«Не дай вам Бог попасть во власть!»
Прежний куратор внутренней политики и идеологического корпуса правительства Югры вошел в состав нового кабинета Натальи Комаровой. «URA.Ru» удалось встретиться с одним из самых непубличных вице-губернаторов округа буквально за несколько часов до его переназначения и выяснить, как в ближайшие годы будет выглядеть ХМАО в глазах рядовых югорчан. Почему опасно выбирать во власть оппозицию, зачем нужны бесконечные вливания в бюджетные СМИ и какими качествами должны обладать новые градоначальники югорских муниципалитетов — в эксклюзивном интервью нашего агентства.
— Выборы в ХМАО прошли. Эту кампанию многие эксперты-политологи считают подготовкой перед большим избирательным циклом 2016 года. Так ли это?
— Это, безусловно, так. Это была проверка возможностей, как для партии «Единая Россия», так и для всех остальных. Важно понимать, кто и какие цели ставил перед своими кампаниями. Для одних — это любыми путями пройти во власть, для других — протестировать свои сильные и слабые стороны. У нас не было задачи выиграть в количестве, обеспечить максимальную явку, нам нужно было понять, насколько мы способны преодолевать трудности. Также нам было важно узнать сегодняшние правила политической борьбы. Мы узнали: сейчас это легитимность, открытость, а также возможность для каждого избраться во власть. И, я считаю, кто бы что ни говорил, в Югре все это было обеспечено.
— Явка на прошедших выборах была крайне низкой. Это объективный показатель, или избиратели уже не понимают значимость выборов?
— Усредненная явка — около 26 %. Знаете, не всегда низкая явка говорит о недоверии населения к институту выборов. Она может быть объективным показателем. Больших выборов, где полностью избирались составы дум, единицы — Радужный, Покачи, Мегион, Белоярский район. Там интерес к этой процедуре был. А низкая явка как раз была в тех муниципалитетах, где проходили довыборы — разыгрывался всего один мандат, интересный лишь небольшому количеству людей.
не работала на явку в 2015 году
— Вы как куратор внутренней политики ХМАО заявляли, что власть к выборам-2016 подойдет подготовленной. Звучали тезисы, что проведен анализ политической работы на территории, и сейчас партия власти должна соответствовать всем современным тенденциям в политике. Это правда, что сейчас выборы не делаются прежними технологиями, одним административным ресурсом, и нужно искать новые подходы к избирателям?
— Тут надо разграничить, что мы понимаем под терминологией «административный ресурс». Всех привели за руку на выборы и заставили фотографировать правильно заполненные бюллетени? На моей практике вообще такого не было. Еще существует мнение — мол, за нас уже все решено. Но так думают только обыватели. Люди, которые реально работают с выборами, так или иначе знают, что сегодня эти утверждения абсолютно несостоятельны.
Сегодня есть нормальная политическая борьба. Она настоящая, особенно там, где на участке сталкиваются сильные кандидаты. Нет такого, что представители «Единой России» сидят дома, но потом неожиданно выигрывают. Они ходят по квартирам, встречаются с избирателями, работают с коллективами, со своей повесткой профессионально.
Обратите внимание: «Единая Россия» заявилась везде, на всех выборах. Так уж вышло, что кадровый резерв у этой партии больше, чем у других парламентских. Может быть, этот факт кто-то назовет словом «адмресурс». Но в реальности, на мой взгляд, эта партия строила выборы на сильных кандидатах, актуальных заявлениях, а главное — на фактических делах.
— На выборах-2015 была сделана ставка на молодых. Мы видим новые лица — в Мегионе, в Сургутском районе…
— В Коммунистическом, Радужном, в Покачах — новые лица. Там была конкуренция, плотная, жесткая борьба. Однако никто не нарушал принципов легитимности — возможность избраться была у каждого. Сегодня мы в естественных политических правилах и условиях предстоящего 2016 года создаем нужный результат.
Повторюсь, для нас было важно выявить свои слабые стороны, систематизировать работу, избежать ошибок в будущем.
Это был эксперимент, прививка для самого себя, попытка отточить новые технологии и принципы на территориях, где предстоит работать.
— Мы говорим о сделанной ставке на новые, молодые лица. Значит ли это, что старые управленческие кадры, которые работали много лет, «забронзовели», нуждаются в обновлении, как и сама вертикаль власти в ХМАО?
— Опять же, как подходить к вопросу. Есть локальное представление о вещах, а есть системный взгляд. Власть — это те, кто управляет процессами и отвечает за их результат, за удовлетворенность населения. Из этих показателей формируется имидж власти. Как мы сформируем эту услугу, насколько качественно ее передадим, как мы снимем обратную связь, и как будем корректировать наши действия под запрос населения — так народ и будет нас воспринимать. Это не вопрос возраста. Здесь важны навыки. Люди, которые представляют власть на местах, должны научиться работать максимально полезно для людей.
Вот смотрите: у нас есть цель, задача и стратегия позиционирования власти. Далее мы можем выяснить, какими навыками должны обладать люди, которые будут представлять эту власть. Уже отсюда — мы набираем коллектив. Мы не принимаем решений, исходя из принципа: «а вот этот — хороший парень, давай возьмем его». Такой подход уходит в прошлое. Нам нужны люди, уважаемые населением, имеющие заслуги и достижения, способные работать. Увы, так бывает на практике, что в любой системе, любой политической партии хватает тех, кто говорит очень убедительно, но не обладает реальными навыками управления.
— Выборы-2015 можно назвать скандальными. В частности, в поселении Мулымья была история с судимым кандидатом от ЛДПР. Как можете оценить действия оппозиции? Они тоже проводят эксперимент, этакую фокус-группу перед 2016 годом, или их действительно интересуют места во власти?
— Недавно я общался с представителями одной из партий, не буду конкретизировать какой, и задал им вопрос — какая у вас стратегия? Быть в оппозиции и делать вид, что планируете попасть во власть, или на самом деле быть во власти? Они меня спрашивают — вы это к чему? Отвечаю: вот смотрю я на ваш персонал, который вы подобрали, и думаю — не дай вам Бог попасть во власть! Да вы же с ними сами себя дискредитируете максимум через год! Говорю — нет, ребята, вам лучше просто создавать видимость оппозиционной борьбы. Нагнетать ситуацию, набирать электоральные баллы, даже быть в структуре представительной власти, но не замахиваться на исполнительную.
У нас был пример в Сургутском районе, в Лямино, где выиграла одна из оппозиционных партий. Люди вроде бы голосовали за симпатичного парня, который висел на плакате, а потом сами не знали, как от него избавиться. Писали Наталье Комаровой письма — когда же вы его уберете? А ведь это избранный народом глава поселения. Его нельзя просто взять и убрать.
Однако надо отметить, что оппозиция в Югре сегодня тоже развивается. Подрастают сильные политики-оппозиционеры, со своим почерком, калибром, взглядом, с этикетом. Я рад, что такие люди у нас есть. Кто знает, может быть 2016 год взрастит пул профессиональных политиков не только в «Единой России», но и в других партиях. Свежий критический взгляд оживляет любую систему.
— В 2016 году пройдут выборы не только в окружную, областную, Государственную Думы. Состоятся выборы и процедуры избрания глав в крупных муниципалитетах. Дума ХМАО этой весной отменила двуглавие на территории округа. Могут ли действующие градоначальники рассчитывать на переизбрание?
— Могут. Если захотят осваивать новые навыки и будут применять их на практике. Профессиональный успех складывается из нескольких составляющих — это сами знания, умение их использовать, и, самое главное, желание работать на благо общества. Если у человека, а тем более чиновника, нет всех этих качеств сразу, едва ли он будет максимально эффективен.
Сегодня, когда мы подбираем кандидата на должность, мы стараемся не только увидеть его знания и навыки, но и обнаружить, обладает ли он тем самым желанием. Выгоревший изнутри человек не будет эффективен.
— Последний год власти ХМАО неоднократно подвергались критике на тему PR. Бесконечные истории с ОТРК «Югра», холдингом «Новости Югры». На ваш взгляд, насколько эта критика справедлива, и что произойдет с округом, если однажды все официальные рупоры власти замолчат?
— Снова вопросы. Что такое работа на имидж власти, а что такое информирование населения о работе власти? Никто не может дать четкие определения на эту тему. А значит этими понятиями можно жонглировать в зависимости от потребности, что, спешу отметить, профессионально делают коллеги из оппозиции.
Вот есть президентский вектор, который направлен на сокращение затрат регионов на СМИ. Да, наверное, есть такие территории, где на искусственное поддержание имиджа власти затрачиваются колоссальные ресурсы. Но давайте будем объективными: неужели вы считаете, что правительство Югры и Наталья Владимировна Комарова так сильно нуждаются в пустом PR? Неужели нет реальных заслуг, о которых можно и нужно рассказать югорчанам? Они есть. Это и строительство жилья — мы никогда не достигали ежегодного выполнения плана в миллион квадратных метров, и ликвидация очередей в детские сады для определенного возраста, и успехи в управлении бюджетом, и запуск в эксплуатацию крупных инфраструктурных проектов. Все это — заслуги.
— Наша страна входит в непростой период своей истории — сложная экономическая, внутриполитическая, международная ситуация. Верно ли мнение, что федеральный центр будет сейчас уделять повышенное внимание происходящему в регионах? И какой, на ваш взгляд, Москва хочет видеть государственную политику именно здесь, в ХМАО?
— Москва всегда уделяла нашему региону большое внимание. Это важно и правильно. Я думаю, что качественная сторона этих отношений будет только улучшаться. Сегодня особенно пристальное внимание приковано к политическим процессам. Стоит задача взрастить в России множество патриотов — людей, болеющих за страну, любящих ее, желающих видеть ее силу и могущество. Эти люди могут иметь разные взгляды на происходящие процессы. И эти люди должны быть услышанными. Если есть возможность — представленными в органах власти. Все вместе мы должны реализовать общую линию по улучшению нашей страны.
СПРАВКА:
Андрей Филатов занял должность заместителя губернатора ХМАО в 2013 году, заменив на этом посту прежнего идеолога округа Илью Петрова. До этого занимал место депутата в Думе ХМАО, еще ранее — руководил городским отделением партии «Справедливая Россия» в Лангепасе. В 2011 году справороссы вотчины «ЛУКОЙЛа» под руководством Филатова захватили парламентское большинство в городской думе — 12 из 20 депутатов по итогам выборов оказались членами «Справедливой России».
14 сентября 2015 года Наталья Комарова приняла решение включить Андрея Филатова в новый состав правительства ХМАО. В ведение вице-губернатора, помимо шефства над департаментами внутренней политики, общественных связей и госслужбы, также добавились вопросы защиты прав коренных малочисленных народов Севера.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!