Заплатил налоги? Теперь вообще не уснешь
Уходящий 2015 год серьезно обострил отношения между предпринимателями и налоговыми органами. В погоне за наполнением бюджета инспекторы в массовом порядке обвиняют добросовестных налогоплательщиков в сотрудничестве с фирмами-однодневками и выставляют им требования по доначислению НДС и налога на прибыль. Речь идет о десятках миллионов рублей, которые компании должны заплатить по долгам посторонних людей. Возмущенные бизнесмены идут в суды, однако лишь единицам удается отстоять свое доброе имя и не потерять деньги. Что происходит и как обезопасить себя в данной ситуации — в материале «URA.Ru».
Быстрее. Техничней. Страшнее
Проблема недобросовестных контрагентов, «забывающих» сделать необходимые налоговые отчисления в бюджет и тем самым подвергающих финансовым рискам своих партнеров, не нова. Однако в этом году она стала особенно актуальной по причине активизации налоговых органов.
«С 1 января были введены изменения в законодательство, согласно которым вместе с декларацией об НДС предприятия должны предоставлять налоговым органам выписки из книги продаж и покупок, где видны все контрагенты — как покупатели, так и продавцы. Имеющаяся в инспекциях программа (система АСК-НДС-2) в автоматическом режиме стыкует данные этих книг и устанавливает расхождения и отправляет налогоплательщику, чтобы он пояснил свои действия, — рассказывает гендиректор Центра налоговой помощи, кандидат экономических наук Александр Малецкий. — Раньше это тоже делалось, но в ручном режиме и медленно, а сейчас автоматически и быстро. И если кто-то из контрагентов не отразил ваши операции в реализации, то машина это мгновенно выявляет и указывает».
Кроме этого, налоговые органы сформировали базу компаний, обладающих признаками фирм-однодневок, и начали предъявлять претензии всем без исключения их контрагентам. Проблема в том, что от попадания в «черный» список однодневок не застрахован никто. Так, инспекторов, к примеру, может насторожить организация, зарегистрированная по адресу, на котором числятся сразу несколько фирм (даже если это бизнес-центр). Были случаи, когда налоговая относила к числу недобросовестных компании с большой историей, хорошими финансовыми показателями, участвующие в рейтингах только на основе анализа отчетности по промежуточному периоду.
Докажи, что ты не верблюд
У учредителей компаний, чьи контрагенты недоплатили в бюджет налоги, есть два выхода: заплатить самим чужие долги или попытаться доказать в суде, что, заключая контракт с партнерами, они были на 100 процентов уверены в их добросовестности. И, судя по всему, второй вариант сложнее.
«Чтобы доказать, что ты не должен отвечать за своего контрагента, ты должен доказать, что предпринял все необходимые (исчерпывающие) действия по проверке его добросовестности. Но проблема в том, что у нас нет четкого перечня таких действий.
Все это оценочные категории. В итоге, какие именно действия считать исчерпывающими — решают налоговый орган и суд, — говорит гендиректор компании „Юридические бизнес-технологии“, кандидат юридических наук Василий Горовенко. — В одном случае они могут сказать, что субъект добросовестный, а в другом случае при тех же самых действиях — заявить, что субъект не добросовестный, потому что что-то еще не сделал.
Это зачастую является предметом давления и шантажа. Когда налоговый орган приходит и говорит: уважаемый, вы не все действия, по нашему мнению, совершили. А раз вы не догадались, значит, вы недобросовестный. Вот такая серьезная проблема».
Об участившихся случаях давления на предпринимателей со стороны налоговиков говорят все без исключения респонденты «URA.Ru».
Большинство связывает это с экономическим кризисом и нехваткой денег в бюджетах. В последнее время, по словам собеседников агентства, стали возникать откровенно коррупциогенные ситуации, когда некоторые представители налоговой и ОБЭП, обнаружив недобросовестных контрагентов в списке партнеров предприятия, неофициально сообщают учредителю о том, на какую сумму потянут нарушения, и предлагают «договориться». Речь идет о взятке в размере 30-50 % от общего объема возможных доначислений взамен на неприкосновенность.
Откупиться или ссориться?
«Поскольку налоговый орган практически всегда занимает позицию, согласно которой налогоплательщик ненадлежащим образом исполнил обязанность по проверке контрагента на добросовестность, бизнес вынужден либо „решить вопрос на месте“, либо ввязаться в судебные тяжбы с неопределенной перспективой. Естественно, люди выбирают первый вариант, особенно если осознают, что в их действиях все-таки были нарушения, — поясняет гендиректор юридической компании „Актив“ Камил Баженов. — То есть бизнес считает, что проще откупиться, чем ссориться с органами или выплачивать в полном объеме доначисленные налоги, пени и штрафы».
Тут стоит отметить, что средняя сумма доначислений по НДС в Тюменской области составляет за 9 месяцев 2015 года примерно 7,5 млн рублей.
Некоторым компаниям приходится выплачивать десятки миллионов. Что касается оспаривания этих решений — то статистика такова: 75 % налоговых споров в регионе рассматривается в пользу налогового органа и только 25 % — в пользу налогоплательщика.
«Самый частый вопрос от бизнесменов, которые приходят к нам за помощью: „Почему налоговая требует деньги не от того, кто не заплатил, а от меня? Мы же фирму проверили, в ЕГРЮЛ она числится, посмотрели документы“. Но зачастую предприниматели лукавят. Когда их просят рассказать про контрагента подробнее — где работает, какой у него номер телефона, какие фамилии у сотрудников — некоторые начинают говорить общие фразы. Естественно, налоговая тут же делает вывод, что имел место фиктивный документооборот с целью незаконной налоговой оптимизации и обналичивания денежных средств, — объясняет Александр Малецкий. — Но, конечно, есть случаи, когда очень крупные компании реально не могут проверить тысячи своих контрагентов».
Чтобы свести риски к минимуму, эксперты советуют руководителям предприятий быть предельно осмотрительными при выборе контрагентов. Необходимо запрашивать весь пакет учредительных документов (выписку ЕГРЮЛ, действительную на дату совершения сделки, уставы, протоколы и т. д.), убедиться, что директор фирмы — не номинал, что тот, кто подписывает бумаги, имеет на это полномочия. Такими проверками благонадежности партнеров может заняться собственная служба безопасности, а еще лучше — передать эти функции привлеченным специалистам.
Превентивные меры
Услуга по проверке контрагентов называется «Комплаенс», она широко распространена в Москве и Санкт-Петербурге и только-только начинает набирать популярность в Тюменской области. Некоторые региональные юридические компании уже разработали собственные системы мероприятий, позволяющие предотвращать возможные споры с налоговыми органами или выходить из них с минимальными потерями.
«Разработанная нашими специалистами система предлагает два комплекса мер. Первый применяется, когда проверка еще не началась. Мы проверяем всех контрагентов клиента на предмет признаков недобросовестности с точки зрения налоговой инспекции. У нас есть четкое понимание о том, кто может оказаться в „черном“ списке налоговой.
Кроме этого, у нас есть собственная система признаков недобросовестности, свои критерии, которые наши аудиторы разрабатывали и используют при аудиторских проверках, — рассказывает исполнительный директор ООО „РАСТАМ-Право“ Лейля Османова. — Когда такая инвентаризация партнеров произведена и слабое звено найдено, есть возможность все поправить, привести в порядок — запросить у контрагента необходимый пакет документов, дооформить какие-то бумаги, подписать допсоглашения и т. д. И таким образом полностью быть полностью готовым к визиту налоговой и возможным спорам».
В качестве превентивных мер для каждого конкретного клиента может быть разработана система мероприятий, нацеленная на то, чтобы ни один контрагент, вызывающий малейшее сомнение, в принципе не попал в работу предприятия.
В этом случае вырабатывается система источников информации, по которым необходимо проанализировать контрагента, даются рекомендации по перечню документов, которые надо собрать, разрабатывается регламент по проверке этих контрагентов. Заказчик может пользоваться этой системой самостоятельно или передать функции на аутсорсинг.
Когда ситуация запущена
«Если же налоговая проверка уже идет или она завершена и результат ее негативен, то мы предлагаем второй комплекс мер. Делаем все для того, чтобы подтвердить, что налогоплательщик действительно убедился в добросовестности контрагента. Если контрагент жив, ничего не мешает запросить у него дополнительные документы и подготовить нашего заказчика к судебному процессу, который вряд ли будет простым», — говорит Лейля Османова.
По ее словам, до августа 2012 года было вообще сложно угадать исход дела, поскольку принцип, по которому шли суды, был неясен. Потом вышло ключевое постановление по так называемому Камскому делу. Высший Арбитражный суд четко указал, в каких случаях удовлетворяется налог на прибыль. А про НДС написать забыл. А раз забыл, то теперь суды трактуют ситуацию так: если в налоговом споре не доказано проявление должной осмотрительности (то есть не подтверждено документально, почему выбор пал именно на этого контрагента), то в вычетах по НДС отказывают.
А критерии осмотрительности, как уже было сказано выше, весьма расплывчаты. Поэтому проверять нужно все. В том числе наличие необходимых ресурсов и инструментов для выполнения работ, на которые привлекался контрагент.
«Если это не офисная работа, то, как минимум, у контрагента должны быть основные и транспортные средства, чтобы эту работы выполнить. Если речь идет о просто офисном планктоне, который просто выполняет работу, тогда достаточно наличия квалифицированного персонала. Хотя и тут все неоднозначно.
В моей практике был случай, когда оказывались посреднические услуги в урегулировании дебиторской задолженности и налоговая инспекция написала в акте, что у контрагента отсутствуют необходимый транспорт и основные средства для оказания услуг. Я не совсем понимаю, какие там должны быть основные средства, но им виднее», — признается эксперт.
Самые большие сложности могут возникнуть с недавно образовавшимся юрлицом — непросто объяснить, почему именно с ним был заключен договор. Юристы советуют вспомнить: может быть, учредитель этой компании уже контактировал с вашей организацией в роли владельца другого юрлица и проявил себя, как добросовестный партнер. Доказательством также может послужить и тот факт, что данный контрагент предложил за свои услуги-товары самую низкую цену. Положительную роль сыграют и платежи (постоплата, если это подрядчик, и аванс, если заказчик).
Больше всего повезет той компании, чей контрагент хоть по какой-то причине и не заплатил НДС, но указал его в декларации. Иногда демонстрации этого документа налоговым органам и суду бывает достаточно для полного снятия всех претензий.
К сожалению, в реальности такие случаи не часты. Большинство компаний несут финансовые потери. И не только потому, что бизнесмены неосмотрительны в выборе контрагентов и небрежно ведут свои дела, но и потому, что иногда просто боятся бороться за свои деньги.
В Налоговом кодексе есть статья, согласно которой по истечении двух месяцев после завершения проверки и выдвижения налогоплательщику требований налоговая вправе направить материалы в следственные органы. Даже несмотря на то, что компания оспаривает эти требования, приняла обеспечительные меры, добилась приостановления решения налогового органа. Случаев, когда налоговая прибегает к такому давлению с целью запугать налогоплательщика уголовной ответственностью и заставить его заплатить до завершения суда, по словам собеседников агентства, очень много.
«Поэтому, безусловно, лучше принять превентивные меры, подстраховаться заранее, чем потом сталкиваться с подобными неприятностями», — резюмирует специалист «РАСТАМ».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.