«Российская империя уже воевала с Турцией: какого размера сейчас она и какого — мы»
Спецоперация России в Сирии приобрела черты настоящей войны: первые жертвы, первый сбитый самолет и взаимные обвинения государств в агрессии. Российские депутаты уже говорят о разрыве дипотношений с Турцией, эксперты прогнозируют войну, а жители России требуют реванша. Чем для мира обернется сбитый российский самолет — в материале «URA.Ru».
Сообщения, о том, что Турция сбила некий военный самолет, начали поступать после 10 утра со ссылкой на местные телеканалы. Собеседники «URA.Ru» в дипломатических структурах уже тогда предполагали, что бомбардировщик, скорее всего, принадлежит России, и указывали на серьезное обострение международного конфликта с вовлечением сил НАТО в том случае, если информация подтвердится.
Уже через час появилось официальное заявление от Министерства обороны о крушении российского самолета. На момент публикации материала было известно, что пилоты сбитого бомбардировщика катапультировались, но, по сообщениям СМИ, оба летчика погибли.
В ответ на вопрос корреспондента «URA.Ru» о возможной реакции России один из сенаторов-международников, который сейчас находится с правительственной делегацией в Камбодже, написал SMS следующего содержания: «У нас тут реакция одна: Турция против России, но за террористов. Друзья наших врагов тоже наши враги: вероятно, решения будут приниматься, исходя из этой логики. Слово за президентом».
Владимир Путин отреагировал на ситуацию максимально оперативно и жестко: не прошло и двух часов после официальной информации о крушении самолета, как он, находясь в Сочи на встрече с королем Иордании Абдаллой II, охарактеризовал действия турецких властей как «удар в спину» от «пособников террористов».
Российский лидер также обвинил Турцию в нежелании налаживать с Россией диалог: «Вместо того, чтобы немедленно наладить с нами необходимый контакт, насколько нам известно, турецкая сторона обратилась к своим партнерам по НАТО для обсуждения этого вопроса. Как будто это мы сбили турецкий самолет, а не они — наш», — заявил президент. Напомним, что уже сегодня вечером по просьбе Турции НАТО проводит внеочередное заседание, чтобы обсудить сбитый российский бомбардировщик.
Собеседники «URA.Ru», близкие к структурам Минобороны, говорят, что вряд ли НАТО в этой истории пойдет на конфликт с Россией из-за Турции: «Ситуация неоднозначная. С одной стороны, в НАТО должны защищать интересы своего участника. С другой стороны, получается, что турецкие власти пытаются втянуть североатлантический альянс в некрасивую историю, где они тоже могут выглядеть пособниками ИГ», — объясняет источник «URA.Ru».
Руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков считает, что и Россия, и Турция постараются избежать войны.
«Сбитый военный самолет не обязательно становится поводом для военного конфликта. Вспомним, как в апреле 2001 года американский самолет-разведчик и истребитель ВВС КНР столкнулись в воздухе над Южно-Китайским морем. Тогда ситуация, конечно, была несколько мягче — ведь американский самолет не был обстрелян. И все же конфликт был вполне улажен в дипломатической плоскости», — говорит эксперт. При этом, по его словам, возможны попытки западных политиков именно Россию обвинить в этом происшествии (заявив о пересечении российским самолетом воздушного пространства Турции) и потребовать под этим предлогом дополнительных уступок по Сирии от Москвы.
Но не все эксперты уверены, что ситуацию удастся решить исключительно дипломатически: противоречий у России с Турцией по вопросу ИГ (запрещенная в России организация) накопилось слишком много, к тому же и США очевидно не устраивает та роль, которую стала играть Россия в Сирии после терактов на Синае и в Париже.
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр указывает на угрозы перехода конфронтации России с Турцией в войну с НАТО и дальше — в мировую ядерную войну:
«Это необязательно, но вполне возможно. Если начнется эскалация конфликта с Турцией, наши истребители начнут защищать наши бомбардировщики и стрелять по турецким самолетам. А там есть в районе Латакии серьезные системы ПВО, турки будут стрелять по нашим. У турков в этом регионе значительное преимущество, они сильнее», — считает эксперт.
По его словам, у Турции очень сильная армия, флот, который легко может потопить российские корабли в Средиземном море и закрыть порт. «Авиация если не качественно, то количественно точно превосходит нашу. Во всяком случае в этом регионе возможно вмешательство НАТО, а без ядерного оружия перспектив никаких. Мы на пороге возможной эскалации напряжённости ситуации», — утверждает военный обозреватель.
На момент публикации текста от НАТО все еще не было никаких заявлений, кроме сообщений о том, что позиция альянса будет обозначена в ближайшее время. В Европе также инцидент комментируют крайне осторожно. «Еврокомиссия в настоящее время пытается установить, что именно произошло с российским истребителем, поэтому давать дополнительные комментарии преждевременно», — заявляет официальный представитель ЕК Александр Винтерштайн.
Создаётся ощущение, что мировое сообщество замерло в ожидании того, какие меры будет предпринимать российская власть.
В интервью «URA.Ru» первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников предложил пойти по самому жесткому сценарию:
«Надо немедленно отозвать нашего посла для консультаций, вызвать их турецкого посла в Москве для объяснений и ясно дать понять туркам, что теперь Россия будет помогать курдам весьма активно вооружением, вплоть до поставки С-300 в Сирию, которую мы пока заморозили в связи с просьбой Израиля». Депутат также призвал прервать авиасообщение с Турцией.
Его коллега из комитета Госдумы по обороне Максим Шингаркин на вопрос, могут ли быть разорваны дипломатические отношения России и Турции, замечает, что обычно этому прошествует еще отзыв посла: «Сам по себе разрыв дипломатических отношений — это ведь еще не акт войны. В арсенале МИД есть традиционные мероприятия, которые проводятся в случае подобных недружественных актов. Но вообще Российская империя неоднократно воевала с Турцией, и все знают, чем закончилась эта история и какого размера стала Турция, а какого — осталась Россия. Пусть турецкая сторона делает выводы из возможного конфликта», — указывает на уроки истории парламентарий.
Ранее в интервью «URA.Ru» зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич назвал крушение военного самолета в Сирии крупной провокацией: «Минобороны ссылается на данные объективного контроля. Если им верить, то получается, что наш самолет был сбит с земли. Кто стрелял? Кто сбивал? Как это может прокомментировать НАТО? Вопросов очень много. Это очень смахивает на военную провокацию, которая направлена на дискредитацию Вооруженных сил РФ».
Курганский сенатор Сергей Лисовский в разговоре с журналистом «URA.Ru» рассказал, что ожидает оперативных решений со стороны руководства страны: «Но говорить о том, будет ли усилена российская группировка в Сирии, пока рано. Жаль другого: у нас с Турцией налаживались отношения, но в результате этой провокации они оказались испорчены, и это надолго. Мы ведь планировали сотрудничать по тому же Южному потоку, а это серьезный проект. Сейчас ситуация крайне осложнится», — прогнозирует Сергей Лисовский.
Журналист и член Совета по правам человека Максим Шевченко тоже указывает на множество экономических совместных проектов России и Турции: «Это атомная энергетика, газовая сфера. На сегодняшний день Турция — один из главных экономических партнеров нашей страны. Если послушать наших депутатов, то Турция не вправе себя защищать и должна ходить на цыпочках. Депутаты, что ли, будут оплачивать потери от торговли с Турцией?» — обращается к парламентариям собеседник «URA.Ru». Он призывает депутатов, которые требуют разрыва отношений с Турцией, угомониться.
«Турция показала всему миру, что сирийские туркоманы, на территории которых был сбит самолет, находятся под защитой. Это их право — защищать родственно-родное население. У русских есть русский мир, мы же полезли на Украину защищать русских граждан», — проводит аналогии Максим Шевченко.
Возле турецкого посольства целый день проходят одиночные пикеты в связи со сбитым Су-24. Члены Национального освободительного движения (НОД) требуют призвать страну к ответу за сбитый в Сирии Су-24. Корреспондент «URA.Ru» поговорил с участниками акции: кто-то из них отрицал свою принадлежность к какой бы то ни было организации. Так, например, Юрий рассказал, что пришел к посольству, потому что убили российских граждан:
«Я никуда не вхожу. Я сам за себя. Я требую сбить в ответ минимум 10 турецких самолетов и не покупать турецкие помидоры и огурцы», — обозначил свою позицию молодой человек. Другой участник одиночного пикета, Андрей, представился активистом НОД и рассказал, что уже четвертый час стоит у посольства, а никто к ним не выходит. «То, что сделали турецкие власти, это агрессия в отношении России. Они должны за это ответить», — требует пикетчик.
Пока же запрос на российский реванш остается без ответа. Из официальных мер, которые уже предприняты, можно отметить заявленный протест атташе по вопросам обороны при посольстве Турецкой Республики относительно действий ВВС Турции, отмену поездки в Турцию главы МИД Сергея Лаврова и его же советы гражданам отказаться от поездок в эту страну.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.