Cамый опасный преступник Челябинской области выходит на свободу
«Процессом века» называли в конце 90-х в суд над бандой Александра Морозова, терроризировавшей Челябинскую область. Убийства и вымогательства для них были обычным делом. Преступники сотрудничали с чеченскими боевиками и вне очереди заходили в самые высокие кабинеты. Сейчас Морозов готовится выйти на свободу и предупреждает бывших подельников, «кинувших» его на деньги, — он собирается все вернуть. Подробности — в нашем материале.
Самый известный криминальный авторитет Челябинской области, экс-депутат Заксобрания, 46-летний Александр Морозов готовится выйти из тюрьмы после 19 лет отбывания наказания за организацию банды, похищения людей, изнасилование, вымогательство и многочисленные убийства, в том числе — гендиректора ликероводочного завода «Казак-Уральский» Георгия Подшивалова.
Его люди уже завели страницу в соцсетях и постят «приветы» из-за решетки. В числе адресатов — известный златоустовский бизнесмен Валерий Ульданов, которого называют распорядителем всех криминальных денег.
Корреспонденты «URA.Ru» пообщались с участниками тех событий, чтобы выяснить картину тех событий. Некоторые, как мэр Златоуста Вячеслав Жилин, категорически отказываются вспоминать былое, другие просят не называть своих имен. А кто-то не побоялся и рассказал все от своего имени.
Александр Морозов в юности занимался боксом, став мастером спорта. Физподготовка и знакомство с другими спортсменами ему помогли в дальнейшем. После службы в армии он решил не работать «на дядю», а занялся рэкетом. Вместе с боксерами и ветеранами Афганистана он навязал услуги охраны магазинам, рынкам, различным палаткам и киоскам. Открыл торговую фирму «Ифрит» и вскоре стал владельцем большинства киосков Златоуста. Как и большинство нынешних олигархов, Морозов не стоял на месте и все время расширял свое влияние. Его люди пытались зайти на Златоустовский меткомбинат. Однако силовики, хоть и были на тот момент слабы, не позволили это сделать. Крупное металлургическое предприятие отстояло ФСБ.
Тогда Морозов переключился на торговлю водкой. Тогда не было такого порядка, как сейчас — спиртное можно было продавать прямо с машины, рассчитываться «черным налом», над призывом платить налоги все только смеялись. Страна рушилась, началась война в Чечне, нечем было платить зарплату бюджетникам. В таких условиях заработали свои первые миллионы многие нынешние VIPы, превратившиеся ныне в респектабельных бизнесменов и серьезных политиков.
Под угрозами расправы, златоустовский ликероводочный завод, который входил в крупнейший областной ликероводочный комбинат «Казак-Уральский» (принадлежал областным властям) стал давать на реализацию товар фирмам-однодневкам. Те продавали партии водки и тут же закрывались, не расплачиваясь с заводом (такую технологию используют и в нынешние дни). Как рассказывают очевидцы тех событий, тогда к златоустовскому предприятию приезжали грузовики, им отгружали ящики со спиртным безо всяких документов. Руководство, возможно, получало какое-то вознаграждение «черным налом».
Когда в головном офисе «Казака-Уральского» сменилось руководство, новый гендиректор
Георгий Подшивалов запретил отгружать водку без предоплаты. И поплатился за это. Боевики Морозова жестоко избили Подшивалова около подъезда его дома, он скончался, не приходя в сознание.
А златоустовские бандиты с помощью связей ввели в руководство «Казака-Уральского» своих людей, вернувшись к прежней схеме работы.
Банда Морозова продолжала занимать все новые ниши. Они открыли турфирму, стали контролировать поставки ГСМ. Одного из покупателей, задолжавшему 30 тыс. долларов, нашли в Москве и вывезли в пансионат, где несколько дней пытали. Ему удалось выпрыгнуть в окно, мужчина сломал обе ноги. Долг за него отдал столичный криминальный авторитет, за это предприниматель вынужден был переписать на него все активы. Другого должника банда Морозова расстреляла в Златоусте у подъезда. Часть денег шла на финансирование работы благотворительного фонда «Терек», который договорился с предприятиями и бизнесменами региона о выделении денег и продукции на реабилитацию ветеранов Чеченской кампании и выкуп пленных солдат у боевиков. Через некоторое время ФСБ закрыла фонд, поскольку тот лечил и боевиков из отряда Салмана Радуева. Но в середине 1990-х «Терек» был мощной хорошо организованной структурой.
Влияние Морозова продолжало расти. Молодой рэкетир решил, что для бизнеса будет лучше, если он пойдет в политику. К тому моменту преступник активно сотрудничал с властями. Однажды принес два чемодана наличных, чтобы мэрия Златоуста смогла перед Новым годом выдать зарплату бюджетникам. За такие «добрые дела» силовики и власти не трогали Морозова.
В 1996 году Морозову было 26 лет, и он заявил о своем участии в избирательной кампании на пост мэра Златоуста и одновременно в Заксобрание Челябинской области. На выборах губернатора он поддержал знакомого с малых лет златоустовца Сергея Костромина, которому нужно было бороться с действующим главой региона Вадимом Соловьевым и будущим — Петром Суминым. Морозов решил для победы организовать досрочное голосование. Но обнаружил, что в избиркомах нет бюллетеней. Тогда он заявился в мэрию вместе с группой поддержки и самовольно занял кресло мэра, сделав это максимально демонстративно под телекамеры. Все происходившее тогда снимал оператор златоустовского телевидения. Вскоре без купюр запись пошла в эфир, вышла масса сюжетов даже на федеральных каналах.
Костромин в тот момент участвовал в дебатах в Челябинске. «Когда приехал, спросил у Морозова, зачем он сел в кресло. А Саша не понимал, в чем вопрос. Он же сам и купил всю мебель в кабинет главы Василия Мальцева. Был таким же кандидатом, как и глава. Говорил: „Это же мое кресло“», — рассказывает Костромин.
К тому времени у Морозова были прочные связи с региональными властями. Его часто видели с первым замглавы администрации губернатора Жакслыком Алтынбаевым. Тогда полагали, что бандит чуть ли не «кормил с руки» высокопоставленного чиновника и его шефа Вадима Соловьева. Морозов испортил с ними отношения, когда на выборах губернатора поддержал Костромина. Однажды случился громкий публичный конфликт. Бандит за свой счет построил и отремонтировал помещения Центра скорой помощи в Челябинске. Приехавший на открытие Соловьев стал рассказывать, что это сделали областные власти. Морозов вспылил да так, что началась потасовка, стрельба, пришлось вызывать ОМОН. И это сошло ему с рук. «Покажите мне такого прокурора, который наденет на меня наручники!» — вызывающе говорил тогда на пресс-конференции Морозов.
Костромин тогда проиграл выборы губернатора, Морозов не стал мэром, но прошел в Заксобрание области и вместе с мандатом получил долгожданную неприкосновенность. Однако новые областные власти во главе с Петром Суминым уже были твердо намерены остановить зарвавшегося бандита. Некоторые считают, что пришедшей на смену Соловьеву командой руководило желание взять в свои руки денежные потоки от продажи водки. Другие уверяют, что Сумин хотел навести порядок. Как бы то ни было, «Казак-Уральский» прекратил свое существование.
А в мае 2007 года Морозова задержали. В тот день он по обыкновению несся по Челябинску на своем черном джипе «Гранд Чероки» (любимой машине тогдашних бандитов) с незаконно установленной мигалкой. Гаишники пытались остановить машину, но депутат сбил одного из автоинспекторов. Полицейские сумели заблокировать джип и задержали Морозова. В его автомобиле обнаружили пистолет. Во время обыска дома нашли еще один. Депутаты единогласно проголосовали за снятие с него неприкосновенности.
Морозова приговорили к трем годам лишения свободы. Не самый худший вариант. В 1999 году, когда он уже готовился к освобождению, стало известно о возбуждении новых уголовных дел. Теперь следствие обвиняло его и еще 23 членов банды в более серьезных преступлениях: создание ОПГ, убийства, похищения людей, изнасилования и разбои. Во время задержания одного из преступников в подмосковном пансионате, в холодильнике нашли пакет с 1 млрд неденоминированных рублей — огромная по тем временам сумма. Ущерб «Казаку-Уральскому» оценен в 500 млрд неденоминированных рублей.
Между тем за главаря банды публично заступались бывший старший следователь по особо важным делам при Генпрокуроре СССР, экс-депутат Госдумы РФ Тельман Гдлян, генерал Лев Рохлин (убит в 1998 году) и Владимир Жириновский, который даже написал официальное письмо в МВД с требованием об освобождении Морозова из-под стражи.
Народный артист Иосиф Кобзон во время гастролей в Челябинске передал для Морозова книгу мемуаров с автографом и подписью «Саша, держись!».
В 2001 году Челябинский облсуд приговорил Морозова к 18 годам лишения свободы. В 2005 году он получил еще три года за мошенничество. А в 2008 году получил два года за то, что избил дневального. Его подельники приговорены в общей сложности к 180 годам тюрьмы. В заключении Морозов штудировал Уголовно-процессуальный кодекс. Ему удалось добиться пересмотра нескольких дел и оправдания по некоторым обвинениям. В итоге срок заключения скостили до 17 лет.
Самое любопытное — что стало с миллиардами рублей, недвижимостью (в том числе вилла в Испании, квартиры в Москве и других городах) и фирмами? По словам Морозова, он передал все активы в управление своему партнеру Валерию Ульданову. Однако с годами последний превратился в серьезного бизнесмена в Златоусте и отрицает это. Морозов подал в суд и требует от Ульданова вернуть имущество примерно на 500 млн рублей.
Одновременно в соцсети «ВКонтакте» появилась страница Морозова. Там от его имени стали писать о его скором освобождении и возвращении в «родной Златоуст». Как говорится в одном из первых сообщений, Морозов создал религиозную группу Монашеский орден «Братство Златоуста» для защиты прав человека. «Это я берусь доказать на примерах своей собственной жизни. Исходя из наших убеждений, я и предпринимаю попытки вернуть все присвоенное Ульдановым В. Б. имущество, чтобы за счет его компенсировать нашим потерпевшим их страдания и убытки, которые мы им причинили, когда в голове у нас (22-27лет) не было ни знаний, ни опыта жизненного. Как говорится „натворили дел из-за своей молодости бесшабашной…“. Но заметьте, ни у кого из моих подельников и тех, кто проскочил как свидетель типа „свидетель“ Ульданов В. Б. не думают о потерпевших», — отмечается в заявлении от Имени Морозова.
На этой же странице выложена и следующая информация: «Ульданов В. Б. собственноручно написал заявление в МРО (г. Златоуст, капитану полиции Паршунову И. А. в материалы КУСП ¹26597/11925 от 18.11.11 / постановление от 24.01.15 стр. 14 / — опрошенный Ульданов В. Б. факт легализации денежных средств и завладения обманным путем имуществом и денежными средствами ООО „Либел“ признал, от него получено заявление о согласии с отказом в возбуждении уголовного дела в отношении него по ст. ст. 159 (Мошенничество), 174 ч.3 (Легализация) УК РФ в связи с истечением срока давности».
Сам Ульданов все это отрицает. «Морозов для меня — конь. Он все это делает, чтобы создать себе яркий имидж. Он всю жизнь старался эпатировать. Когда он сюда придет, мы с ним решим все вопросы… в юридической плоскости», — заявил бизнесмен корреспонденту «URA.Ru».
По словам члена региональной ОНК Оксаны Труфановой, сейчас Морозов перевезен из тюрьмы Верхнеуральска в омскую колонию № 6. «Морозова отправили подальше от Челябинской области, где он много жаловался на нарушения со стороны ГУ ФСИН. Он уже вернул часть московского имущества после разбирательства в Домодедовском суде. После освобождения намерен судиться с бывшими компаньонами. Например, у него есть расписка от Ульданова на управление активами в Златоусте. Ее подлинность подтверждена», — отметила Труфанова.
Сергей Костромин подтверждает, что Ульданов был в окружении Морозова во времена рассвета его бизнес-империи. «Ульданов — единственный человек, которого тогда не посадили. Он остался на воле за старшего. Руководил рынком „Либел“, собирал деньги с бабушек. Официально собственником был арестованный Валерий Быковский. Сейчас он скончался. А Ульданов оформил рынок на свою фирму „Лера“. Потом с Мальцевым решили убрать бабушек и открыли тоговый комплекс на базе бывшей швейной фабрики», — говорит Костромин.
Другой источник, пожелавший остаться неназванным, также считает, что у Морозова могут быть имущественные претензии к Ульданову. Якобы после ареста группировки в Златоуст приезжали представители «воров в законе» из Уфы, пытались отнять весь бизнес. И тогда, как полагает собеседник, Ульданов попросил помощи у высокопоставленного сотрудника ФСБ (впоследствии мэра Златоуста) Александра Караваева. После этого башкирские бандиты исчезли. «Сейчас у Ульданова другая „крыша“», — добавляет очевидец тех событий.
По данным представителей Морозова, он освобождается 6 мая. В облсуде сообщают, что срок заключения истекает в августе. Тем не менее, Златоуст уже вовсю обсуждает, что будет, когда Морозов вернется и призовет к ответу Ульданова. И какие контрмеры примет последний. «Тогда была безнаказанность, и Морозов зарвался. Но в Златоусте ждут его освобождения.
Есть люди, недовольные происходящим в городе и стране. Он считался защитником интересов трудящихся. Помогал людям против воров и жуликов.
История про два чемодана денег на зарплату бюджетникам — это правда. Конечно, были хищения. Но, когда он контролировал „Казак-Уральский“, платились налоги, зарплата, водка шла на экспорт. Когда Сумин забрал предприятие, через полгода оно прекратило существование. Новые ребята начали возить ее из Владикавказа и продавать через губернаторские торговые сети», — говорит Костромин.
По словам близкого друга Морозова, он два года назад встречался с сидельцем, когда был его общественным защитником в нескольких процессах. «Мы обсуждали тему возврата имущества Морозова. Он попытается все вернуть юридическими методами. Например, в Домодедовском суде выиграл дело о возврате дома в Подмосковье, который мать не успела оформить в собственность перед смертью. В дом въехала семья сотрудника правоохранительных органов, которая там живет уже 18 лет. Морозов дело выиграл, теперь надо как-то выселять силовиков. Но даже этот пример показывает, что беспредела не будет», — заверил Костромин.
Впрочем, есть мнение, что законными методами Морозов пользовался только в тюрьме, поскольку у него не было другого выбора. После освобождения он вполне может вспомнить старое. Тем более что свое последнее наказание в 2007 году получил за побои. К тому времени он уже отсидел 9 лет и абсолютно не переживал, что ему прибавят срок.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!