«Ямальские олени», Yamal product и Ямал-Ири
Ямальские власти провели удачную pr-акцию собственных брендов в сфере агропрома. Для уральских журналистов, приехавших на пресс-конференцию губернатора Дмитрия Кобылкина, устроили тур по важнейшим производствам столицы округа. Показали и рыбу, и мясо, и молоко. Сколько стоит ямальская оленина в Германии, как сказался запрет на вылов муксуна на рыбодобыче и почему на Полярном круге решили разводить коз — в фоторепортаже «URA.Ru».
Пресс-конференция губернатора Дмитрия Кобылкина, приуроченная к 85-летию округа, дала ямальским властям удачный повод показать свои достижения в сфере пищевой промышленности. Для съехавшихся в Салехард журналистов уральских СМИ сегодня устроили тур по предприятиям столицы региона, занятым в АПК.
Первым делом прессу повезли в салехардский цех «Ямальских оленей» — одного из немногих российских предприятий, полностью сосредоточенных на переработке оленины. Головной комплекс находится в Яр-Сале, правда, пока он еще не работает на полную мощность: летом прошлого года объект серьезно пострадал при пожаре, ремонт обещают закончить к концу 2015-го.
На входе журналистов встретил замдиректора предприятия и глава цеха Геннадий Соколов. Он сходу рассказал, что
«Ямальские олени» производят десятки наименований продукции из сырья, поступающего от оленеводов округа, а также напомнил об экспортной составляющей. Отметим, на продажу иностранцам идет только сама оленина.
«Директор недавно вернулся из Финляндии, это наш основной потребитель за рубежом. Они подтвердили объемы, просят еще больше, но мы выше головы — нашего поголовья — прыгнуть не можем», — подчеркнул Соколов, добавив, что на следующий год финнам пойдут 400 тонн мяса.
Кстати, что самая популярная среди населения округа продукция — чипсы из оленины.
В ближайших планах предприятия — создание собственного консервного цеха, который позволит «Ямальским оленям» самостоятельно выпускать тушенку и каши. Сейчас этим по заказу ямальцев занимается курганский мясокомбинат «Стандарт» — в год предприятие направляет в Зауралье 200—400 тонн оленины, которые потом идут на прилавки. В целом за год на переработку идут примерно 2,4 тыс. тонн. Вместе с консервным цехом, возможно и расширение салехардского производства. Начальник поясняет: сейчас «Олени» целенаправленно работают по Ямальскому полустрову, однако хотелось бы охватить и Приуральский, и Красноселькупский районы. Для этого нужны холодильники.
Убытки от санкций, из-за которых нарушены поставки еще одному партнеру — Германии — начальника цеха не беспокоят — его компенсирует постоянно растущий потребительский спрос. «Тем более, схемы хитрые есть. Мы поставляем в Финляндию, кто знает, куда оленина потом идет? Я лично видел в Мюнхене в продаже — стоит 17 евро», — рассказывает Геннадий Соколов.
Вторая остановка — важнейшее предприятие ямальской столицы, Салехардский рыбокомбинат. Предприятие выпускает свою продукцию под несколькими торговыми марками: «Легенды Ямала», включающие в себя всевозможные консервы, Yamal Product, товары которой идут под заказ для собственных магазинов, в том числе — в Екатеринбурге, а также Siberiya, в которой идут товары премиального качества.
Работники комбината рассказывают: ассортимент огромен, от вяленой рыбы и консервов до слабосоленого муксуна. Вся рыба, естественно, речная, выращенной искусственно нет. Та, что попроще, идет на пивные наборы. Журналистов проводят по практически всем цехам: от упаковки готовой продукции до разделки. В последнем можно наблюдать, как бригада из девяти женщин чистит и потрошит рыбу — на тушку уходит примерно пять секунд.
На комбинате сказался запрет на вылов муксуна, принятый в прошлом году. Из-за этого предприятию приходится закупать царь-рыбу в Якутии. «Они, конечно, немного отличаются, но это скорее для специалиста. Ямальский муксун жирнее и нежнее, якутский чуть плотнее, с другой консистенцией», — подчеркивает главный технолог комбината Тамара Романова. В текущем году комбинат закупил в Якутии 20 тонн муксуна.
После экскурсии прессе предлагают зайти в фирменный магазин, расположенный близ комбината. Несмотря на время — 11 утра — в нем очередь. При этом люди закупаются как на 400—500 рублей, так и на 5-6 тысяч. СМИ также не остаются в стороне: водителю микроавтобуса приходится ждать журналистов, покупающих гостинцы, примерно полчаса.
Последняя остановка — цех по переработке молока, принадлежащий компании «Салехардагро». Она, отметим, также занимается животноводством, рыбодобычей и каким-никаким сельским хозяйством. Цех довольно маленький, выпускает молоко 2,5 % и 3,2 % жирности, по два вида сыров и творога. Примерно 75 % продукции идет на социальное направление, рассказывает директор компании Вадим Калинин.
Производительность — две тонны молока в сутки. Однако, подчеркивает Калинин, в последнее время предприятие столкнулось с проблемой: молокозаводу просто не хватает молока для переработки. «Мы сейчас в среднем за день перерабатываем 1,5 тонны. Рассматриваем разные варианты, один из них, например: заняться разведением коз с целью переработки молока либо производства козьего сыра», — резюмирует он.
После экскурсии по сельхозпредприятиям для прессы устроили демонстрацию еще одного широко разрекламированного регионального бренда — Ямал-Ири, ямальского Деда Мороза. Знакомство с ним прошло у стелы, установленной на границе Полярного круга. Дедушка вручил журналистам сертификаты, удостоверяющие факт пересечения 66 параллели, предложил загадать желания («Машину новую? Или ипотеку выплатить?») и сделать селфи («Я ведь все-таки самый современный Дед Мороз!»).
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ЯНАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Округ белых ночей», чтобы узнавать все новости первыми!