«Каждый должен задать себе вопрос: как я буду избираться?»
ЕР устраивает жесткую проверку своим членам. 22 мая 2016 года пул депутатов в Госдуму может измениться до неузнаваемости из-за условий всероссийских праймериз. Свердловский секретарь Виктор Шептий привез в Екатеринбург свежие вводные с семинара в Москве, на котором выступал идеолог российской власти Вячеслав Володин. С такими условиями ни один кандидат в Госдуму и Заксобрание не может даже иметь надежду на избрание. Как ЕР обезопасилась от проигрыша в Екатеринбурге, что делать тем, кто хочет в Госдуму, и что скрывается за перемирием «города» и «области» — в интервью партийного лидера «URA.Ru».
— Праймериз состоятся 22 мая 2016 года по всей стране. Основные подходы определены: внутрипартийное голосование пройдет по открытому сценарию, максимально похожему на реальные выборы. Голосование будет тайное. Выборщиками могут быть все желающие — без предварительной регистрации и вне зависимости от партийной принадлежности. Протоколы результатов праймериз станут основой для формирования пула кандидатов.
При доработке Положения о предварительном внутрипартийном голосовании необходимо прописать все детали: как принимать выдвиженцев от общественных организаций, какой должен быть агитационный период, ограничивать ли количество кандидатов в бюллетене, сколько галочек может поставить избиратель. Ответы на эти и другие вопросы предупредят возможные конфликты между кандидатами. Они будут даны в середине октября, когда Генсовет партии примет проект положения о праймериз.
— Праймериз будут проходить одновременно и в Госдуму, и в свердловское Заксобрание?
— Иначе для организации не менее 250 избирательных участков дважды потребуются дополнительные ресурсы. Как говорится, демократия — дорогое удовольствие. Скорее всего, праймериз будут объединены. Что касается внутрипартийных выборов в Госдуму, избиратель получит два бюллетеня: с кандидатами одного из семи одномандатных округов и общеобластного списка. Последний бюллетень будет одинакового содержания по всему региону.
При этом кандидату нужно будет заранее определиться: он идет по одномандатному округу или по списку, в Госдуму или в Заксобрание. Кандидат может идти лишь по одной территории.
— В итоге, партийные списки по Свердловской и Челябинской областям будут объединены?
— По закону, региональных групп в стране не может быть более 70. Исходя из этой нормы они и будут формироваться. Мы видели опыт других партий, которые делили Свердловскую область на две группы. Мы этот вопрос пока не обсуждали — это полномочия съезда партии.
В любом случае, нас ждет масштабная кампания — в 2016 году избираются Думы в 35 муниципалитетах Свердловской области. Там тоже пройдут внутрипартийные голосования.
— Будете ли вы, как секретарь, отвечать за явку? Как будете ее стимулировать?
— Рассказывать избирателям про три главных принципа внутрипартийного голосования «Единой России»: открытость, конкурентность, легитимность. Наша задача — формировать доверие к институту выборов. У нас есть позитивные примеры из других регионов. Явка на праймериз, как правило, составляла до 10 %. Если перевести на население Свердловской области — это 350 тысяч избирателей.
— Как вы обезопасите выборы от вбросов бюллетеней, других нарушений?
— Будут формироваться счетные комиссии. Каждый кандидат имеет право направить наблюдателя при подсчете голосов. Могут присутствовать СМИ. Будут созданы конфликтные комиссии. По-моему, такие выборы более чем открытые.
— Между тем вам прочат место в общеобластном списке в Госдуму.
— Процитирую вам одно из определений демократии: «Демократия — прежде всего определенность процедур при неопределенности результатов». Делать заявления несколько преждевременно: за место в списке еще нужно побороться.
Конечно, люди мне задают вопросы, высказывают мнения, вариантов много. Я подумаю, оценю, пока делать заявление не буду.
— Отдельные единороссы уже начали кампании. Например, ваш коллега Максим Иванов.
— Мы с ним этот вопрос обсуждали, он работает хорошо. После того, как произошла «нарезка» округов, потенциальным кандидатам нужно знакомиться с избирателями в новых для себя территориях. Если не заявишься, то и шансов победить на праймериз не будет.
— Кстати, как потенциальные кандидаты в Госдуму восприняли «перенарезку» одномандатных округов?
— Была определенная встряска. Как я понимаю, это сделано из принципа, чтобы любой депутат Госдумы знал проблемы и города, и села. Во-вторых, еще год до выборов, ничего не предопределено, а у некоторых уже сложилось впечатление, что мандат рядом.
— То есть при новой «нарезке» невозможно повторение 2011 года, когда СР победила ЕР в Екатеринбурге?
— Эта «нарезка» делалась не под политику, а с целью повышения качества работы депутатов. Такой подход был единым по всей России. Кто говорит, что концепция «нарезки» в Свердловской области уникальна, заблуждается.
— Как вы оцениваете ситуацию в Гордуме Екатеринбурга? Почему местная администрация беспрепятственно отдает полномочия областной власти?
— Полномочия по некоторым направлениям передаются через региональное законодательство — такие примеры есть. У нас определен формат взаимодействия фракции ЕР с губернатором: по крайней мере, принятие важных для города решений не проходит без обсуждения. И те же вопросы передачи строительной отрасли были с депутатами обсуждены заранее.
— А источники «URA.Ru» в мэрии считают, что отъем полномочий у Екатеринбурга приведет к увеличению свободных средств в муниципальной казне. Уменьшить те же поступления от НДС меньше, чем на 2 % «область» не сможет.
— Как вы знаете, у Екатеринбурга появятся дополнительные доходы. Если говорить о финансовом обеспечении градостроительных полномочий — средства на организацию этой работы невелики. Поэтому решение принимается первым: оно безболезненно для бюджета. Если говорить про образование и здравоохранение: эти два вопроса, которые тоже анонсировал губернатор, не в повестке Заксобрания. Пока.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!