«Мы не враги народа! Сколько денег нам дают, все тратим!»
Активисты пермского отделения «Народного фронта» (он же ОНФ) встретили учебный год вызовом на разговор депутатов, чиновников, правозащитников и общественников. Планировалось обсудить проблемы безопасности школ и доступности их для инвалидов. Но, как всегда, что-то пошло не так. Мирная беседа постепенно перетекла во взаимные претензии, «разборки» и поиски потраченных миллионов. Возник даже вопрос о психическом здоровье. Насколько легко благородная тема превратилась в скандал — в материале «URA.Ru».
Перед заседанием, состоявшемся накануне, люди, осведомленные о сценарии мероприятия, предупредили: будет очень-очень интересно, спокойного диалога не получится точно. Казалось бы, какой скандал на теме подготовки школ к 1 сентября? Но ведь не обманули!
Из-за массового опоздания участников мероприятие началось минут на 15 позже намеченного. Дождь опять залил улицы, в центре города не проехать, а неподалеку еще и два автобуса столкнулись. «Сегодня мы немного припозднились. В пробках стоят все, даже сотрудники ГИБДД», — пошутил руководитель «Народного фронта» в Пермском крае Евгений Симакин и начал заседание с поздравления в адрес педагогов.
«Фронтовики» рассказали, что в августе они провели несколько мониторингов в пермских школах. Проверяли их готовность к новому учебному году. Основной задачей было выяснить, насколько обеспечена безопасность детей.
На обсуждение этого вопроса собрались представители краевых властей и мэрии Перми, депутаты Заксобрания и гордумы, уполномоченный по правам детей, общественники и даже делегаты из ГИБДД.
Член регионального штаба «Народного фронта» и экс-директор пермской гимназии № 1 Елена Шлыкова сообщила, что в городе выявлена масса случаев продажи табачных изделий ближе чем за сто метров от учебного заведения: «Проверку мы делали выборочно, посмотрели 20 школ. Не могу говорить о повсеместности этого явления, но зачастую алкоголь и табак продают буквально через забор!».
Тут у собравшихся возникла идея «послушать начальника транспортного цеха» — задать вопросы представителям власти города. Но их почему-то в зале не оказалось (они все-таки пришли, но позже всех и не объяснили причину опоздания).
Зато выводы проверки подтвердил детский омбудсмен Павел Миков. «Когда эксперты измеряют расстояние, то сто метров считают от входа на территорию. Приходят и мерят официально рулеткой — получается больше ста метров. Например, 110. Может быть, вы выйдете с предложением увеличить требуемое расстояние? — начал рассуждать на тему „хитрого устройства“ федерального законодательства правозащитник. — Только обязательно надо этот вопрос согласовать с уполномоченным по правам предпринимателей, чтобы нас потом не обвинили в нарушении прав малого и среднего бизнеса».
Павел Миков, конечно, добавил, что предприниматели «тоже хороши» — могут и вход в магазин с другой стороны сделать, лишь бы злополучные «сто метров» соблюсти. Аудитория услышала посыл и, казалось бы, увидела проблему.
В зале раздалось бодрое: «Согласуем! Выйдем с предложением!». Но тема заглохла, а дискуссия тут же переключилась на второй вопрос повестки дня.
Следующий мониторинг «фронтовиков» касался наличия пешеходных переходов и дорожных знаков вблизи школ. Член регионального штаба ОНФ и руководитель пермского Союза журналистов Игорь Лобанов доложил, что в данном случае «вопиющих и поражающих воображение» нарушений обнаружено не было. Зато от сотрудников ГИБДД он узнал, что участковые катастрофически не успевают уследить за наличием всех необходимых дорожных знаков. «Есть смысл обратиться в департамент образования с тем, чтобы этот мониторинг переложить на плечи родителей, как самой заинтересованной стороны. Разделить заботу», — выступил с рационализаторским предложением Игорь Лобанов.
Сразу активно включился в дискуссию задержавшийся депутат Пермской гордумы Василий Кузнецов, заведующий комитетом по развитию человеческого потенциала: «У меня есть личный эмпирический опыт своих собственных окружных школ. Нужно поработать с мониторингом, довести до сведения его результаты».
Фраза вызвала смущение — она казалась как минимум слишком сложной. Чтобы избежать кривотолков, на всякий случай решили уточнить у представителей ГИБДД: вдруг действительно есть специальная служба, которая следит за дорожными знаками, и родителей обременять нет необходимости? Оказалось, что служба такая действительно есть, поэтому для родителей достаточно сделать что-то вроде опросника. «Мы сейчас рассуждаем с позиции управленцев, а нам надо ситуацию понимать глазами жителей. Особенно что касается каких-то локальных мест!» — продолжал сыпать конструкциями Василий Кузнецов.
Участники дискуссии посетовали на долгую процедуру установки новых знаков и нанесения дорожной разметки. Сотрудники ГИБДД с огорчением признали, что в этом году по разметке сроки срываются — погода мешает, всё время дождь. Ну и пробки, из-за которых опоздали.
Без видимых выводов собравшиеся перешли к третьему вопросу повестки заседания. Решили обсудить не только безопасность, но и доступность школ для инвалидов. Разумеется, первым делом стали выяснять, сколько денег было потрачено на программу «Доступная среда». Замминистра социального развития Пермского края Павел Фокин сообщил, что
в прошлом году финансирование составило 114 млн рублей, а в этом году сумма увеличилась до 141,5 млн. В реализации программы участвуют 12 территорий Прикамья.
Всем стало понятно, что деньги вокруг доступной среды «крутятся» немалые. «А есть вообще анализ, как обстоит у нас ситуация?» — поинтересовалась депутат Заксобрания Зоя Галайда. «Все по-разному понимают доступную среду. Это не только пандус. Да, проблема большая. Проблема огромная», — заключил замминистра.
Услышав это, собравшиеся заметно оживились и стали выяснять, куда дели выделенные деньги. (Возможно, возник коллективный вопрос — много ли детей-инвалидов ходят в школы?) Ожидали, что о ситуации в Перми подробно расскажет замглавы администрации города Екатерина Бербер. Но в зале ее не было — она на мероприятие не пришла по болезни. Заместительница Бербер Елена Зорина доложила, что пандусы, санузлы и специальное оборудование в прошлом году получили 24 здания, в этом году будут оборудованы еще 12.
Тогда «фронтовики» предоставили слово самому компетентному, по их мнению, докладчику — руководителю общественной организации защиты прав детей-инвалидов «Счастье жить» Анастасии Гилевой. Участники дискуссии переглянулись, словно поняли, что грядет «заварушка» — сейчас полетят камни в огород городских властей.
Анастасия Гилева сообщила, что по документам в Перми 17 школ являются «безбарьерными», то есть доступными для инвалидов. Общественники решили проверить их по 18 параметрам. Выяснилось, что практически во всех школах инвалидам не обеспечен доступ на верхние этажи, только половина пандусов отвечают требованиям, специальных санузлов почти нигде не оказалось.
«В одной школе, например, такой туалет был. Но мы вместе с заместителем директора ходили по зданию и не могли его найти. Везде персонал не знает, как действовать. Ни одна школа не отвечает всем критериям. Приемку выполненных работ должны вести не директора. Необходимо начать всё сначала. Мы находимся на стадии до 2010 года. По сути, ничего не сделано за эти годы».
В воздухе, словно грозовая туча, повисла ранее озвученная сумма — «141,5 миллиона рублей». И неминуемый вопрос: «Где?».
Депутата Василия Кузнецова сразу начали пытать вопросами, каким образом расходуются деньги на доступную среду в школах: «Я не сомневаюсь в законности расходования средств… У меня возникают сомнения по поводу „духа“, как они были потрачены… Совершенно однозначно ситуация, которая была обрисована… Поцензурнее слово стараюсь подобрать… В общем, она неприличная». Народный избранник пытался подбирать слова, чтобы всех успокоить, предлагал «рассмотреть каждый случай в отдельности» и, наконец, попытаться «исправить ситуацию совместными усилиями».
Людмила Гаджиева сначала поблагодарила экспертов за предоставленную информацию, но затем стало понятно, что благодарность была не очень-то искренней. После ее и вовсе «понесло». Она напомнила, что просила заранее предупреждать об этих проверках и проводить их не во время традиционных августовских совещаний, когда директоров школ нет на месте. Добавила, что ремонт школ обходится дорого, поэтому если есть желание сделать идеальную доступную среду, то нужно четыре года копить деньги и вкладывать их в одно-единственное учебное заведение. Слово предоставили начальнику городского департамента образования Людмиле Гаджиевой. В прошлом году со сменой сити-менеджера ходили слухи, что она покинет мэрию — многие родители дошколят ее недолюбливают, а общественники открыто с ней «воюют». Однако отставки тогда не случилось.
«Два-три года назад вы и в школу не могли зайти. Давайте лояльно относиться! Мы не враги народа! Сколько денег выделяют, столько и тратим!» — чиновница перешла на крик. Она заметила, что на четвертый этаж, где проходит мероприятие, инвалиды тоже попасть не смогут (впрочем, здесь на доступную среду не было потрачено ни рубля).
Становилось все отчетливее: оправдываться Гаджиева не собиралась. Она настоятельно попросила общественников, если их что-то не устроило, предоставить ей надлежаще оформленные акты осмотров школ с подписями директоров. «Нам, видимо, нужно встретиться отдельно с авторами этого мониторинга. Не за столь широким столом», — выступил с инициативой депутат Василий Кузнецов (абсолютный чемпион Прикамья по бодибилдингу, кстати).
«Ну разве так делают проверки?! Мы не ловлей блох должны заниматься! Мы же на самом деле все заодно. Заранее предупреждаете — директора на месте ждут проверку. Затем подписывается акт. Так делает весь цивилизованный мир!» — продолжала Гаджиева.
Собравшиеся почувствовали, что ситуация накаляется до предела — постепенно спор чиновников с общественниками перешел к нехватке медработников в школах. «Вы нас делаете невольными участниками ваших „разборок“. Очень не хотелось бы в этом участвовать», — аккуратно обратился к коллегам детский омбудсмен. Но тут, как бы между прочим, за круглым столом возникла мысль, что эти проверки вообще были незаконными. Как отметили наблюдатели, естественно, как всегда, нашлись те, кто встал на защиту чиновников — тут важно не допустить, чтобы всю ответственность теперь «свалили» на директоров.
В своей итоговой речи Миков отметил, что директора пермских школ — люди небедные, поэтому, если они подписывают акты приема работ, то пусть берут всю ответственность на себя. «К сожалению, часто, когда возникает какая-то инициатива, то делают то, что можно увидеть глазами, пощупать руками, не вникая в суть проблемы. Основная проблема на сегодня — психические расстройства детей. А доступны ли в образовательных учреждениях узкие специалисты?» — под занавес встречи озадачил публику Павел Миков. Вопрос был, действительно, специфическим и неожиданным. Вероятно, из-за этого ответа на него не нашлось.
«Гвоздем» программы мог бы стать знаменитый депутат Госдумы Валерий Трапезников, который собирался прийти на круглый стол. Его очень ждали, однако на мероприятии он так и не появился. Ожидалось, что он выступит с пламенной речью, но обошлось без его напутствия первоклассникам.
В итоге собравшиеся пришли к общему мнению, что встреча прошла в конструктивном ключе. А вопрос потраченных бюджетных денег предложили адресовать правоохранительным органам. Под слоган «Жизнь продолжается!» и поздравления с началом нового учебного года участники круглого стола направились к вешалкам за одеждой.
А вот депутат гордумы Василий Кузнецов подошел к Людмиле Гаджиевой, чтобы подбодрить ее. На этот раз они оба попали под удар общественников. Ну, а кроме того, в одном здании работают все-таки.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!