Как тюменскую «матрешку» изменил губернатор Собянин
Имя Сергея Собянина в Тюменской области давно стало своеобразной «национальной ценностью». Десять лет назад, когда на Урале заработало информационное агентство «URA.Ru», Сергей Собянин — экс-губернатор Тюменской области, уже несколько месяцев занимал должность в администрации президента. Но все эти десять лет он так или иначе присутствует в повестке тюменской «матрешки». В Тюмени издают журналы, посвященные деятельности московского мэра, к его имени апеллируют в спорах, горожане пристально следят за его карьерой и, наконец, сравнивают настоящее с «собянинским периодом» Тюмени. И этот текст попытка оценить итоги десятилетия — «без Собянина».
Культ Собянина объясняется просто: он изменил и саму область, и отношения с округами — ХМАО и ЯНАО.
Это признают все без исключения. «Это был прорыв, Тюмень радикальным образом изменила облик. На глазах менялось все. Сейчас Тюмень возглавляет разнообразные рейтинги по привлекательности, но этот процесс был запущен при Собянине», — уверен тюменский политолог Александр Безделов. Он добавляет:
при Собянине был заложен и основной вектор развития тюменской «матрешки», сформирован тот курс, по которому регион «идет» уже десять лет.
Отношения с округами
Если при губернаторе Рокецком роль Тюмени как равного партнера округов была виртуальной, то при Собянине роли поменялись: экс-губернаторы ЯНАО и ХМАО Неелов и Филипенко вынуждены были говорить с тюменским губернатором с позиции младших партнеров. «Они опасались поглощения Тюменью, хотя вряд ли Собянин стремился к управлению сложных территорий. Задача у него была другая — наполнить тюменский бюджет, — отмечает Безделов. — Тем не менее, в округах боялись за потерю «независимости», и тут Собянин повел себя как тонкий стратег, показал, что он умеет разыгрывать сложные партии, лоббировать нужные решения».
Депутат Тюменской областной думы Владимир Ульянов напоминает, что тогда появился 95-ФЗ, согласно которому было определено, что 21 полномочие может быть передано области, а область вправе передать автономиям.
Также было обозначено, что 29,5% налога на прибыль с предприятий, расположенных на территории округов, будет уходить в бюджет Тюменской области.
Кроме того, отношения округов и области должен был определить договор, в противном случае область должна была исполнять полномочия сама. Подготовка к подписанию документа шла почти год. В результате, по договору 2004 года полномочия были переданы, а финансовые средства стали распределяться через программу «Сотрудничество».
Округа откупились от «призрака объединения с Тюменью» соглашением, и к 2005 году эти территории окончательно закрепились как части Тюменской области.
«Губернаторы, независимо от своих личных взаимоотношений, вынуждены действовать в интересах региона. Конструкция построена таким образом, что интересы всех учитываются в любом варианте. А если губернатор начнет сознательно создавать конфликт, то его поправят», — говорит бизнесмен Олег Чемезов, успевший в свое время поработать и правительстве ХМАО, и в правительстве юга области.
Действующий губернатор Владимир Якушев, возглавив Тюменский регион, официально заявлял, что продолжит курс Сергея Собянина.
И он вполне держит баланс во взаимоотношениях с округами. «Благодаря умениям и опыту того же Якушева, поскольку он единственный, кто не поменялся за этот период, все проходит ровно и спокойно, без всяких конфликтов», — полагает Чемезов.
Впрочем, юридически Тюмень умудрилась сделать шаг вперед и закрепила главенство «своего» губернатора.
Областная Дума год назад приняла поправку, согласно которой тюменский губернатор может оказывать прямое влияние на социально-экономические процессы внутри автономных округов. Кто-то назвал это «поправкой будущего», но во всяком случае от прямого вмешательства тюменский губернатор воздерживается, и спорный пункт 9.1. ничего не изменил во взаимоотношении и округов, и трех губернаторов: Владимира Якушева, Дмитрия Кобылкина и Натальи Комаровой.
Экономический расцвет
Когда-то Сергей Собянин сделал ставку на сотрудничество с крупным бизнесом. Уватский проект «Роснефти», Антипинский НПЗ — сегодня это известные тюменские бренды, но разработка этих проектов началась еще при Собянине.
«Все это обеспечивает финансовую устойчивость юга области. На территорию области пошли инвесторы, когда увидели, что отношения с округами устойчивы, а финансовые возможности серьезные. Все это дали шаги, которые предпринял Сергей Семенович», — считает Владимир Ульянов.
В настоящее время Тюмени успешно работают такие компании, как Schlumberger, Haliburton, KCA Deutag, УГМК-сталь, Baker Hughes, «Кнауф Инсулейшн Тюмень», «Шаттдекор», DYNAenergetics, СИБУР и другие. Это в чистом виде успех команды Якушева, которая продолжила начатое. Инвестиционная политика помогла области удержаться на плаву в сложный период после кризиса 2008 года, когда Москва забрала НДПИ из тюменского бюджета. «Якушев, когда регион лишали НДПИ, включил идею: опора на собственные силы, — и смог закрыться и обеспечить бюджет. Задел уже был», — напоминает Безделов.
Политическая жизнь
Что касается политической повестки региона, то в Тюмени это поле зачистили при Собянине. Такое понятие, как тюменская оппозиция — условно: официальные представители парламентских партий не скрывают, что консультируются по малейшим вопросам в правительстве области. В органах исполнительной власти полное единодушие: властная вертикаль выстроена очень жестко, и за лишнее слово или комментарий прессе чиновник может попасть в немилость.
Кстати, независимая пресса в Тюмени также исчезла еще при Собянине. «В политическом бомонде региона, вспоминая отношения Собянина, оппозиции и независимой прессы, характеризуют то время словом: «Зачистка».
В этом плане на протяжении десятилетия тюменская политика — дело чиновничьей элиты. Кого в Тюмени считать элитой — это отдельный вопрос.
«Людей по-форбсовски богатых в Тюмени нет. Никакого крупного бизнеса здесь нет, нефтянников и газовиков тоже нет. Здесь все средненько, а раз так, то самый крупный предприниматель в Тюмени — это бюджет, и место в элите возникает лишь постольку, поскольку человек имеет отношения с бюджетом или может принимать участие в государственно-регулирующем решении. Вот и возникает политическо-экономическая элита», — уточняет председатель совета директоров информационно-аналитического центра «Сотрудничество» Лев Березин.
Для немногочисленной элиты характерны тесная сплоченность и преемственность в кадровых вопросах.
Впрочем, этому есть и другое объяснение: на ключевых постах в регионе до сих пор работают те же самые люди, которые в свое время составляли костяк команды губернатора Собянина. Владимир Якушев тоже был активным и серьезным членом этой команды. В этом случае можно говорить о преемственности: в Тюмени не сворачивают с выбранного 15 лет назад курса.
«Можно с уверенностью сказать, что Якушев не транслирует старые идеи, а продолжает двигаться намеченным путем. Изменения курса не произошло не потому, что это собянинский курс, а потому что это прагматичный курс», — резюмирует Безделов.
Как дальше будет развиваться тюменская история — покажет время.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.