Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Нефтяные налоги ударят по власти уральских губернаторов

Аналитики: новая реформа дестабилизирует ситуацию в нефтегазовых регионах
Съезд РСПП. Москва, силуанов антон
Главный финансист России стал объектом критики глав нефтедобывающих монополий Фото:

Внутренний конфликт в правительстве России, за ходом которого неотрывно следят нефтяники и газовики, достиг апогея. Судьбу налоговой реформы для российских недропользователей, расколовшей кабмин на два лагеря, прокомментировал президент Владимир Путин. Глава государства пообещал, что никто не намерен «подавлять эффективную отрасль». Прогноз развития событий для регионов Урала — на «URA.Ru».

Российская «нефтянка» с начала осени с неослабевающим интересом наблюдает за аппаратной схваткой федеральных министров. В борьбе за многомиллиардные суммы, которые можно привлечь в государственный бюджет из кармана недропользователей, столкнулись два лагеря. С одной стороны — министерство финансов, с другой — министерства энергетики и экономразвития, лояльные нефтегазовым компаниям.

Первый ход в партии сделал глава минфина Антон Силуанов. Его ведомство озвучило в конце сентября на совещании у премьера Дмитрия Медведева планы по повышению налоговой нагрузки для нефтедобывающих компаний. Речь шла о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В минфине посчитали, что девальвация рубля создала комфортные условия для нефтекомпаний: их налоги существенно снизились, а рублевые расходы на поддержание добычи мало изменились. В ведомстве предложили новую формулу расчета ставки НДПИ, результат которой, по мнению финансистов, будет отражать реальную себестоимость добычи нефти на действующих месторождениях. Так, при предварительном расчете, налоговая нагрузка по НДПИ и экспортной пошлине Роснефти вырастет в 2016 году на 250 млрд рублей, «ЛУКОЙЛа» — на 98 млрд рублей, «Сургутнефтегаза» — на 72 млрд рублей, «Газпром нефти» — на 54 млрд рублей.

По замыслу минфина, в общей сложности из кармана нефтяников и газовиков в пользу госбюджета можно изыскать порядка 600 млрд рублей. При этом снижается нагрузка на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Инициатива минфина натолкнулась на протест нефтегазодобывающих компаний. Руководители крупнейших монополий заявили, что новый расчет ставки НДПИ сократит доходы нефтяников и в совокупности приведет в потерям более 1,3 трлн рублей. Свои подписи под протестным письмом в адрес Владимира Путина поставили главы Роснефти (Игорь Сечин), «ЛУКОЙЛа» (Вагит Алекперов), «Газпром нефти» (Александр Дюков) и «Сургутнефтегаза» (Владимир Богданов). После этого эпизода премьер-министр Дмитрий Медведев согласился не корректировать НДПИ и пополнить бюджет за счет других источников.

1

Однако перемирие длилось недолго. В начале октября ведомство Антона Силуанова выступило с новой инициативой — пополнить бюджет на 300 млрд рублей за счет отсрочки на год снижения экспортной пошлины на нефть и повышения НДПИ для «Газпрома». Напомним, согласно раннее утвержденному налоговому маневру, ставка экспортной пошлины должна была ежегодно снижаться. В частности, планируемый коэффициент на 2016 год составляет 36 %, Минфин предлагает оставить его на уровне 42 %.

Такое решение снова не устроило Минэкономразвития, минэнерго и стоящих за ними недропользователей. Утром 13 октября министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выступил с заявлением, согласно которому дополнительный выигрыш для бюджета 2016 года от повышения налоговой нагрузки на отрасль обернется потерями для него в последующие годы.

Ближе к обеду в рамках форума ВТБ «Россия зовет!» на данную тему высказались президент Роснефти Игорь Сечин и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков. Заявления нефтяников многие восприняли как шантаж.

Как заявил Игорь Сечин, замораживание экспортной пошлины на нефть может вызвать снижение добычи на 25-30 млн тонн ежегодно в течение трех лет. Александр Дюков сообщил, что российский бюджет из-за данного решения недополучит от компании до 2018 года 50 млрд рублей.

С опасениями российских нефтяников согласны аналитики и социологи, опрошенные «URA.Ru». Усиление налоговой нагрузки на основных экономических акторов страны в перспективе может отразиться на многих аспектах жизни россиян. Наиболее сильно изменения ощутят на себе жители северных территорий Урала, где сосредоточена основная ресурсоснабжающая база государства. Зависимость ХМАО и ЯНАО от деятельности недропользователей колоссальная: из нефтяных налогов формируются бюджеты этих субъектов, нефтяники и газовики фактически содержат моногорода, большая часть населения которых задействована в сфере добычи углеводородов.

Как утверждает ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, многое будет зависеть от экономической ситуации в будущем году и ценовй конъюнктуры на рынке нефти и газа. Если она будет благоприятная, то влияние налоговой политики государства может не так сильно отразиться на бизнесе добывающих компаний. Но если ситуация будет развиваться по сценарию 2015 года, это может отрицательно сказаться на отрасли и добывающих регионах.

1

«Понятно, что компаниям придется выполнять все свои обязательства перед государством и регионами, особенно в части налогов и прочих сборов, но в случае неблагоприятного развития событий в экономике им придется сокращать прочие расходы. В частности, могут быть заморожены инвестпроекты — как относящиеся непосредственно к производственной деятельности, так и те, которые компании реализуют в регионах по собственной инициативе или по договоренности с властями», — комментирует ситуацию Дмитрий Баранов.

Аналитик также не исключает, что нефтяные компании могут начать сокращать персонал, оптимизировать оргструктуру, а это, в свою очередь, негативно скажется на экономике регионов. Изменятся поступления в бюджеты, что, в свою очередь, может привести к ухудшению социальной обстановки.

Руководитель «Лаборатории политических и социальных технологий» Алексей Неживой в разговоре с «URA.Ru» утверждает, что правительству РФ, старающемуся сейчас ликвидировать бюджетный дефицит в 2 трлн рублей, не стоит делать ставку на «затягивание поясов».

«Безусловно, нефтяники и газовики начнут оптимизацию за счет социальных расходов, сокращений и освобождения от непрофильных активов, сокращения добычи. Нет сомнений в том, что обострится борьба за контроль над региональными властями, тем более настал год выборов. Этот ком породит дальнейшие проблемы, наполнить бюджет не получится, а кризис и неустойчивость власти лишь усугубятся», — считает эксперт.

Первые тревожные симптомы уже появились. Так, в «Сургутнефтегазе» угрожают снижением социальной нагрузки. Источники в компании заверяют, что падение доходов в первую очередь отразится на взятых ранее нефтяным гигантом обязательствах. Напомним, «Сургутнефтегаз» построил первый в истории современной России частный аэропорт на Талакане, ремонтирует дороги в Сургуте, возводит дворец искусств «Нефтяник», стоимость которого достигает нескольких миллиардов рублей. Нефтяники уверяют, что от подобных излишеств в будущем придется отказаться и компания будет выполнять только условия прописанного с округом соглашения.

Эксперты утверждают, что увеличение фискальной нагрузки на нефтяников и газовиков следует осуществлять таким образом, чтобы эти действия не привели к остановке добычи нефти и газа.

По данному вопросу ранее высказывался губернатор Наталья Комарова, которая заняла в противостоянии министерств сторону нефтегазовой коалиции. По мнению главы Югры, если решение об увеличении налоговой нагрузки будет принято, придется ставить вопрос вообще о выживании всей отрасли.

«Не такая уж это безопасная и безобидная вещь — последствия будут длиться не один год. Никто даже не считает, что сейчас во всех регионах, где есть нефтегазодобыча, применяются региональные специальные налоговые режимы для поддержки отрасли. Принимаются решения без учета сбалансированности всей системы — только с учетом макропоказателей. Нефтегазовая отрасль содержит множество других, а также моногорода, в том числе и за пределами добывающих регионов», — сообщил на этот счет губернатор Комарова.

Сегодня ситуацию прокомментировал президент России Владимир Путин. По словам главы государства, руководство страны понимает, насколько нефтегазовая отрасль важна для экономики, и не собирается подавлять то, что работает эффективно.

«Хочу вас заверить: мы прекрасно понимаем, насколько важна нефтегазовая сфера для России, для российской экономики, и, стремясь к ее диверсификации, к структурным изменениям, мы не будем этого делать за счет подавления той сферы, той отрасли, которая работает эффективно», — сообщил Путин.

Более конкретного прогноза развития событий президент пока не дал. Стоит добавить, что накануне правительство России внесло в Госдуму законопроект о повышении НДПИ на газ, а также о сохранении размера экспортной пошлины на нефть на уровне, который действовал в 2015 году.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Внутренний конфликт в правительстве России, за ходом которого неотрывно следят нефтяники и газовики, достиг апогея. Судьбу налоговой реформы для российских недропользователей, расколовшей кабмин на два лагеря, прокомментировал президент Владимир Путин. Глава государства пообещал, что никто не намерен «подавлять эффективную отрасль». Прогноз развития событий для регионов Урала — на «URA.Ru». Российская «нефтянка» с начала осени с неослабевающим интересом наблюдает за аппаратной схваткой федеральных министров. В борьбе за многомиллиардные суммы, которые можно привлечь в государственный бюджет из кармана недропользователей, столкнулись два лагеря. С одной стороны — министерство финансов, с другой — министерства энергетики и экономразвития, лояльные нефтегазовым компаниям. Первый ход в партии сделал глава минфина Антон Силуанов. Его ведомство озвучило в конце сентября на совещании у премьера Дмитрия Медведева планы по повышению налоговой нагрузки для нефтедобывающих компаний. Речь шла о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В минфине посчитали, что девальвация рубля создала комфортные условия для нефтекомпаний: их налоги существенно снизились, а рублевые расходы на поддержание добычи мало изменились. В ведомстве предложили новую формулу расчета ставки НДПИ, результат которой, по мнению финансистов, будет отражать реальную себестоимость добычи нефти на действующих месторождениях. Так, при предварительном расчете, налоговая нагрузка по НДПИ и экспортной пошлине Роснефти вырастет в 2016 году на 250 млрд рублей, «ЛУКОЙЛа» — на 98 млрд рублей, «Сургутнефтегаза» — на 72 млрд рублей, «Газпром нефти» — на 54 млрд рублей. По замыслу минфина, в общей сложности из кармана нефтяников и газовиков в пользу госбюджета можно изыскать порядка 600 млрд рублей. При этом снижается нагрузка на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Инициатива минфина натолкнулась на протест нефтегазодобывающих компаний. Руководители крупнейших монополий заявили, что новый расчет ставки НДПИ сократит доходы нефтяников и в совокупности приведет в потерям более 1,3 трлн рублей. Свои подписи под протестным письмом в адрес Владимира Путина поставили главы Роснефти (Игорь Сечин), «ЛУКОЙЛа» (Вагит Алекперов), «Газпром нефти» (Александр Дюков) и «Сургутнефтегаза» (Владимир Богданов). После этого эпизода премьер-министр Дмитрий Медведев согласился не корректировать НДПИ и пополнить бюджет за счет других источников. Однако перемирие длилось недолго. В начале октября ведомство Антона Силуанова выступило с новой инициативой — пополнить бюджет на 300 млрд рублей за счет отсрочки на год снижения экспортной пошлины на нефть и повышения НДПИ для «Газпрома». Напомним, согласно раннее утвержденному налоговому маневру, ставка экспортной пошлины должна была ежегодно снижаться. В частности, планируемый коэффициент на 2016 год составляет 36 %, Минфин предлагает оставить его на уровне 42 %. Такое решение снова не устроило Минэкономразвития, минэнерго и стоящих за ними недропользователей. Утром 13 октября министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выступил с заявлением, согласно которому дополнительный выигрыш для бюджета 2016 года от повышения налоговой нагрузки на отрасль обернется потерями для него в последующие годы. Ближе к обеду в рамках форума ВТБ «Россия зовет!» на данную тему высказались президент Роснефти Игорь Сечин и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков. Заявления нефтяников многие восприняли как шантаж. Как заявил Игорь Сечин, замораживание экспортной пошлины на нефть может вызвать снижение добычи на 25-30 млн тонн ежегодно в течение трех лет. Александр Дюков сообщил, что российский бюджет из-за данного решения недополучит от компании до 2018 года 50 млрд рублей. С опасениями российских нефтяников согласны аналитики и социологи, опрошенные «URA.Ru». Усиление налоговой нагрузки на основных экономических акторов страны в перспективе может отразиться на многих аспектах жизни россиян. Наиболее сильно изменения ощутят на себе жители северных территорий Урала, где сосредоточена основная ресурсоснабжающая база государства. Зависимость ХМАО и ЯНАО от деятельности недропользователей колоссальная: из нефтяных налогов формируются бюджеты этих субъектов, нефтяники и газовики фактически содержат моногорода, большая часть населения которых задействована в сфере добычи углеводородов. Как утверждает ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, многое будет зависеть от экономической ситуации в будущем году и ценовй конъюнктуры на рынке нефти и газа. Если она будет благоприятная, то влияние налоговой политики государства может не так сильно отразиться на бизнесе добывающих компаний. Но если ситуация будет развиваться по сценарию 2015 года, это может отрицательно сказаться на отрасли и добывающих регионах. «Понятно, что компаниям придется выполнять все свои обязательства перед государством и регионами, особенно в части налогов и прочих сборов, но в случае неблагоприятного развития событий в экономике им придется сокращать прочие расходы. В частности, могут быть заморожены инвестпроекты — как относящиеся непосредственно к производственной деятельности, так и те, которые компании реализуют в регионах по собственной инициативе или по договоренности с властями», — комментирует ситуацию Дмитрий Баранов. Аналитик также не исключает, что нефтяные компании могут начать сокращать персонал, оптимизировать оргструктуру, а это, в свою очередь, негативно скажется на экономике регионов. Изменятся поступления в бюджеты, что, в свою очередь, может привести к ухудшению социальной обстановки. Руководитель «Лаборатории политических и социальных технологий» Алексей Неживой в разговоре с «URA.Ru» утверждает, что правительству РФ, старающемуся сейчас ликвидировать бюджетный дефицит в 2 трлн рублей, не стоит делать ставку на «затягивание поясов». «Безусловно, нефтяники и газовики начнут оптимизацию за счет социальных расходов, сокращений и освобождения от непрофильных активов, сокращения добычи. Нет сомнений в том, что обострится борьба за контроль над региональными властями, тем более настал год выборов. Этот ком породит дальнейшие проблемы, наполнить бюджет не получится, а кризис и неустойчивость власти лишь усугубятся», — считает эксперт. Первые тревожные симптомы уже появились. Так, в «Сургутнефтегазе» угрожают снижением социальной нагрузки. Источники в компании заверяют, что падение доходов в первую очередь отразится на взятых ранее нефтяным гигантом обязательствах. Напомним, «Сургутнефтегаз» построил первый в истории современной России частный аэропорт на Талакане, ремонтирует дороги в Сургуте, возводит дворец искусств «Нефтяник», стоимость которого достигает нескольких миллиардов рублей. Нефтяники уверяют, что от подобных излишеств в будущем придется отказаться и компания будет выполнять только условия прописанного с округом соглашения. Эксперты утверждают, что увеличение фискальной нагрузки на нефтяников и газовиков следует осуществлять таким образом, чтобы эти действия не привели к остановке добычи нефти и газа. По данному вопросу ранее высказывался губернатор Наталья Комарова, которая заняла в противостоянии министерств сторону нефтегазовой коалиции. По мнению главы Югры, если решение об увеличении налоговой нагрузки будет принято, придется ставить вопрос вообще о выживании всей отрасли. «Не такая уж это безопасная и безобидная вещь — последствия будут длиться не один год. Никто даже не считает, что сейчас во всех регионах, где есть нефтегазодобыча, применяются региональные специальные налоговые режимы для поддержки отрасли. Принимаются решения без учета сбалансированности всей системы — только с учетом макропоказателей. Нефтегазовая отрасль содержит множество других, а также моногорода, в том числе и за пределами добывающих регионов», — сообщил на этот счет губернатор Комарова. Сегодня ситуацию прокомментировал президент России Владимир Путин. По словам главы государства, руководство страны понимает, насколько нефтегазовая отрасль важна для экономики, и не собирается подавлять то, что работает эффективно. «Хочу вас заверить: мы прекрасно понимаем, насколько важна нефтегазовая сфера для России, для российской экономики, и, стремясь к ее диверсификации, к структурным изменениям, мы не будем этого делать за счет подавления той сферы, той отрасли, которая работает эффективно», — сообщил Путин. Более конкретного прогноза развития событий президент пока не дал. Стоит добавить, что накануне правительство России внесло в Госдуму законопроект о повышении НДПИ на газ, а также о сохранении размера экспортной пошлины на нефть на уровне, который действовал в 2015 году.
Экономический кризис в России
Предыдущий материал
Сотни тюменских областных чиновников прощаются с работой. На очереди — сотрудники мэрии
Следующий материал
Peugeot и Citroen уходят из Екатеринбурга из-за кризиса
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...