«Мы должны объединиться, искоренить коррупцию и двигаться вперед»
Несмотря на плотный гастрольный график, в День народного единства певец, композитор и поэт Олег Газманов поделился с «URA.Ru» мыслями о последних событиях в стране. Что нас объединяет, а что раскалывает, есть ли патриоты на эстраде, когда жители Украины разберутся со своими властями, о блокаде российских исполнителей в Прибалтике и крымских событиях — в эксклюзивном интервью нашему агентству.
— Здравствуйте, Олег Михайлович. 4 ноября — повод поговорить про то, насколько российское общество сегодня едино. Что, на ваш взгляд, нас объединяет и что раскалывает?
— Нас очень многое объединяет. Конечно, больше всего — история Отечественных войн 1812 и 1941—1945 гг., победы в которых сплотили разные возраста и социальные слои. Также победы в спорте: например, очень мощной была последняя Олимпиада и она, конечно, всех объединила. Раскол создают недоверие, какие-то неправильные громкие судебные решения. Но, мне кажется, в последнее время на фоне 70-летия Победы, парада «Бессмертный полк» ситуация улучшается. У меня, кстати, есть концертная программа «Песни Победы», и в 2005 году мы собрали на ней больше миллиона человек. Вот это, конечно, мощный стимул для объединения.
— А как воссоединение с Крымом повлияло на ваше творчество?
— Оно, конечно, повлияло и не только на мое творчество, но и на мироощущение всех живущих в нашей стране людей. Я не могу сказать, что бросился писать песню о том, как Крым воссоединился с Россией. Но если образно говорить, то
мне было приятно, когда «корабль Крым» возвратился в родную гавань под мои песни «Сделан в СССР», «Офицеры», «Москва».
По крайней мере в репортажах, которые показывали в новостях, на заднем плане всегда звучала именно эта музыка. Она звучала на улицах. Я, кстати, недавно был в Крыму на крейсере «Москва», и мне сказали, что все последние годы корабль выходил и возвращался в гавань под мою песню «Москва». Конечно, это очень приятно.
— Вы хотите гастролировать по Украине? Что для вас сегодня Украина?
— Я готов гастролировать везде, где любят и ждут мои песни и музыку. И в Латвии, и на Украине, и в Литве. Где-то два года назад у меня был огромный тур по Украине, по самым крупным городам. Там по 30-40 тыс. человек на каждый концерт пришли. В Харькове было около 100 тыс. человек. Конечно, ужасно, что сейчас все так повернулось, власти Латвии и Украины запретили своему народу слушать меня, а мне — с ними видеться. Но я считаю, что со временем жители этих стран сами разберутся со своими властями, а я приеду на гастроли.
— Вообще, какой у вас гастрольный график?
— Сейчас график такой, что у меня еще не вышел новый альбом, а я с этой программой уже езжу на гастроли. 27 октября я выступал с ней в Ижевске. Надеюсь, зрителям понравился концерт. Из-за плотного графика я не успеваю выпустить новый альбом, но уверен, что он выйдет в конце ноября. Из-за нехватки времени приходится совмещать сольные концерты с разными социальными проектами. Например, я руковожу движением против СПИДа и наркотиков под названием «Даже не пробуй!». А весной перед Днем Победы (прежде всего в Москве) мы высаживаем деревья в рамках акции под названием «Дерево Победы». Причем прошедшие весенние гастроли с 2012 года проходят с посадками деревьев в разных городах, среди которых Екатеринбург, Тюмень, Пермь, Челябинск и так далее, кстати, и в Белоруссии я высаживал деревья: в Минске, Гомеле. В Челябинске есть три сосны, которые я высаживал с каждым приездом в город. Две из них уже пережили падение метеорита, так что деревья, которые мы сажаем, устойчивы.
— Известно, что вы инициировали проект «Два голоса». В чем была идея?
— Он родился во время проблем в российско-грузинских отношениях в 2008 году и актуален по сей день. Это проект мира между народами стран бывшего СССР. Цель его — напомнить о многовековой близости народов, славном совместном прошлом и наших предках, клявшихся друг другу в дружбе и верности. Какая бы непростая и даже конфликтная ситуация ни сложилась, мнения разделились, а границы закрылись, простые люди больше всего боятся потерять добрые взаимоотношения, любовь и уважение друг к другу. Политика не должна становиться камнем преткновения в отношениях стран. Для того, чтобы объединить народы, необходимы созидательные действия со стороны, в том числе, деятелей культуры и искусства, публичных и авторитетных общественных деятелей. Строки из одноименной песни, которую я написал в соавторстве с Владимиром Слепаком, говорят сами за себя: «Наши предки сотни лет дружили, наши дети свято верят в нас, Мы с тобой два голоса сложили, Чтобы свет над миром не погас. На разломах историй Мир рождается в спорах, Но нельзя, чтобы кровью заплатили творцы. Без страданий и горя будем новое строить, Чтобы дети гордились тем, как жили отцы». Если мы будем следовать этому, нас никто никогда не сможет разобщить.
— В связи с произошедшими в стране событиями, ваши песни как-то изменились? Над чем вы сейчас работаете?
— В этом году я выпускаю сразу два альбома. Один из них под названием «Вперед, Россия!» уже вышел. Я впервые разделил «гражданские» песни, (я их не называю «патриотические») с песнями лирическими, которых у меня накопилось большое количество. Если раньше в одном альбоме можно было увидеть, скажем, песни «Свежий ветер» и «Единственная», то теперь весь новый альбом будет посвящен только лирическим песням, только о любви. В нем будут композиции, которые уже звучали. Например, я открывал конкурс «Новая волна» в этом году с песней «Именно она». Там же на сцене я впервые спел песню «Не прощайтесь с любимыми». Так же будет называться мой новый альбом.
— Олег Михайлович, по вашим ощущениям, что происходит сегодня с Россией? В профессиональной деятельности из-за противостояния России и Европы вы почувствовали какие-то сложности?
— Я не эксперт, чтобы оценивать состояние экономики и политики в России, но, думаю, мы все ощущаем, что происходят глобальные вещи. Самое главное это то, что против нас совершенно открыто происходит объединение многих стран Запада. Такое исторически время от времени случается.
На меня это тоже, конечно, влияет. Например, мы говорили по поводу Украины, Латвии и Литвы. В частности, в Литве мне не отказывают в посещении страны, но
некоторое время назад управляющие арен в Клайпеде и Вильнюсе отказали организаторам в предоставлении места для выступления. Аргументировали это тем, что я спел песню «Сделан в СССР», которую они считают скандальной.
Кстати, еще один пример, как под предлогом политических взглядов решаются разные вопросы: был случай, когда заблокировали мой видеоканал на Youtube после размещения на нем клипа «Вперед, Россия!». Видео, которое мгновенно собрало огромное количество просмотров, сейчас посмотрели уже несколько миллионов человек. Блокирование клипа объяснили тем, что проверяется моя причастность к созданию этого видеоконтента.
Все это отражается на мне. А Россия, несмотря на санкции и разного рода трудности, не могу сказать, что встает с колен (Россия никогда на коленях не стояла), наоборот, показывает свое величие, способность влиять на мир.
— Вы бы написали песню для Путина?
— Знаете, у него сейчас такой рейтинг, что любой композитор, который бы написал ему песню, стал бы мгновенно популярным. А если бы ее Владимир Путин спел, это точно был бы мировой хит. Владимир Путин показывает себя с мощной стороны, и это тоже один из моментов, который объединяет всю нацию. Его рейтинг говорит о том, что его поддерживает подавляющее большинство людей.
— Вы прославились песнями времен пересмотра отношений к белым и красным. Сейчас вы чувствуете остроту исторического момента?
— Острота момента чувствуется у нас каждый год с момента перестройки. Я бы не сказал, что прославился во время пересмотра отношения к «белым» и «красным». Каждый певец и композитор хочет прикоснуться к вечности, когда его стихи и песни уходят в народ и так далее. Я думаю, что
написанные мною стихи не имеют отношения ни к «белым», ни к «красным».
Например, песня «Офицеры, ваше сердце под прицелом…», здесь уже все понятно. Если брать «Москва! Звонят колокола…» сразу понятно, к кому это относится, или «А я ясные дни оставляю себе…», «Танцуй, пока молодой…», «Ты морячка — я моряк…» — это не связано ни с «белыми», ни с «красными», но это останется со мной навсегда и, возможно, с поколением, которое слушало мои песни.
— Некоторые ваши коллеги по шоу-бизнесу откровенно критически относятся к тому, какую политику проводит Россия на Украине и в мире. С кем-то были пикировки на эту тему? Портились отношения?
— Есть коллеги, а есть люди, с которыми я общаюсь. С теми, с кем я постоянно общаюсь, разногласий особых нет. У каждого должно быть свое мнение, и я его уважаю, конечно, если оно не угрожает моей стране. В целом, отношения у меня ни с кем не испортились по этому поводу.
— Кого из них вы могли бы назвать патриотом, а кого нет? Кстати, вы относитесь к идее отлучать «непатриотичных» исполнителей от сцены?
— Ну, а если человек не патриот — что с ним сделаешь? Вообще, слово «патриот» требует отдельного исследования. Оно, как и слово «демократ», претерпевает со временем разные изменения. Сначала говорили: «Демократия! Ура! Перестройка!». Сейчас к этому по-другому относятся, и я бы не хотел, чтобы слово «патриот» трепали. Если ты патриот, значит, ты записался в добровольцы. «Ты патриот или нет? Ах, не патриот, значит, иди постой в той стороне, а остальные проходите вперед», — так нельзя. Думаю, что у моих коллег, артистов и композиторов, разное мнение на этот счет. В любом случае ты не должен кричать на каждом углу о том, что патриот, а должен сделать что-то для страны: посадить дерево, помочь ребенку, пенсионерам.
— В скандале с «Русским радио» и расколом артистов тема смены репертуара тоже активно звучала…
— Я, например, уже много лет на сцене. Это теперь значит, что Газманова нужно снимать с радиостанции? Считаю, что это неправильно не только по отношению ко мне, но и к другим возрастным артистам.
Если у тебя есть песни, интересный контент, значит, их будут ставить в эфир. Крутить целый день песни молодых исполнителей только потому, что они молодые, тоже неправильно.
Вы создайте песню, образ, найдите свою нишу и, пожалуйста: вперед наверх. «Русское радио» — коммерческое объединение, не государственное. Я не могу советовать, какой формат ему выбрать, каким оно вообще должно быть. Радиостанция сама находит свою нишу. Так же, как и многие другие организации: они ищут своего слушателя и мало ли кто и как считает.
Вообще патриотическим песням в нашей стране, если они где-то создаются, в эфире нет места. Поэтому нужно развивать тематические радиостанции, которые могли бы крутить этот контент.
Я бы предложил на всех радиостанциях выделить отдельное время: условно назовем его «час Родины». Люди будут знать, что именно в это время можно услышать песни, которые объединяют всех в нашей стране, которые реально поднимают патриотических дух. Исполнителям таких песен обязательно нужно какое-то время и место в медиапространстве, а народ сам разберется, что и кого им слушать. Хорошая песня, с отсутствием нецензурщины, которая нравится людям и не призывает к агрессии, имеет место быть.
— Насколько популярны в творческой среде формулировки «пятая колонна», «ватник»? К кому вы себя причисляете?
— В основном все эти понятия встречаются в Интернете, где можно прочитать как красивые мысли, так и всякие помои типа «ватники», «колорады». Я считаю, чем меньше мы об этом говорим, тем лучше. Народы, думаю, умнее СМИ и политиков и сами разберутся, куда рулить. А лично я люблю свою страну и, чтобы она оставалась великой, стараюсь привнести в нее что-то свое. Я считаю себя частью могущественного народа, державы. Это мне помогает. Ни к патриотам, ни к «пятой колонне», ни к «ватникам» я себя не причисляю, а просто делаю то, что считаю нужным. Знаю, меня за это могут и критиковать, и хвалить, но от этого я не изменюсь.
— Была ли в истории России идеальная эпоха, которая может служить примером для сегодняшней страны?
— Россия — пример для многих исчезнувших стран и цивилизаций. Например, для Восточной Пруссии, которая не выдержала натиска и вызова эпохи. Моя Родина преодолела татаро-монгольское завоевание, успешно сопротивлялась давлению Запада, тевтонским рыцарям и нападению объединенной Европы в лице Наполеона Бонапарта. Несмотря на трехкратное превосходство сил противника, наша страна смогла найти полководцев, объединить народ и победить в Отечественной войне. Война 1941—1945 г. — вот великая эпоха.
Я считаю, что переломным моментом для России стала польско-литовская интервенция, когда поляки заняли Кремль и в Нижнем Новгороде собрался народ, который воссоединившись, нашел силы и изгнал захватчиков.
Вот такие моменты сформировали мою страну. А сейчас, несмотря на продолжающееся давление, исторически так складывается, в стране все происходит так, как написано в моей песне:
«Так было в России далеких времен:
Чем выше давление, тем крепче бетон.
И если Державе опасность грозит,
Становится Родина как монолит».
Я не хочу, чтобы была война. Я хочу, чтобы моя страна была настолько сильной, что остальным было даже страшно подумать о нападении на нее. Для этого мы должны объединиться, искоренить коррупцию и двигаться вперед.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.