«Пусть едут в Сирию и там умирают!»
Видео, на котором уроженец ЯНАО отрезает голову другому уральцу в Сирии, потрясло Россию. Глава местных мусульман уверен: ямальца специально «показали миру» для дестабилизации обстановки в стратегическом субъекте. А эксперты констатируют: несмотря на все усилия, контролировать ваххабитов на Урале становится все сложнее. Все подробности — в материале «URA.Ru».
Хроники казней, публикуемые в сети боевиками «Исламского государства» (деятельность организации официально запрещена в России — прим.ред.), давно стали печальной обыденностью, но никогда раньше в роли палача не выступал россиянин. Авторы версий на тему, каким образом житель Ямала Анатолий Землянка оказался среди боевиков, сходятся они в одном: Джихади-Толика уже после увлечения исламом в студенческие годы могли завербовать в ноябрьском молельном доме местные ваххабиты.
Известно, что в Сирию уралец уехал еще в 2013 году. Интересно, что чуть ранее, в декабре 2012 года, Землянка вместе еще с 11 жителями Ноябрьска учредил в городе местное отделение организации мусульман «Ямало-Ненецкий Казыят» под названием «Ихсан». Позднее оно было ликвидировано по решению суда, преемницей, судя по всему, стала религиозная организация «Иман-Вера», прописанная в том же Ноябрьске и функционирующая по сей день. К сожалению, связаться сегодня с кем-либо из учредителей не удалось.
Кстати, ряд учредителей организации, судя по всему, занимаюеся в нефтяной столице Ямала бизнесом. К примеру, Нади Заирбеков, судя по данным справочных систем, возглавляет ООО «Капитал», а Муслим Темиров — «Независимую оценочную компанию».
Муфтий ЯНАО Хайдар хазрат Хафизов тему комментирует крайне неохотно, подчеркивая лишь, что вопросы об увлечении Землянки исламом следует задавать в том числе в Тюмени. «Мы получили удар в спину из-за поступка этого негодяя. Ваххабитов на Ямале единицы, но, как вы знаете, ложка дегтя портит бочку меда», — подчеркивает глава ямальских мусульман, придерживающихся традиционного ислама.
Ваххабизм как таковой муфтий называет «заразой 21 века», которой подвержена вся Россия — «От Калининграда до Сахалина». «Всей общественности, политикам, диаспорам давно пора бить в набат. Это не религия, здесь замешаны темные силы и кукловоды, для которых она — только занавеска.
Раньше люди говорили, что это проблемы только Северного Кавказа. Это не так — ведь мы живем в одном доме, и он очень хрупкий, этот дом», —
подчеркивает Хайдар хазрат.
Попадающих в сети вербовщиков ИГ он называет «религиозными нигилистами», а сам факт — промашкой спецслужб. «То, что нашлись такие люди, значит, что какая-то структура, отвечающая за безопасность, не так сработала, допустила ошибку. Но искать крайнего в этом вопросе неправильно», — добавляет муфтий.
Борьба с ваххабизмом, уверен глава ямальских мусульман, должна вестись всеми силами. «Для священнослужителей это Коран и слова Пророка — у нас не силовые методы. Мы постоянно объясняем, что ИГ — зло, что эта идеология у нас неприемлема», — поясняет Хафизов, заявляя, что также необходимо контролировать интернет-ресурсы.
Само видео с Джихади-Толиком муфтий называет попыткой дестабилизации ситуацию в стране. «В ДАИШ (арабская аббревиатура ИГ, в последнее время используется все шире — ред.) много палачей. Но ямальца выбрали именно для того, чтобы разжигать ситуацию на Ямале. Это удар по нашему спокойному региону, нанесенный, чтобы возбудить религиозную и национальную вражду. Стоят за ним люди, которые хотят развалить и Ямал, и Россию», — резюмирует Хайдар хазрат Хафизов.
Эксперт Института национальной стратегии и исламовед Раис Сулейманов в разговоре с корреспондентом «URA.Ru» подчеркивает: ваххабиты постепенно укрепляют свои позиции на российском Севере. В частности, на Ямале и в Югре. «Как ни странно, позиции ваххабитов там довольно сильны. При том, что
оба муфтия, возглавляющих мусульман в этих округах — Хайдар Хафизов в ЯНАО и Тагир Саматов в ХМАО — безусловные сторонники традиционного ислама. Но влияния на ваххабитов у них нет никакого»,
— объясняет он.
Сулейманов отмечает, что радикалы в регионах вполне способны набирать новичков. «Сначала это делалось для имарата Кавказ, сейчас актуальна Сирия. И тот факт, что среди неофитов появляются русские, уже никого не удивляет.
Он только показывает, что оба региона находятся в критической ситуации», — заявляет исламовед.
В качестве примера он приводит Новый Уренгой. «Есть мнение, что город надо закрыть от мигрантов, так как они заметно меняют местный этнический состав. Слишком заметно. С этой массой невозможно работать, вместе с ними приезжают и ваххабиты. И муфтий эту ситуацию контролировать не в состоянии. Тем более Ямал — регион большой, населенные пункты удалены друг от друга, мусульманские общины могут существовать автономно. Да, формально они муфтия признают, но в реальности повлиять на них он не может. Остаются только силовые методы — ловить, сажать. Неэффективно? Но что еще остается?» — добавляет Сулейманов.
При этом своих чувств в отношении последователей ваххабизма и фанатов ИГ эксперт не скрывает. «Конечно, проще, чтобы все эти люди просто уезжали в Сирию и там заканчивали свои дни. Это было бы идеально. Кому они нужны здесь? Мое мнение: хорошо бы, чтобы все они уехали из нашей страны и там умерли.
Эти люди возвращаться не должны, они выбрали такой путь и неисправимы», — уверен Раис Сулейманов.
Правда, есть и обратная сторона: одни «рекруты» еще не готовы уезжать, другие уже возвращаются. «Есть опасность, что оставшиеся в стране ваххабиты могут готовить теракты, что вернувшиеся также будут этим заниматься. Получается, что ни Ямал, ни Югра не защищены от ваххабизма», — резюмирует эксперт.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ЯНАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Округ белых ночей», чтобы узнавать все новости первыми!