Вы зашли на мобильную версию сайта
Перейти на версию для ПК

Чем отставка мэра Петрозаводска Ширшиной аукнется мэру Ройзману

Ждет ли главу Екатеринбурга отставка по карельскому сценарию? Пособие для свердловских властей, как душить оппозицию
Допрос Ройзмана в суде. Екатеринбург, ройзман евгений, портрет
Евгений Ройзман в отличие от Галины Ширшиной представляет лишь политическую, но не экономическую угрозу для местной элиты Фото:

В прошедшую пятницу депутаты Петрозаводска отправили в отставку главу Галину Ширшину. Так руководитель Карелии Александр Худилайнен ликвидировал оппозиционную силу и закрыл негативную историю в своей карьере, связанную с выборами 2013 года. «Двойник» Ширшиной в Екатеринбурге, Евгений Ройзман, продолжает создавать неудобство свердловским властям. Атака на его должность летом этого года провалилась из-за санкций Москвы. «URA.Ru» разбирается: значит ли отставка Ширшиной, что Ройзмана можно снимать и как уговорить администрацию президента на отставку мэра.

В течение двух лет карельские власти формировали вокруг Ширшиной негативный фон. В итоге на митинг против ее отставки вышло сто человек
В течение двух лет карельские власти формировали вокруг Ширшиной негативный фон. В итоге на митинг против ее отставки вышло сто человек

В сентябре 2013 года ставленница оппозиционной партии «Яблоко» Галина Ширшина избралась главой Петрозаводска в пику республиканской власти. Точно так же началась история мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который в то же время победил на выборах кандидата от «ЕР» Якова Силина. И Ширшина, и Ройзман, продемонстрировавшие беспрецедентные ранее возможности несистемной оппозиции, стали героями федеральных СМИ и главными оппонентами властей в своих регионах. С отставкой Ширшиной похожие истории, карельская и свердловская, разделились. Ройзман с трибуны мэра безнаказанно продолжает критиковать свердловские власти. В это время карельские идеологи перекрыли Ширшиной любые возможности для маневра.

Петрозаводский импичмент готовился в течение двух лет, что Ширшина работала главой, говорит местный наблюдатель. От негативно настроенного Петросовета она получила две оценки «неудовлетворительно», от силовиков — 72 предупреждения об уголовной ответственности. Было возбуждено 11 административных дел и отправлено 258 актов прокурорского реагирования.

Параллельно правоохранители устраняли ее окружение: вице-мэр Евгения Сухорукова была приговорена к трем годам условно, патрон Ширшиной и областной депутат Девлетхан Алиханов был арестован в феврале по делу с махинациями с недвижимостью; Василий Попов, один из лидеров карельского «Яблока», партии Ширшиной, бежал от уголовного преследования в Финляндию. Сработал и областной парламент, отменив прямые выборы мэра — отрезав Ширшиной путь к переизбранию.

«Почему администрация президента дала Худилайнену снять Ширшину? — спрашивает один из политических сторонников карельского губернатора.

— Весь год областные [карельские] власти договаривались с лидерами общественного мнения. Работе помогало то, что город находился в политическом хаосе, вокруг Ширшиной уже была создана раздробленность. В итоге митинг в Петрозаводске в поддержку Ширшиной собрал сто человек.

Стало очевидно, что реальная ее поддержка — федеральные СМИ, для которых она — один из символов „володинской весны“, — говорит политический сторонник Александра Худилайнена. — Как я понимаю, Кремль не стал мешать отставке, увидев, как ситуация упакована: позиция по отставке Ширшиной принадлежит не Худилайнену, а общественности. После такой тщательной подготовки отставка оказалась логичным шагом».

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман тоже являлся объектом критики. В частности, СМИ, близкие к областным властям, связывали грязь в муниципалитете с недоработкой градоначальника. Серьезная критика мэра появилась вместе с так называемым «делом Кинева-Ройзмана»: городской депутат и товарищ градоначальника, Олег Кинев, сознался в убийстве пенсионерки. В конце года начались допросы свидетеля Ройзмана, сторону обвинителя представляет замгенпрокурора Юрий Пономарев — единственный на сегодня представитель свердловской элиты, пытающийся повлиять на отставку мэра.

В июле свердловские депутаты, лояльные областным властям, приняли законопроект об изменении названия должности Евгения Ройзмана. Если бы решение вступило в силу, градоначальника стали бы называть не «главой Екатеринбурга», а «председателем гордумы». Решение вполне могло закрыть историю с избранием Ройзмана. Однако губернатор Евгений Куйвашев наложил на него вето. По мнению источников «URA.Ru», причиной была московская санкция.

Как объясняет областной депутат Вячеслав Вегнер, недавно перешедший из гордумы Екатеринбурга в Заксобрание, снять с должности Ройзмана намного сложнее, чем Ширшину: «Городские депутаты не могут отправить его в отставку, областные могут распустить Думу, но мэр продолжит работу. С Ройзмана досрочно могут сложить полномочия только в случае собственной отставки, смерти и уголовного преступления. Областные власти это понимают и, как кажется со стороны, смирились».

«Областные власти не работали с общественным мнением»,

— выдвигает свою версию, схожую с карельской, знакомый екатеринбургский политтехнолог.

«У нас другая политическая система, — объясняет „URA.Ru“, почему его не отправляют в отставку, как Ширшину, сам Евгений Ройзман. — Во-первых, у меня — дружественная Дума. Здесь в первую очередь работают люди, отстаивающие интересы города».

Губернатору Евгению Куйвашеву нет смысла повторять действия своего коллеги Худилайнена: Ройзман в отличие от Ширшиной не имеет полномочий
Губернатору Евгению Куйвашеву нет смысла повторять действия своего коллеги Худилайнена: Ройзман в отличие от Ширшиной не имеет полномочий

«Браться за планомерное приближение отставки Ройзмана уже поздно, — заключает директор Центра региональной политики Андрей Русаков. — Как в 2013 году, так и сегодня проблема состоит не в Ройзмане, а в том, что официальная власть не может представить фигуры, способной выйти на ринг с ним. И вызов свердловской власти в 2016 году — эту фигуру создать».

«Сравнение двух мэров вряд ли уместно. Ширшина — это локальная проблема не слишком сильного губернатора Худилайнена, который неумело интриговал с бывшим городским главой и в результате с черного входа зашла сила, оседлавшая запрос на протест против опостылевших чиновников. В этой ситуации Кремль дал губернатору возможность самому разобраться со своими просчетами, оставшись в стороне. Эскалация бизнес-интересов достигла такого уровня, что отставка могла произойти по более печальным обстоятельствам, — говорит директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — Ройзман, пусть и без полномочий, — незаменимая часть конфигурации сдержек-противовесов третьего по значению региона страны».

«Губернатору Худилайнену, занимающему последние места в рейтинге ФоРГО, терять было нечего (или пан, или пропал), в отличие от губернатора Куйвашева, позиция которого приподнимается, и он явно намерен продолжить этот рост», — считает гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.

«У мэра Петрозаводска в отличие от мэра Екатеринбурга есть реальные рычаги управления муниципальным имуществом, а не только представительские функции,

— объясняет главный редактор издания „АиФ-Карелия“ Сергей Хорошавин. — Речь идет не только о политическом раздражении, как в Екатеринбурге, но и в стремлении получить доступ к управлению имуществом». Поэтому, по мнению нашего собеседника, повода для атаки на Евгения Ройзмана нет.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В прошедшую пятницу депутаты Петрозаводска отправили в отставку главу Галину Ширшину. Так руководитель Карелии Александр Худилайнен ликвидировал оппозиционную силу и закрыл негативную историю в своей карьере, связанную с выборами 2013 года. «Двойник» Ширшиной в Екатеринбурге, Евгений Ройзман, продолжает создавать неудобство свердловским властям. Атака на его должность летом этого года провалилась из-за санкций Москвы. «URA.Ru» разбирается: значит ли отставка Ширшиной, что Ройзмана можно снимать и как уговорить администрацию президента на отставку мэра. В сентябре 2013 года ставленница оппозиционной партии «Яблоко» Галина Ширшина избралась главой Петрозаводска в пику республиканской власти. Точно так же началась история мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который в то же время победил на выборах кандидата от «ЕР» Якова Силина. И Ширшина, и Ройзман, продемонстрировавшие беспрецедентные ранее возможности несистемной оппозиции, стали героями федеральных СМИ и главными оппонентами властей в своих регионах. С отставкой Ширшиной похожие истории, карельская и свердловская, разделились. Ройзман с трибуны мэра безнаказанно продолжает критиковать свердловские власти. В это время карельские идеологи перекрыли Ширшиной любые возможности для маневра. Петрозаводский импичмент готовился в течение двух лет, что Ширшина работала главой, говорит местный наблюдатель. От негативно настроенного Петросовета она получила две оценки «неудовлетворительно», от силовиков — 72 предупреждения об уголовной ответственности. Было возбуждено 11 административных дел и отправлено 258 актов прокурорского реагирования. Параллельно правоохранители устраняли ее окружение: вице-мэр Евгения Сухорукова была приговорена к трем годам условно, патрон Ширшиной и областной депутат Девлетхан Алиханов был арестован в феврале по делу с махинациями с недвижимостью; Василий Попов, один из лидеров карельского «Яблока», партии Ширшиной, бежал от уголовного преследования в Финляндию. Сработал и областной парламент, отменив прямые выборы мэра — отрезав Ширшиной путь к переизбранию. «Почему администрация президента дала Худилайнену снять Ширшину? — спрашивает один из политических сторонников карельского губернатора. — Весь год областные [карельские] власти договаривались с лидерами общественного мнения. Работе помогало то, что город находился в политическом хаосе, вокруг Ширшиной уже была создана раздробленность. В итоге митинг в Петрозаводске в поддержку Ширшиной собрал сто человек. Стало очевидно, что реальная ее поддержка — федеральные СМИ, для которых она — один из символов „володинской весны“, — говорит политический сторонник Александра Худилайнена. — Как я понимаю, Кремль не стал мешать отставке, увидев, как ситуация упакована: позиция по отставке Ширшиной принадлежит не Худилайнену, а общественности. После такой тщательной подготовки отставка оказалась логичным шагом». Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман тоже являлся объектом критики. В частности, СМИ, близкие к областным властям, связывали грязь в муниципалитете с недоработкой градоначальника. Серьезная критика мэра появилась вместе с так называемым «делом Кинева-Ройзмана»: городской депутат и товарищ градоначальника, Олег Кинев, сознался в убийстве пенсионерки. В конце года начались допросы свидетеля Ройзмана, сторону обвинителя представляет замгенпрокурора Юрий Пономарев — единственный на сегодня представитель свердловской элиты, пытающийся повлиять на отставку мэра. В июле свердловские депутаты, лояльные областным властям, приняли законопроект об изменении названия должности Евгения Ройзмана. Если бы решение вступило в силу, градоначальника стали бы называть не «главой Екатеринбурга», а «председателем гордумы». Решение вполне могло закрыть историю с избранием Ройзмана. Однако губернатор Евгений Куйвашев наложил на него вето. По мнению источников «URA.Ru», причиной была московская санкция. Как объясняет областной депутат Вячеслав Вегнер, недавно перешедший из гордумы Екатеринбурга в Заксобрание, снять с должности Ройзмана намного сложнее, чем Ширшину: «Городские депутаты не могут отправить его в отставку, областные могут распустить Думу, но мэр продолжит работу. С Ройзмана досрочно могут сложить полномочия только в случае собственной отставки, смерти и уголовного преступления. Областные власти это понимают и, как кажется со стороны, смирились». «Областные власти не работали с общественным мнением», — выдвигает свою версию, схожую с карельской, знакомый екатеринбургский политтехнолог. «У нас другая политическая система, — объясняет „URA.Ru“, почему его не отправляют в отставку, как Ширшину, сам Евгений Ройзман. — Во-первых, у меня — дружественная Дума. Здесь в первую очередь работают люди, отстаивающие интересы города». «Браться за планомерное приближение отставки Ройзмана уже поздно, — заключает директор Центра региональной политики Андрей Русаков. — Как в 2013 году, так и сегодня проблема состоит не в Ройзмане, а в том, что официальная власть не может представить фигуры, способной выйти на ринг с ним. И вызов свердловской власти в 2016 году — эту фигуру создать». «Сравнение двух мэров вряд ли уместно. Ширшина — это локальная проблема не слишком сильного губернатора Худилайнена, который неумело интриговал с бывшим городским главой и в результате с черного входа зашла сила, оседлавшая запрос на протест против опостылевших чиновников. В этой ситуации Кремль дал губернатору возможность самому разобраться со своими просчетами, оставшись в стороне. Эскалация бизнес-интересов достигла такого уровня, что отставка могла произойти по более печальным обстоятельствам, — говорит директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — Ройзман, пусть и без полномочий, — незаменимая часть конфигурации сдержек-противовесов третьего по значению региона страны». «Губернатору Худилайнену, занимающему последние места в рейтинге ФоРГО, терять было нечего (или пан, или пропал), в отличие от губернатора Куйвашева, позиция которого приподнимается, и он явно намерен продолжить этот рост», — считает гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов. «У мэра Петрозаводска в отличие от мэра Екатеринбурга есть реальные рычаги управления муниципальным имуществом, а не только представительские функции, — объясняет главный редактор издания „АиФ-Карелия“ Сергей Хорошавин. — Речь идет не только о политическом раздражении, как в Екатеринбурге, но и в стремлении получить доступ к управлению имуществом». Поэтому, по мнению нашего собеседника, повода для атаки на Евгения Ройзмана нет.
Комментарии ({{items[0].comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
{{item.comments_count}}

{{item.img_lg_alt}}
{{inside_publication.title}}
{{inside_publication.description}}
Предыдущий материал
Следующий материал
Комментарии ({{item.comments_count}})
Показать еще комментарии
оставить свой комментарий
Загрузка...