«Увел землю под носом у ОМОН»
Одна из самых скандальных тем последних дней — судебное разбирательство прокуратуры и председателя Общественной палаты Челябинской области Вячеслава Скворцова вокруг земельных участков на берегу Шершневского водохранилища. Интересантов масса — от застройщиков поселков, которых успел обидеть общественник, до правозащитников, выступающих в его поддержку. Корреспонденты «URA.Ru» съездили в элитный поселок и сами все выяснили. Подробности и фото — в нашем материале
Прокуратура Сосновского района подала иск об изъятии земли, оформленной на Нину Скворцову, супругу председателя Общественной палаты Челябинской области Вячеслава Скворцова. По мнению надзорного ведомства, спорные участки выделены в нарушение законодательства, поскольку расположены в водоохранной зоне Шершневского водохранилища — основного источника питьевой воды для трети населения региона (Челябинск, Копейск, Еманжелинск и Коркино). «Признать недействительным постановление о предоставлении земельного участка, признать ничтожным договор купли-продажи земельного участка, исключить запись и прекратить право собственности», — требует прокуратура.
Разбирательство началось еще весной. Однако не состоялось еще ни одного заседания, поскольку не удавалось уведомить повестками обе стороны процесса. Сегодня, 8 августа, разбирательство должно было начаться. Но ответчица наняла адвоката, который ходатайствовал об отложении процесса в связи с тем, что ему нужно ознакомиться со всеми документами. Суд перенес заседание на конец июля.
Чтобы выяснить, как обстоит дело на самом деле и о каких участках идет речь, наши корреспонденты отправились в элитный поселок Западный. Сразу оговоримся, что это было накануне — мы отложили публикацию материала, чтобы никто не счел его попыткой давления на суд.
Дом Скворцовых находится в поселке Западном на первой линии со стороны Шершневского водохранилища. Хозяин оказался дома и согласился провести экскурсию и показать спорную землю. Эти участки расположены друг за другом между огороженной забором территорией Скворцовых и водохранилищем. На третьем, купленном со старым домом 1950-х годов, где живет председатель ОП и его супруга, еще десять лет назад построен трехэтажный жилой коттедж на 300-400 квадратных метров, баня, белый двухэтажный гостевой домик. Есть большой надувной бассейн, множество грядок, дорожки и беседка. Все это занимает 36 соток. Слева за высоким забором с колючей проволокой расположена база ОМОН, справа — проезд к водохранилищу, а за ним другие дома и бараки.
Визуально определить, что между участком Скворцовых и водохранилищем находится не один, а именно два участка, невозможно. Эта территория разделена только по документам и очень напоминает частный парк. На ней находится множество различных деревьев, трава выкошена. По словам Скворцова, он посадил здесь 131 дерево — лиственница, дуб, рябина, сосна, черемуха, липа, ели, береза. Точное количество указано в актах обследования. Вместе с участком, где проживает Скворцов, и территорией за периметром — еще столько же деревьев.
Некоторые утверждают, что председатель ОП специально засадил территорию, чтобы потенциальным покупателям (если у него все же отберут спорные участки) было сложнее получить разрешения на вырубку. Кто-то предполагает, что Скворцов организовал для себя частный парк и не хочет, чтобы ему портили вид на него и Шершни. Самая большая претензия — спорные земли общественник получил бесплатно и незаконно — находятся они в водоохранной зоне.
Сам Скворцов рассказывает, что раньше на территории всех трех участков (где он живет и двух спорных) было крестьянское хозяйство, в том числе свинарник, грядки, картофельное поле. В 2004-м семья общественника купила свою землю, где впоследствии построила дом и прочее. За забором со стороны Шершней была огромная свалка и огород. «Мы не стали оформлять ту землю, но было неприятно, что на соседней земле находится свалка. Просил [на тот момент главу Сосновского района Виктора] Ротатова убрать мусорку. Он предложил нам самим облагородить территорию. Заключили договор о том, что мы вывезем весь мусор, завезем дерн, засеем травой и деревьями. При выполнении этих условий участок должен быть присоединен в единый комплекс одному собственнику — Скворцовой Н.Н. [супруге председателя ОП]. Все работы мы завершили летом 2008 года. Приезжала специальная комиссия, проводила обследование территории, после чего подписала акт выполненных работ», — продолжает Скворцов.
По словам председателя ОП, его супруга не спешила с оформлением права собственности на землю. Однако в 2008 году приехали неизвестные, заявившие, что будут застраивать нынешние спорные участки. «[Действующий глава Сосновского района Владимир] Котов тогда еще нам говорил, что не сможет держать участки, тут земля под застройку. Поэтому оформили договор на Нину Николаевну [Скворцову], но с ограничениями: без права строительства, распашки земли, движения и стоянки автомобилей, содержания животных и птиц», — говорит Скворцов.
Здесь следует пояснить, что спорный участок в 1993 году по решению Кременкульского сельского поселения был выделен Татьяне Родиной. Она разбила там огород. А в 2008 году председатель Общественной палаты написал заявление в природоохранную прокуратуру (которую возглавлял нынешний прокурор Сосновского района Анатолий Екимов, подавший иск на изъятие этих же участков у супруги Скворцова). «Данный участок был самовольно распахан в прибрежной защитной полосе, зоне санитарной охраны, в 1993 году оформлялся во временное пользование с нарушением российского и областного законодательства», — говорилось в жалобе. В итоге суд постановил изъять участки.
Далее, говорит Скворцов, в 2012 году к ним опять приехали неизвестные, которые заявили, что земля поделена на четыре части и в ближайшее время будет выкуплена у администрации муниципалитета под застройку. «Тогда даже успели вбить колышки, распределяя землю. На этот раз мы уже поторопились, купили и оформили участки в собственность, но все с теми же ограничениями — без возможности строительства, проезда, распашки и так далее. Сюда продолжили приезжать на машинах — кто отдохнуть, кто посмотреть землю. Поэтому в прошлом году пришлось поставить забор. С двух сторон есть калитки без замков — любой желающий может зайти. Или обойти со стороны озера. А проезд на машинах теперь закрыт — это запрещено по условиям использования участка», — подчеркивает председатель ОП.
Скворцов показывает толстую кипу бумаг: разрешения, заключения, акты проверки, экспертизы и прочие документы на землю, участки и дом. В одном из них указано, что на территории имеется выгребная яма с двумя емкостями на 16 тонн толщиной 5 миллиметров, обработанными противокоррозийной мастикой и обложенными мягкой глиной, с датчиками уровня наполнения. Туда попадает вода из дома и бани.
«Поджоги были, обыски были, покушения были. Что еще со мной сделать, что отобрать? Да я не против, берите участки. Только не застраивайте! Отдайте под сад, не загаживайте берег и водохранилище», — говорит Скворцов.
По словам общественника, повод инициировать разбирательство вокруг спорных участков мог быть у застройщиков многочисленных соседних поселков. В прошлом году ОП провела выездную проверку, по итогам которой опубликовала и направила губернатору Борису Дубровскому доклад под названием «Срез современного состояния градостроительной политики в зоне санитарной охраны Шершневского водохранилища». В этом документе указывалось на множество нарушений, с которыми строительные компании возводят поселки «Западный-2», «Залесье», «Просторы», «Белый хутор» и другие. Скворцов инициировал проверки надзорными ведомствами. Они выявили массу нарушений. Многие из них не устранены до сих пор. Например, свалки строительного мусора окружают почти каждый поселок. Но главная претензия — проблемы с канализацией (отсутствуют документы или не соответствует нормам) в соседних микрорайонах.
Примечательно, что к бывшему природоохранному прокурору Челябинской области, ныне возглавляющему надзорное ведомство Сосновского района, Анатолию Екимову у Скворцова нет претензий. «Екимов — глубоко порядочный человек. Он подписал документы в суд, но их инициировали и готовили другие люди», — считает председатель ОП.
В защиту Скворцова выступил уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. Он считает, что редко кто так скрупулезно соблюдает все прописанные в документах условия использования земли — косит траву, высаживает деревья. А в случае изъятия участков, возможно, земля будет-таки продана под застройку, чего допустить нельзя из-за близости к источнику питьевой воды, Шершневскому водохранилищу. «Прокуратура подает иски в интересах общества. В заявлении говорится, что нанесен экологический вред. Но непонятно, какой вред природе наносят высаженные деревья. Это же только плюс экологии. Никаких хозяйственных построек там нет», — говорит омбудсмен.
Прокурор Сосновского района Анатолий Екимов отказался от комментариев. «За разъяснениями обращайтесь в суд. Всего доброго», — заявил он корреспонденту «URA.Ru». Впрочем, позиция его ведомства понятна: земля была выделена незаконно, так как находится в водоохранной зоне.
Как бы то ни было, точку в споре поставит суд. «URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!