Как Элла Памфилова зашла в кабинет Чурова
Сегодня новым главой Центральной избирательной комиссии выбран бывший уполномоченный по правам человека Элла Памфилова. За нее было отдано 14 из 15 голосов. Корреспондент URA.Ru побывал на первом и, возможно, историческом заседании нового состава ЦИК, проводил Эллу Памфилову до ее нового кабинета, узнал, почему там не будет портрета Путина и попытался понять, что изменится в избирательной системе России со сменой Чурова. Подробности — в репортаже «URA.Ru».
В том, что новым главой ЦИК станет Элла Памфилова, кажется, не сомневался никто.
Даже гардеробщица, принимая куртки, спрашивала: «А после назначения где Элла Александровна с журналистами будет общаться — внизу или наверху?»
Открывал первое заседание нового состава ЦИК старейший член комиссии, представитель «Единой России» Валерий Крюков. Он обозначил повестку, состоящую всего из нескольких пунктов — избрание председателя, заместителя и секретаря ЦИК. Пока Крюков описывал процедуру голосования, сотрудники пресс-службы уже инструктировали журналистов о том, где будет подход Эллы Памфиловой. «Российские выборы в миниатюре», — прокомментировал предсказуемость результата избрания один из телевизионщиков.
Но это было не так. Еще до начала заседания руководитель одного из региональных избиркомов поинтересовался у корреспондента «URA.Ru»: «Как вы думаете, кто будет новым главой?» И было ощущение, что этот человек не шутил.
Первым выдвинул свою кандидатуру на должность главы ЦИК Сергей Сироткин (назначен Госдумой, выдвиженец ЛДПР). «Руководить центральным избиркомом должны все оппозиционные партии», — подсказал он мотивы, по которым за него должны проголосовать другие члены ЦИК.
Кандидатуру Эллы Пафмиловой внес член ЦИК Борис Эбзеев: «У нас не так много политических деятелей, которые сохранили бы свою репутацию. Элла Александровна известна своей последовательной работой в сфере правозащиты», — напомнил он. Другой член ЦИК, Евгений Колюшин, назвал Памфилову созидателем и объединителем, который «хорошо знает тайны нашей политики».
После такой недолгой предвыборной агитации была сформирована счетная комиссия, напечатаны, проштампованы и розданы членам ЦИК бюллетени. По итогам тайного голосования за Памфилову проголосовало 14 человек, Сироткин получил один голос. После победы новая глава ЦИК получила от коллег букет ромашек, назвала себя «первой среди равных» заявив, что рассчитывает на «равноправное партнерство» с остальными членами ЦИК.
Уже с первых минут руководства Эллы Памфиловой в ЦИК начались перемены: она предложила сократить число заместителей председателя до одного человека.
С этим попытался поспорить Сергей Сироткин: по его мнению, такие перемены сократят возможность для других партий принимать участие в руководстве ЦИК. «Давайте просто уберем все привилегии, если речь идет об экономии ресурсов», — предложил он свой вариант. Но Борис Эбзеев назвал ситуацию, когда у главы ЦИК было два заместителя, «дурной традицией»: «Надо вообще забыть в этих стенах слова „наша партия — не наша партия“. Нужно думать только о законности. Хотелось бы, чтобы члены избиркома с правом голоса вообще приостанавливали свое членство в партиях».
В результате тайного голосования единственным заместителем Эллы Памфиловой стал Николай Булаев — за него проголосовало 12 членов ЦИК.
Сергей Сироткин, который вновь выдвигал свою кандидатуру и на эту должность, получил только два голоса. Один человек воздержался от голосования.
Секретарем ЦИК единогласно выбрали одного из самых опытных членов обновленной комиссии, Майю Гришину. Член ЦИК Валерий Гальченко обратил внимание на гендерное неравенство состава руководства ЦИК и попытался предложить на эту должность Бориса Эбзеева: «Я уважаю всех кандидатов. Но посмотрите: руководство захватывают женщины. Предлагаю выбрать секретарем Эбзеева», — то ли серьезно, то ли в шутку заявил Гальченко. Впрочем, сам член ЦИК Борис Эбзеев взял самоотвод.
После утверждения нового руководства ЦИК к трибуне по очереди выходили со своими комментариями и пожеланиями лидеры фракций в Госдуме и руководители некоторых непарламентских партий: «Яблока», «Коммунистов России», «Пенсионеров России».
Все, кроме «Единой России», критиковали эпоху Чурова и произвол территориальных избирательных комиссий: отказ от регистрации кандидатов, проблемы с наружной рекламой, фальсификацию в период подсчета голосов.
Звездой этого формата, как всегда, стал Владимир Жириновский. В начале своего выступления он посетовал, что голосование было таким единодушным: «Что это за конкуренция? Хотя бы для приличия пять человек могли бы проголосовать за Сироткина. Памфилова бы все равно выиграла, но были бы хотя бы элементы демократии», — высказал он свое недовольство. Он также предупредил новый состав ЦИК, чтобы те избегали «ошибок эпохи Чурова»: «Весь второй срок он представлял исключительно интересы администрации президента. Но мы, депутаты Госдумы, при желании можем снести всех», — пригрозил Жириновский. Лидер КПРФ Геннадий Зюганова был краток и сказал, что надеется на Эллу Памфилову и на ее умение организовать «честные состязательные выборы».
Чуть позже на вопрос журналистов, насколько для нее самой было предсказуемо ее избрание, она призналась: «Предопределенности никогда не бывает. Я волновалась. Но больше всего сейчас боюсь не оправдать надежд и принести разочарование».
На вопрос корреспондента «URA.Ru», как она сама оценивает деятельность Чурова на посту главы ЦИК, Памфилова заметила, что «некорректно начинать работу с оценки деятельности предыдущего руководства».
«Я только благодарна Владимиру Евгеньевичу за то, что он никогда не отказывался от взаимодействия, хотя в своей правозащитной работе я часто портила ему нервы. Я обязательно приглашу и Чурова, и предыдущих председателей ЦИК на совместную встречу, чтобы соблюсти преемственность и послушать их советы», — говорила Памфилова, и было видно, как она подбирает слова и старается быть дипломатичной.
Но уже на следующий вопрос о том, что изменится в ЦИК с ее приходом, новая глава избиркома эмоционально обещает: «Все кардинально изменится. Мы не будем просто исполнителями закона», — Памфилова как бы ставит публичную точку в эпохе Владимира Чурова.
Еще накануне заседания в СМИ обсуждались слухи о том, что Владимира Чурова не пригласили на заседание, хотя он планировал выступить с напутствием.
Но Элла Памфилова иначе объясняет эту ситуацию: «Нет, регламент и не предполагал его приглашения», — ответила она в комментарии «URA.Ru».
Элла Памфилова, опытный публичный политик, но в новом статусе, общаясь с журналистами, выглядела несколько неуверенной: постоянно поправляла прическу, отвечала на вопросы с паузами, и, видимо, еще не очень хорошо ориентировалась в коридорах ЦИК, чтобы уйти от назойливых медийщиков.
В конце концов она попросила помощника проводить ее в кабинет главы ЦИК: за ней последовал и корреспондент «URA.Ru». На двери еще не было никакой именной таблички — только номер кабинета. Сама Памфилова в новом статусе зашла в него в первый раз: «Раньше только как участник конференций была здесь», — говорит она.
«У меня никогда не было такого большого кабинета», — признается новая глава ЦИК и кажется, что такая территория ее пугает. Вспоминая историю с портретом Владимира Путина, который, по рассказам сотрудников ЦИК, Владимир Чуров унес, узнав, что его фамилии нет в президентской квоте, спрашиваю у Эллы Памфиловой: «А портрет Путина не хотите в кабинете повесить?» Она замечает, что ЦИК должен быть равноудален от политики: «В моем кабинете уполномоченного по правам человека тоже не было портрета Владимира Путина».
Политолог Николай Миронов считает, что «апгрейд» ЦИК «носит скорее фасадный характер»: «Задача — придать ему легитимности, а не изменить систему выборов. На карту на этих выборах для власти поставлено слишком много, чтобы всерьез рисковать».
При этом эксперт замечает, что первые заявления Памфиловой о том, что ЦИК не будет просто исполнителем законов звучат ободряюще: «Но хватит ли Памфиловой сил и принципиальности? Перебороть систему очень сложно, а она сама — ее часть. Выбор в качестве заместителя Николая Булаева это подчеркивает. Он как бы „гарантирует“ системность и лояльность нового ЦИК. Думаю, что изменения могут коснуться аппарата ЦИК: придут, скорее всего, новые люди. Кроме того, позитивно избрание Гришиной секретарем ЦИК. Она профессионал высокого уровня», — говорит политолог.
Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов сравнивает Эллу Памфилову с Бараком Обамой: «Когда ожидания завышены, а человек существует в определенных ограниченных реалиях, он не может оправдать ожидания. Это произошло, например, с Бараком Обамой, на которого возлагали нереальные надежды, а он их впоследствии оправдать не смог. Для Памфиловой сейчас самые большие риски в том, что слишком многого от нее ждут. А на самом деле от перемены фигур руководителей ЦИК система одномоментно измениться не может», — считает эксперт.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.