юмора и майонеза Екатеринбург породил великий уральский интернет. Знатоки уверяют, что уже который год по утрам вместе с банкой «Провансаля» сотни тысяч земляков попеременно открывают то оранжевые, то зеленые сайты.
Конкретные цифры обычно приводят на деловых переговорах. Вот, смотрите, тут у нас народный портал, весь Ёбург в одном месте читает про столкновение старушки с внедорожником, Градостроительный кодекс и мытарства фотографа Лошагина. После чего человек при деньгах, загипнотизированный количеством шляющихся по сайту бездельников, немедленно дает редакции свои рубли на баннерную рекламу.
В отделах продаж истории про массовую аудиторию порталов любят не меньше годовых бонусов. Принято считать, что на сайты крепко подсели также сотни сотрудников информационных служб телекомпаний и радиостанций. Откуда спрашивается хорошему корреспонденту добыть новость, не с улицы ж грязь в эфир тащить.
Однако широкие массы города-миллионника, та самая аудитория, на которую ведется охота, все чаще живет по новому интернет-адресу. Это социальная сеть «ВКонтакте».
Нынешней весной «контактик» в масштабах России уже опередил по посещаемости, кажется, все, что только можно включить в розетку, даже 1 канал. По данным TNS, в сутки первая кнопка Константина Эрнста собирает у экранов 11 миллионов россиян, кнопка имени Павла Дурова — 13 миллионов.
— В Екатеринбурге зарегистрировано 1 940 000 пользователей «ВКонтакте», — рассказывает интернет-технолог Платон Маматов и добавляет, — сколько из них живых — вопрос дискуссионный, но даже если половина — мертвые души, с учетом пригородов, все равно остается миллион.
Верить Маматову не хочется, но иногда приходится. Мужчина зарабатывает деньги на знаниях про темную сторону рунета и объясняет New York Times, как там всё устроено в смысле ботов, троллей и прочего интернет-маркетинга.
—У нас две третьих местных интернет-СМИ посещают меньше народу, чем средненькие екатеринбуржские группы «Вконтакте», да, люди иногда заходят на сайт в поисках новостей, но это вымирающее меньшинство, — не унимается Маматов.
Дальше, если его слушать, начинается просто фантастика. У 350 000 свердловчан вообще нет нужды лезть на какой бы то ни было городской сайт. Вместо этого они тыкают на мобильном в приложение с буквами ВК.
И пусть себе тыкают, — скажете вы. Там их наверняка поджидают старые добрые смертоубийства, градостроительные новинки и фотограф Лошагин. Ведь про все это пишут народные порталы. И какая разница, какой вид транспорта — телевизор, браузер или активная ссылка — доставит клиента туда, на встречу с прекрасным.
Штука в том, что миллионный свердловский «контактик» практически не замечает так называемой типичной повестки екатеринбуржских интернет-СМИ. Сотни тысяч земляков живут мимо нее, выхватывая из того самого информационного потока, одну ну две новости в день. Чтобы убедиться в этом, вам стоит только зайти внутрь социальной сети № 1.
Согласно статистике самая обширная местная группа «контактика» зовется «ТЕ». Когда попадаешь внутрь, взору предстает удивительное место. Вообразите себе помесь из набора сувенирных открыток с городскими пейзажами и картинок, виденных на просторах Сети уже раз сорок. Только теперь на лице Шрека проступают надписи «Сортировка», «Уралмаш», «Вторчермет». Вот этот рай любителя фотообоев и есть «Типичный Екатеринбург».
Ежедневно на эту красоту смотрят 90 000 земляков и еще немного тысяч жителей остальной Свердловской области. Если прибавить к ним аудиторию дружественных сервисов про то, как снять угол внаем, тогда «Типичный Екатеринбург» (ТЕ), разрастается до конвейерных масштабов. И не сильно отстает по посещениям от очередного городского портала со всеми его сервисами про работу, квартиру и дешевый цитрамон.
В мире типичного екатеринбуржца правят шутки про Уралмаш, сессию, бабок и маршрутку.
Можно наткнуться и на что-то знакомое. Например, распорядок перекрытия Ленина-Московской дает надежду, что ты пока дома. Но в остальном всё выглядят страшным сном поборника историй про автокатастрофы, трупы и судебные драмы. Пора было строго спросить за всю эту ересь с основателя.
Владелец «ТЕ» Александр Вебер называет себя тематическим блогером. Вебер из Нижнего Тагила, не хипстер и без бороды. Про него рассказывают еще много нетипичного для уральского интернетчика. Например, что ушел из дому едва ли не в 16 лет, тогда же устроился на Уралвагонзавод и собирал танки. Потом уехал в Екатеринбург, торговал квартирами. Да, еще Вебер не любит хоккей и футбол. Совсем. Теперь бывшему сборщику тяжелой боевой техники 26 лет, он контролирует крупнейшую в свердловском сегменте ВК группу в четверть миллиона подписчиков (еще 12 000 собирала версия в FB (деятельность запрещена в РФ)). У того же Е1 в VK их 37 000.
— На каком основании вы не рассказываете людям о большой человеческой драме фотографа Лошагина? — первым делом спросил я Александра о наболевшем.
— А кто такой Лошагин? — прилетело в ответ, что только подтвердило худшие опасения.
— Как это кто? Звезда. Знаменитый фотограф, которого обвиняют в убийстве его жены- модели.
— Звезд мирового масштаба у нас в городе нет, какой смысл писать про тех, что есть? Мне как-то не очень интересно, что там делают фотографы со своими женами. А если алкоголик Вася убьет жену и не будет сознаваться, нам про него стоит написать? —ответил блогер, по-тагильски не сглаживая углов, — у нас тут заправляются легким контентом и положительными эмоциями.
Выяснилось, что потребности в позитиве обслуживает десяток человек. Работают все удаленно.
— Картинок и новостей от подписчиков приходит по сотне в день, ставим 50 максимум, — продолжил Вебер доклад про успехи на производстве.
— И что вам вообще не шлют чернухи? — хватаюсь я за последнюю возможность уличить собеседника в гнете цензуры.
— Чернуху? Не поверите, не присылают совсем. Всем хочется иногда просто прийти и отключить мозг, улыбаться, глядя в монитор, — поборника качественной журналистики от таких слов бросает в пот. Оставался последний шанс найти хоть что-то общее между двумя нашими типичными Екатеринбургами.
— Пару лет назад вы же хотели собрать сайт и даже газету, как продвигается?
— Мы выбрали другой вектор, — в смысле камуфляжа бывший сотрудник УВЗ вполне мог дать фору «Армате».
— А что так?
— «Вконтакте» не самая гибкая платформа, — сообщил напоследок блогер Вебер. Пожалуй, пока это единственная хорошая новость для поклонников пропаганды урбанистики и судебных драм среди широких слоев населения.
Можно вздохнуть, сказать, что клиповое сознание и отупление от постоянного смотрения на стену соцсети побеждают высокие информационные стандарты, а все мы тут катимся в инфантилизм. Но, вы вот комиксы видели? Такие веселые картинки без ума про приключения людей с деформациями в организме. Их еще любили ругать за примитивный подход. А теперь вспомните «Темного рыцаря», «Мстителей» и пару других строчек из топ-10 самых кассовых фильмов десятилетия — они все оттуда же родом. Просто пока одни ребята подросли, вы постарели.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!