План по превращению Свердловской области в Донбасс раскрыт. Адреса, фамилии, повестка
Мэр прилюдно говорит о заговоре против губернатора, журналисты разрывают контракт, увидев в нем политическую составляющую. Вы удивитесь, но это происходит в Свердловской области. Пока уральцы следят за курсом национальной валюты и меняют свою жизнь под кризис, война центров власти продолжается: выступление главы Березовского вывело ее в публичную плоскость. Журналисты «URA.Ru» провели собственное расследование, поговорили и с другими мэрами, восстановили график тайных переговоров, обнаружили два десятка театрализованных митингов, нашли их связь с ЦПКиО в Екатеринбурге, вскрыли даже связь с выборами Якова Силина. Вся структура штаба, который должен был взорвать Свердловскую область, да не смог: адреса, фамилии, повестка — в нашем материале.
Политический год в Свердловской области начался резко и со скандала. На встрече губернатора Евгения Куйвашева с представителями региональной элиты в Каменске-Уральском слово попросил глава Березовского Евгений Писцов. Прилюдно он сообщил, что в декабре в город приезжали «эмиссары», желающие создать СМИ для критики «Большого Екатеринбурга» и губернатора.
В новейшей истории Свердловской области не было ничего подобного. «В выборный год необходимо сплотиться, выдержать удар оппонентов», — говорит Писцов на мероприятии. А Куйвашев, завершая встречу, будто отвечает ему: «2016-й будет непростым годом, но мы ни на шаг не отступим».
«URA.Ru» решило разобраться, что же происходит в регионе.
Новая газета — «небольшой Екатеринбург»
Как пояснил Евгений Писцов,
приехавшие в округ политтехнологи попытались перекупить руководителя муниципальной газеты «Березовский рабочий», предложив ему «кратно увеличить доход». По неофициальным данным, речь шла о 150 тысячах рублях в месяц.
Переговорщики предупредили, что для этого он должен возглавить новый печатный проект. Издание планируется распространять в городах-спутниках областного центра и дискредитировать губернаторскую инициативу об их вхождении в Большой Екатеринбург. Березовский журналист отверг предложение.
Несколько опрошенных глав других муниципалитетов подтверждают, переговоры были и с их редакторами. Задействованные в переговорах источники рассказывают, что главредам некоторых газет-районок предлагали неофициальную помощь наличкой. Другим медиаменеджерам сулили заключение официальных коммерческих договоров. А особо опытным и разбирающимся в местной повестке журналистам предлагали новую выгодную работу. При этом указывалось, что проект организуется «в интересах Носова».
Широкой поддержки инициатива не получила, но проект это не остановило. Писцов рассказывает, что в начале января первый номер газеты появился — его увидели в городах, но под руководством другого человека.
Первый прокол Пирогова
Несмотря на ссылки на мэра Нижнего Тагила,
издание связывают с мэрией Екатеринбурга — переговоры вели руководители агентства «Пирогов и партнеры» Александр Пирогов (вскоре стал начальником информационно-аналитического департамента администрации Екатеринбурга), его партнер по избирательным кампаниям — главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН Сергей Мошкин, член обкома КПРФ Вячеслав Вегнер и руководитель областного отделения партии «Патриоты России» Сергей Ярутин.
Известно об их работе в двух офисах: один — напротив областного исполкома «Единой России» — на девятом этаже екатеринбургского «Грин Парка», второй — в Нижнем Тагиле.
Из реально существующих СМИ с продолжительной историей их поддержали только «Егоршинские вести» (Артемовский). В день итоговой пресс-конференции Евгения Куйвашева в декабре 2015 года там вышло интервью с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом, выступающим в поддержку кандидата в губернаторы Сергея Носова и анонсирующего собственное выдвижение на досрочных губернаторских выборах, если такие пройдут. В своем фейсбуке (деятельность запрещена в РФ) Пирогов не скрывал удовлетворения от произведенного эффекта:
«Вопрос: как маленькой провинциальной газете взорвать федеральную повестку?
Ответ: одним жестким интервью с Ройзманом».
Вскоре в «Егоршинских вестях» должно выйти интервью с Сергеем Ярутиным.
За это, утверждает источник в Гордуме Артемовского, Екатеринбург помог главреду издания и депутату Александру Шарафиеву обострить ситуацию в муниципальном парламенте.
Параллельно в области начала распространяться официальная газета регионального отделения партии «Патриоты России», в которой используются максимально жесткие методы политического PR. Мэр Ирбита Геннадий Агафонов рассказал «URA.Ru», что в качестве одной из «горячих точек» региона в партийной газете был назван возглавляемый им город: «Но истинное состояние дел не обозначалось. Используют вброс недостоверной информации, морочат людям голову».
Митинги от сотрудника парка культуры и отдыха
Выясняя подробности газетного проекта, наша редакция обнаружила его связь с другой линией информационной повестки региона. В беседах мэры напрямую связывали переговоры представителей мэрии Екатеринбурга с появляющимися сообщениями об акциях протеста. По данным источников «URA.Ru», Вегнер и Ярутин были замечены в Верхотурье, Ирбите, Реже, Арамиле, Новоуральске, Алапаевске и в некоторых других городах. В некоторых случаях (в Новоуральске и Реже) представители администрации Екатеринбурга пытались договориться о сотрудничестве с действующими руководителями администраций, но чаще вели переговоры с их оппонентами.
Одновременно с их появлением в территориях возник цикл акций протеста против аварийного отключения тепла в поселке Белоярский, а позже — митинг в Полевском. Его организатором выступила Оксана Огнева, заявившая «URA.Ru» следующие причины акции: «Поликлинику в южном районе сильно сократили. Уплотнили детскую поликлинику — мамы с детками в одном коридоре со взрослыми. Убрали ЛОРа, окулиста. К узким специалистам надо брать талоны, если они есть, и ехать в Северный район, если нет — либо платно, либо в Екатеринбург».
Повестка митинга оказалась вымышленной. Главный врач городской больницы Полевского Сергей Алферов был удивлен требованиям Огневой: упомянутая поликлиника в прошлом году впервые за много лет укомплектована узкими специалистами (появились ревматолог, уролог, травматолог), куплены новый цифровой флюорограф, артроскопическая стойка, рентгеновская хирургическая передвижная установка. Вновь связаться с Огневой нам не удалось, но мы обнаружили ее среди организаторов прошедшего 12 января в Ревде митинга против капитальных ремонтов, прошедшей 13 января акции протеста в поселке Зюзельский, а также состоявшейся 22 января акции протеста на общественных слушаниях по вопросу о возвращении прямых выборов главы Дегтярска.
Карта объявленных митингов выглядит так: медицинские проблемы в Махнево (при поддержке местных коммунистов), Кушве, требование снижения тарифов — в Красноуфимске и Верхотурье (совместно с Российской партией пенсионеров), требование предоставления социального жилья в Карпинске, протест против закрытия завода огнеупоров в Богдановиче.
Номер сотового телефона Огневой встречается и в открытых источниках. На некоторых сайтах указывается, что он принадлежит начальнику отдела маркетинга ЦПКиО Оксане Халуге — сотруднику муниципального предприятия, подотчетного администрации Екатеринбурга.
Как придать фальшивому митингу протестный лоск
Интересно, что опрошенные «URA.Ru» представители местной власти перечисленных городов не смогли вспомнить проводившиеся мероприятия. Они предположили, что митинги либо были отменены, либо на них присутствовало лишь несколько человек. Однако информация о митингах есть в СМИ. Каждое
протестное мероприятие в муниципалитетах становится поводом для съемки новостийного сюжета. Видеоролики в основной своей массе производят журналисты «41 канала», но у организаторов есть отношения и с продакшн-студиями. На youtube созданы каналы «Область в беде» и «Города news»,
на которых размещены сюжеты о митингах: качканарские врачи «Скорой помощи» устроили забастовку, у жителей Невьянска отобрали землю и т. п. Всего около двух десятков записей.
По манере монтажа и закадровому голосу в ряде роликов нам удалось узнать представителя продакшн-студии «Финансист». Ее руководитель Элеонора Расулова подтвердила, что в середине декабря студия проводила съемки на территории области, но заказчик не поставил «Финансист» в известность о политической подоплеке проекта. «В заказе говорилось о проведении информационных съемок на территории Свердловской области по нашим профильным темам: об итогах проведения капремонтов многоквартирных домов, о рынке медицинских услуг и работе промышленных предприятий в условиях кризиса. Но уже на четвертый день работы журналист, который занимался исполнением этого заказа, обратился ко мне, как к руководителю, с информацией о том, что съемки носят политический характер… Были некие протестные акции, участников которых просили давать заготовленные ответы на заранее сформулированные вопросы. То есть
весь характер съемок носил заказной, смоделированный характер… и никакого отношения к объективной журналистике этот продукт не имеет.
Заказчик просил сделать акценты на критике правительства и администрации губернатора Свердловской области. Респондентов в ходе интервью просили рассказывать, что в их проблемах виноваты именно региональные органы власти. Давать объективную оценку происходящего, представлять мнение и позицию второй стороны, как это положено делать в любых информационных материалах, нашему журналисту не позволялось. В результате получилось, что все сюжеты носили явно однобокий характер за счет передергивания фактов», — рассказала Расулова. В тот же день (13 декабря) «Финансист» прекратил работу с политтехнологами.
Элеонора Расулова говорит, что коммерческое предложение поступило «через нашу бывшую сотрудницу — девушку, работавшую у нас шесть лет назад, после ушедшую в декрет и долгое время не появлявшуюся на телевизионном рынке». Источники агентства утверждают, что речь о журналисте, которая работала с Александром Пироговым в избирательном штабе кандидата в мэры Нижнего Тагила Валентины Исаевой в 2008 году. Известен и текст методички, по которой работали журналисты: «Независимо от места и темы постановочного события представителям СМИ ставится задача получения комментариев от участников мероприятий по таким вопросам, как „Губернатор должен уйти в отставку“, „Губернатором должен стать Носов“, „Ройзман должен быть избран в Госдуму“».
Начальник информационно-аналитического департамента администрации Екатеринбурга Александр Пирогов не подтвердил информацию о кураторстве работы предвыборных штабов и реализации под его началом проекта по созданию «горячих точек» в муниципалитетах.
«Я действую в рамках должностных полномочий. В ходе работы мне в руки действительно попадается информация о таких проблемах на территории региона, как плохое состояние дорог, медицины, коммунального хозяйства. Мне обидно видеть, что люди, ответственные за их решение, переваливают эти проблемы на плечи других людей».
Как Тунгусов купил ветхий pr-проект, от которого отказался Силин
Если же составить все элементы проводимой кампании воедино, то они совпадают с коммерческим предложением, которое год назад независимый политтехнолог Александр Пирогов распространял по предвыборным штабам кандидатов. Одним из ключевых пунктов документа стал проект «Горячая точка», который описывается следующими словами: «Создание „точек напряженности“ и сценарных конфликтов по заданию Заказчика, которые последний успешно разрешает. Придумываем, запускаем и раскручиваем череду „проблемных“ событий (социальное недовольство, компрометирующие ситуации, конфликты интересов). Заказчик заявляет о способности эффективно помочь и урегулировать проблему, что и происходит после его „вмешательства“».
Представитель избирательного штаба Якова Силина, в котором в 2012 году Пирогов также работал, утверждает, что и прообластной кандидат получал схожее предложение. «Идея была в том, чтобы активно раскручивать небольшие проблемы, конфликты в мэрии Екатеринбурга, создать общую нервозность, ощущение негативной повестки, а в один момент — объединить весь негатив вокруг определенного лица: [потенциального кандидата в мэры Александра] Высокинского, [сити-менеджера Александра] Якоба или [заместителя сити-менеджера Владимира] Тунгусова», — так что в реализуемом плане нет ничего нового.
Стоимость реализации вторичного проекта может быть разной. Одни источники, общавшиеся с эмиссарами из областного центра, свидетельствуют о ее экономичном характере.
По их версии, расходы на организацию митингов и их информационное освещение не превышают 1,5 миллиона рублей в месяц. Стоимость изготовления одного телевизионного сюжета о каждом мероприятии колеблется в районе 60 тысяч рублей. Зарплата курирующего город менеджера составляет около 200 тысяч рублей в месяц. Существенная экономия достигается за счет практически бесплатного использования сетки агитаторов КПРФ.
Другие инсайдеры говорят о как минимум в десять раз больших сметах, говоря о большой стоимости услуг опытных политконсультантов — 150—200 тысяч рублей в месяц. Так, новый митинг в Махнево 1 февраля будет курировать приезжий специалист, директор Института политических технологий Василий Марченко. В открытых источниках ни его фамилия, ни точное наименование представляемой им организации не встречается.
Часть экспертов «URA.Ru» считают последние цифры более реальными и говорят о масштабном осваивании политконсультантами администрации Екатеринбурга выделенных бюджетов.
Руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин констатирует: «Пирогов смог защитить свою технологию перед заказчиком и получить под нее финансирование. Это длинный по времени проект, результат которого никто не гарантирует. Если заказчик готов выделять финансы, то у исполнителя (Александра Пирогова, — прим. авт.) будет фронт работы».
«Во-первых, не ясна истинная цель этого проекта и его выгодоприобретатели. Во-вторых, смущает акцент на негативе. Это не совсем обычно для политической кампании. Людям всегда надо объяснять, кто решит их проблемы — этот компонент в кампании отсутствует. Можно порадоваться за упомянутую команду, что освоение бюджетов идет полным ходом», — говорит директор Центра региональной политики Андрей Русаков.
Что будет дальше?
Есть и такие, кто считает проходящую кампанию угрозой национальной безопасности. Политтехнолог Георгий Бурмистров подчеркивает, что главным участником кампании является оппозиционная КПРФ: «Свердловские коммунисты своими действиями более угрожают имиджу не губернатора, а президента РФ. В тяжелейших экономических и внешнеполитических условиях раскачивать общую лодку очень опасно».
Директор областного департамента информационной политики Александр Рыжков в интервью «URA.Ru» отметил, что кампания имеет вторичный характер, в ней нет значимого содержания:
«Весь расчет — на раздувание скандала в медиа. Но свердловская школа журналистики подтверждает свой профессионализм и не считает возможным следовать этой искусственно создаваемой повестке.
Поэтому все планы политтехнологов (которые, похоже „рисуются“ на коленке) не приводят к каким-либо результатам».
О действиях аффилированной с администрацией Екатеринбурга структуры уже проинформированы руководители ГУ МВД по Свердловской области и УФСБ по Свердловской области, аппарат Полномочного представителя Президента России в УрФО.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!