«Соболезную недалеким злопыхателям Умниковой»
Ждете перемен в екатеринбургском образовании после отставки Умниковой? Это смешно и наивно — уверен известный свердловский юрист Иван Кадочников. Преемницу начальника управления образования — Екатерину Сибирцеву — мэрия города готовила к новой должности почти два года. И не потому, что «голубые глаза Сибирцевой могут приобретать цвет стали», даже ее опыт и заслуги ни при чем. Гораздо важнее те скрытые ресурсы, которыми обладают школы мегаполиса. Ради контроля над ними должность директора элитной гимназии могут ненадолго отдать простому учителю, но затем, невзирая на «лайки» в соцсетях экзальтированных родителей, он все равно будет «выпилен» с должности за профнепригодность. Почему ничего не изменится и что будет с системой образования — в авторской колонке Ивана Кадочникова.
С 12 января 2016 года Екатерина Александровна Сибирцева приступила к исполнению обязанностей начальника Управления образования администрации города Екатеринбурга. Давайте посмотрим, повлияет ли личность Екатерины Александровны на жесткую систему контроля муниципальных школ Екатеринбурга?
В соответствии с действующим законодательством школы входят в сферу компетенции муниципалитетов. И данная система образования является, по сути своей, значительным материальным ресурсом. И не только материальным.
Во-первых и прежде всего, школы представляют из себя значительную материально-техническую базу. Это имущественные комплексы, потенциально сдаваемые в аренду, используемые для внеклассного обучения детей, и в руках грамотных управленцев они могут приносить впечатляющую прибыль.
Во-вторых, школы финансируются из бюджета, причем финансируется не только строительство, эксплуатация, но и фонд оплаты труда, дотирование завтраков школьников и т. д. Мы все знаем о маленьких зарплатах учителей. Но мало кто помнит, что бюджет Свердловской области предусматривает ассигнование не меньше 51 млрд рублей только на образование в этом году. И если кто-то считает, что от этой суммы Екатеринбургу перепадут сущие копейки, то он очень глубоко ошибается.
В-третьих, школы всегда используются «непрофильно», то есть для выполнения ряда госфункций. В 2016 году этим «непрофильным» использованием будут выборы в Государственную Думу РФ и Законодательное собрание Свердловской области. То есть на базе школ исторически действуют участковые избирательные комиссии, формируемые добровольно-принудительно из директоров школ и «доверенных» учителей этих же школ.
Из контроля над системой образования можно выжать еще много полезного, но если обобщать, то масса школ — этот муниципальный «монстр» с колоссальным денежным и административным ресурсами.
Давайте взглянем на Екатеринбург и его хозяев. Екатеринбургская мэрия, что бы ни происходило внутри «клана», всегда славилась великолепной кадровой работой. То есть отбор в чиновники всегда производится по принципу профессионализма исполнителя либо наличия значительного административно-финансового ресурса назначенца, связанного с бизнесом. Так что глупых людей в мэрии нет. Ради иллюстрации нужно плавно перейти к послужному списку Екатерины Александровны.
Выпускница школы-гимназии № 9 с серебряной медалью. После обучения, в 1994 году, вернулась в родную школу преподавателем. С 2008 года — директор этой элитной школы. Не секрет, что «Девятка» всегда была «публично-парадной» школой, куда принято водить дорогих гостей. Да и от мэрии недалеко. Случайный человек, как показала ситуация с А. Кулагиным, может попасть на должность директора элитной гимназии, но, невзирая на «лайки» в соцсетях экзальтированных родителей, будет «выпилен» с должности за профнепригодность (причем профнепригодность, не связанную с компетенциями учителя: Кулагин был и будет великолепным преподавателем. Все претензии сводились к неуживчивости с начальством.)
А Екатерина Сибирцева прекрасно знает оргработу: многочисленные победы под ее руководством на олимпиадах, знаковых российских и международных конкурсах. И она действительно профессионал, сделавшая себя сама и в образовании, и в администрировании.
И все это накладывается на «наследство» бывшего руководителя управления образования Евгении Умниковой.
Здесь необходимо сделать отступление и пояснить некоторую екатеринбургскую особенность по управлению школами. Дело в том, что бывшая вотчина Умниковой имеет двойное подчинение. При всем бюджетном финансировании директором школы назначается человек от мэрии.
То есть типовые уставы муниципальных школ содержат прямое указание, что директор школы назначается Управлением образования и администрацией района Екатеринбурга. И муниципальный директор школы уже самостоятельно формирует кадровую политику школы. За счет такого назначения в строгом соответствии с законодательством о госзакупках бюджетные деньги заранее будут «распределены» между поставщиками, имеющими аффиллированность с определенными персонами.
Надо сказать твердо: система формирования руководящего состава школ весьма и весьма успешна. Примером тому может быть отсутствие публичных скандалов с материально-техническим обеспечением школ. Конфликты с родителями — не в счет. Теперь, надеюсь, не возникает вопросов почему Екатерина Сибирцева с декабря 2014 года трудилась в должности заместителя главы администрации Октябрьского района города Екатеринбурга по социальным вопросам? Это означает, что Екатерина Александровна не только великолепно знает образовательный процесс от преподавателя до директора школы, но и знает административно-хозяйственную работу с позиции распределения материальных благ.
Но вернемся к «наследию Умниковой».
Евгения Умникова выстроила в Екатеринбурге жесткую тоталитарную схему управления образовательным процессом. На должности директоров школ назначены верные управленцы, материально «завязанные» на глав районов.
Причем эта система управления всегда давала и дает прекрасный результат: образовательный процесс идет в нормальном режиме, хотя иногда ситуация и омрачается мелкими претензиями прокуратур или же «сезонными обострениями» роспотребнадзора. Но школа справляется не только с основными функциями. С непрофильными всегда полный порядок: на выборах побеждают исключительно промуниципальные депутаты и либеральные мэры. Вся необходимая «обязательная программа» отрабатывается на 146 %.
Дополнительным бонусом идет отсутствие каких-либо публичных конфликтов в системе образования Екатеринбурга. И это «наследство» достанется великолепному профессионалу, знающему реальные рычаги работы, Екатерине Александровне Сибирцевой.
Недалекие люди могут ожидать каких-либо изменений в системе образования Екатеринбурга. Лет так через 5 или 6. Отдельные персонажи могут искренне верить, что вялый скандал в конце 2015 года с якобы имевшей место в далеком прошлом приватизацией Умниковой ряда «сараев и халуп» послужил причиной отставки.
Но факты неумолимы: Екатерину Сибирцеву готовили к должности с 2014 года.
Автор этих строк в 1995 году был школяром под руководством Сибирцевой. И уже тогда Екатерина Александровна демонстрировала волю, ум, расчет и ряд других положительных качеств. И уже тогда голубые глаза молодого учителя приобретали цвет стали. Так что ждите «обновления фасада» и «закручивания гаек». Наши дети получили хорошего руководителя Управления образования администрации города Екатеринбурга. Ну, и соболезную недалеким преподавателям, мечтающим вдохнуть полной грудью после Умниковой.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!