«Сургутнефтегаз» вновь посягнул на святую землю
Югорские нефтяники положили глаз на уникальный природный парк «Нумто». Отстаивая свое право на добычу здесь нефти, «Сургутнефтегаз» ссылается на законы, исследования ученых и новейшие технологии. Экологи и представители малых народов говорят о рисках для природы и готовы призвать к восстанию. Кто летит на помощь местным экологам, чем грозит региону уничтожение уникального объекта и как ученые следят за нефтяниками из космоса — в материале «URA.Ru».
В конце февраля в Белоярском районе ХМАО пройдут общественные слушания по вопросу изменения зонирования природного парка «Нумто». Инициатором выступила компания «Сургутнефтегаз». Одной из крупнейших частных нефтяных компаний принадлежат лицензионные участки Ватлорского месторождения. По факту — почти 90% всей площади парка.
Природный парк «Нумто», названный так по имени священного озера Нумто, уникально своим ландшафтом и животным миром.
В парке также расположены священные места КМНС. Сейчас «Сургутнефтегаз» не может добывать нефть на всей территории парка.
Еще 20 лет назад здесь были выделены зона заповедного режима, где запрещена любая деятельность, рекреационная зона и зона заповедного режима — там разрешены работы с большими ограничениями, и зона хозяйственного использования, где сегодня ведется геологоразведка и добывается нефть.
«Здесь находится водораздел — реки текут в трех направлениях, на Ямал, на запад и на юг. Здесь уникальные альпийские кедровники, ягельники. В парке „Нумто“ проходит слияние анклавов лесных ненцев и ханты. Там расположено и священное озеро Нумто, которое почитается и используется представителями коренных малочисленных народов Севера в обрядах. В 30-х годах, когда там хотели ловить рыбу, произошло знаменитое Казымское восстание», — рассказывает начальник отдела особо охраняемых природных территорий окружного департамента природных ресурсов Татьяна Меркушина.
По словам чиновницы, основная уникальность ландшафта — это большое количество болот и многолетняя мерзлота. Более того,
парк Нумто — это самая южная тундра в России. Любое изменение экологии здесь повлечет за собой глобальные перемены в климате всего региона,
уверяет Татьяна Меркушина. Озеро Нумто находится в списке охраняемых Рамсарской конвенцией, как уникальный водный объект.
В «Сургутнефтегазе» позицию регионального департамента не разделяют. Нефтяники уверены, что смогут сохранить экосистему в первозданном виде.
«Мы шли на Нумто с 1999 года. В рамках зоны, которую нам определили, „Сургутнефтегаз“ ведет работы по разведке, поиску и добыче нефти. Раньше, если честно, работы велись по всей территории. Здесь было около 30 разведывательных скважин. Кроме того, у нас есть лицензионные участки, и мы обязаны их эксплуатировать», — заявила «URA.Ru» начальник управления экологической безопасности и природопользования компании «Сургутнефтегаз» Любовь Малышкина.
По словам Малышкиной, «Сургутнефтегаз» уже обкатал технологии, позволяющие работать в условиях непроходимых болот. В Сургутском районе компания добывает нефть в похожих условиях — не нарушая экосистемы. «Мы сотрудничаем с государственным гидрологическим институтом. Для нас это тоже чревато, нарушишь — и ландшафт изменится, и провалится буровая и площадку смоет. Разработали в институте специальные методики, проектанты наши учатся, определяют основные направления, где можно вести разведку», — комментирует Любовь Малышкина.
Нефтяники считают, что со времени прошлого зонирования ситуация изменилась, да и сами аборигены нарушают закон, проживая в окрестностях священного озера. «Коренные народы сами нарушают. Они ловят рыбу там, ведут хозяйственную деятельность. Зоны в парке „Нумто“ были выделены в силу тех знаний, которые были в конце прошлого века. Ученые исследовали, ситуация изменилась.
Жизнь диктует, что особо охраняемыми территориями нужно управлять. В конце концов, это не заповедник, а парк. Он не должен быть застывшим в неизменном виде. Наука дала знания, чтобы и нефть добыть, и сохранить экологию
», — уверяет сотрудница нефтяного гиганта.
В департаменте природных ресурсов скептически относятся к заверениям нефтяников. «Участки им были выделены с нарушением закона. Здесь под хозяйственную деятельность были выделены почти 60% территории. Теперь они хотят почти все забрать. Люди и так возмущаются. Мы видим из космоса, что за два года, как они начали активно осваивать месторождение в Нумто, уже идет таяние мерзлоты. Ландшафт нарушается. Ученых и экологов не слышат, а нефтяники используют свои депутатские полномочия, чтобы пробивать со своей стороны», — комментирует Татьяна Меркушина. По расчетам экологов, из-за действий нефтяной компании, аборигены могут лишиться возможности вести традиционный образ жизни, поскольку живут сейчас именно на той территории, на которую претендует «Сургутнефтегаз».
Напомним, это не первый случай, когда компанию Владимира Богданова обвиняют в посягательстве на священные и уникальные земли в Югре. Ранее аборигены заявили, что нефтяники пытаются построить буровые на озере Имлор в Сургутском районе. По приблизительным оценкам, под священным озером хранится до миллиона тонн углеводородов. Шаман Сергей Кечимов, который является последним хранителем святого места, был обвинен в угрозах убийством сотрудников нефтяной компании. Судебные разбирательства идут до сих пор, но ханты и правозащитники уверяют, что причиной преследования шамана стали именно залежи нефти под Имлором.
Решение по зонированию парка «Нумто» формально будет приниматься с учетом мнения местных жителей. Общественные слушания в Белоярском районе пройдут в конце февраля. Отметим, по данным агентства, на следующей неделе в ХМАО приедут и представители «Гринпис», которые готовы включиться в борьбу. Разумеется, не на стороне «Сургутнефтегаза».
«URA.Ru» продолжит следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!