Тюменский соратник Собянина разуверился в России
История тюменского бизнесмена и бывшего первого вице-губернатора Павла Митрофанова выходит на новый виток. Вновь объявленный в международный розыск, он остается в Латвии и намерен продолжать борьбу. Мы узнали последние подробности «разработки» экс-чиновника и перспективы самого скандального дела в современной истории Тюмени. Сам Митрофанов сегодня сделал через «URA.Ru» важное политическое заявление. Эксклюзивные детали — в нашем материале.
Опального тюменского бизнесмена и чиновника Павла Митрофанова отныне ищет Интерпол. Несмотря на все его заявления о том, что он, не скрываясь, живет в Риге, Митрофанова заочно арестовали и объявили в международный розыск. Если его задержат в Латвии, Генпрокуратура России направит запрос об экстрадиции бывшего тюменского вице-губернатора. Сам Митрофанов не раз говорил, что попадать в тюменское СИЗО он не собирается, а обвинения в передаче взятки сотруднику ныне расформированого ГУ МВД РФ по УрФО отрицал. Между тем «URA.Ru» стали известны детали «дела Митрофанова», которые ранее были тщательно скрыты в недрах полицейских и следственных материалов.
Напомним, Павел Митрофанов является фигурантом дела о даче взятки в особо крупном размере. Следственные органы уточняли, что сумма взятки составила 5 млн рублей. По версии следствия, в октябре и ноябре 2012 года предприниматель неоднократно передавал через посредников — бывших сотрудников правоохранительных органов — взятку для сотрудников ГУ МВД России по УрФО, якобы за прекращение уголовного преследования своего знакомого Гендрика Мундутя. Тот оказался в СИЗО в 2011 году по делу Федора Хорошилова: обоих тюменцев обвиняют в мошенничестве в сфере кредитования — компаниями Федора Хорошилова было получено у ВТБ семь кредитных линий на общую сумму 893 млн долларов. Для получения кредитов, полагает следствие, были предоставлены поддельные документы. Мундуть в те годы занимал должность генерального директора сразу нескольких компаний Хорошилова.
По информации источника агентства, телефон Павла Митрофанова к концу 2012-го «слушали» уже несколько месяцев — личностью экс-первого заместителя губернатора Тюменской области заинтересовались сотрудники оперативно-розыскной части окружного главка МВД.
"В какой-то момент ему (Митрофанову, — ред.) поступил звонок от Влада Потапова, — рассказал источник. — Разговор был записан. Смысл был такой: «Товарищ Митрофанов, готовьте деньги, мы отмажем Хорошилова от продления ареста». Опера решили «хлопнуть» звонившего и выяснить, что это вообще было, потому что сначала подумали — это мошенник, который «разводит» бывшего вице-губернатора. Влада взяли, и он заявил операм: «Пацаны, да я же почти свой!».
Действительно, Владислав Потапов когда-то был сотрудником полиции, подтверждает собеседник агентства, однако в тот момент он работал в службе безопасности банка ВТБ. «Да, именно того банка, где Хорошилов взял кредит, — кивает источник. — Влада взяли в оборот, сообщили, что его брат уже обо всем рассказал (обоих братьев Потаповых задержали с крупной суммой денег 19 ноября 2012 года на трассе Тюмень — Екатеринбург, — ред.). Тогда стал „колоться“ и Влад. В результате оба брата Потапова пошли на сделку со следствием». Брат Владислава Потапова — Эдуард — в то время занимал должность замруководителя свердловского управления Росфиннадзора.
По словам источника агентства, братья рассказали, что в этой многомиллионной схеме они были лишь передаточным звеном: их роль заключалась в том, чтобы взять деньги у Митрофанова, привезти их в Екатеринбург и передать действующему сотруднику уральского полицейского главка.
По версии следствия, этим сотрудником оказался старший оперуполномоченный ОРЧ ГУ МВД РФ по УрФО Юрий Костюнин, который занимался оперативным сопровождением по делу Хорошилова и Мундутя. Именно он, по словам источника, сейчас рассматривается в качестве организатора этой истории. Костюнин был задержан в ноябре 2012 года.
«Потапов был у Костюнина в ВТБ кем-то вроде секретного агента, — говорит источник. — Выполнял различные поручения. Костюнин же в Главке мог действовать не один: он обговаривал нюансы получения взятки с одним из руководителей. Правда, напрямую они не беседовали, а вели переписку».
Человек, с которым старший оперуполномоченный обсуждал аферу, по словам источника «URA.Ru», после расформирования окружного главка оказался в УМВД по Тюменской области. Один из коллег этого полицейского, к которому агентство обратилось за комментариями, возможность его участия в истории со взяткой отверг начисто.
«Я лично с ним знаком. Он действительно хороший парень, и даже если что-то и было, 100 %, что он об этом не знал. Друзьями с Костюниным они не были, тот, действительно, довольно странный тип, — полагает полицейский. — А если бы он брал взятки, разве было бы доведено до конца громкое дело с тремя курганскими вице-губернаторами или с челябинскими коррупционерами?»
Костюнин, который проходит обвиняемым по делу о мошенничестве, сейчас находится под подпиской о невыезде. Оба брата Потапова и вовсе вышли сухими из воды — они вернули часть денег, полученных в качестве взятки, и по делу проходят свидетелями. По информации собеседника агентства, братья занялись фермерством: «возят мясо».
Сам Павел Митрофанов уже несколько лет живет в Латвии. Из Тюмени он уехал в декабре 2012 года: по официальной информации, отправился за границу по делам, связанным с бизнесом. И уже за рубежом узнал об уголовном деле. Возвращаться в Россию Павел Петрович не стал: уже потом, когда история получила широкий резонанс, Митрофанов пояснял СМИ, что оказаться в тюменском СИЗО для него равносильно подписанию признательных показаний. Взятку же эту, по словам бизнесмена, он не давал.
Сегодня Павел Митрофанов заявил, что отказывается от помощи всех адвокатов, которые помогали ему в течение почти трех лет.
«URA.Ru» удалось получить комментарий теперь уже экс-защитника опального бизнесмена, Анатолия Клейменова. По его словам, Павел Митрофанов удовлетворен качеством работы адвокатов, он понимает: все, что можно было сделать — сделано. В частности, адвокатам дважды удавалось оспорить в судах решение об объявлении бывшего чиновника в международный розыск, незаконным был признан и первый заочный арест бизнесмена. «Вопросов к защите у него нет, — подчеркнул Клейменов. — Решение же связано с тем, что с того момента, как его уголовное дело оказалось в Москве (конец 2014 года, — ред.), ощущение уверенности, что оно будет рассматриваться объективно и беспристрастно, окончательно пропало. Он не надеется, что российское судопроизводство способно родить объективный итоговый приговор».
В частности, отметил Клейменов, решение Басманного суда от 20 июля и подтверждение Мосгорсуда от 18 сентября о повторном заочном аресте идет вразрез со всеми стандартами, установленными Верховным судом РФ.
«Мотивировочная часть содержит набор абстрактных штампов и универсальных фраз, не имеющих отношения конкретно к Митрофанову, — пояснил защитник. — Решение в той же степени может относиться к любому другому человеку, никаких ссылок на документы следствия нет. Ну если вы хотите экстрадировать человека, так создайте документ, который не стыдно отправить за границу!». Кроме того, тюменский районный суд передал вопрос об оспаривании международного розыска в Басманный суд Москвы, хотя, отмечает Клейменов, защита оспаривает действия тюменской полиции, а не московского следователя.
«Митрофанов понял, что у него нет шансов донести свою позицию в рамках российского правосудия, — пояснил адвокат. — Поэтому он принял решение отказаться от услуг адвокатов. Это не означает, что он согласен с экстрадицией. Он будет бороться, но уже не в российских судах».
При этом Клейменов назвал очередное объявление Митрофанова в розыск по линии Интерпола незаконным. «В розыск объявляют органы полиции в соответствии с „Инструкцией об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола“. В этом документе есть пункт о том, что если при решении судом вопроса об аресте в этой мере пресечения было отказано, то постановление о розыске аннулируется и в дальнейшем возможно лишь проведение проверок по учетам Генерального секретариата и иностранных государств», — пояснил адвокат.
Клейменов напомнил, что в августе 2013 года Тюменский облсуд уже отменял решение о заочном аресте бизнесмена — получается, что после этого объявлять Митрофанова в международный розыск нельзя.
Отметим, что в истории с братьями Потаповыми для стороны обвинения не все прошло гладко: в июле 2013 года суд в Тюмени по жалобе защиты Митрофанова признал незаконным перевод их в статус свидетелей. «Такой удар обвинение не могло пережить, — отметил Анатолий Клейменов. — В феврале 2014 года судья Тюменского облсуда Римма Эрнестовна Валеева отменила это решение. Прокуратура стояла насмерть, защищая этих граждан, в добропорядочности которых возникают резонные сомнения. К „чести“ органов, если они обещают что-то людям, они слово держат. При этом 19 ноября, когда Потаповых задержали сотрудники ГИБДД, братья заявили: „Это наши деньги“. Сутки они провели под надзором органов, с ними была проведена работа, и они написали явки с повинной. Разве они раскаивались? Разве они могут считаться добровольно сообщившими о совершенном ими преступлении, если считать, что таковое имело место?»
В суде, по словам адвоката, Владу Потапову было задано более 50 вопросов, и на 40 с лишним он отказался отвечать.
И еще одна странность: по словам адвоката, в 2013 году Павел Митрофанов написал заявление о привлечении к уголовной ответственности оклеветавших его братьев Потаповых. Дело так и не было возбуждено, ответ от правоохранительных органов защитой до сих пор не получен.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!