Уральские чиновники потратили на свою охрану полмиллиарда
«URA.Ru» продолжает информировать о ранее скрытых от общественности фактах, ставших доступными благодаря вниманию силовиков к действиям власти. Сейчас мы нашли миллионеров, заработавших деньги охраной чиновников. Госучреждения сразу трех регионов УрФО щедро оплачивали услуги избранных ЧОПов. Владельцы прибыльного бизнеса с рекордной скоростью становились «королями госзаков», а что их могло связывать с арестованным свердловским министром и его командой — в расследовании агентства.
По статистике профсоюза негосударственных охранных организаций, в Свердловской области зарегистрированы 840 ЧОПов. Анализ документов и опрос экспертов дал возможность структурировать охранный бизнес. Согласно выводам, его предприятия делятся на три устойчивых группы. В одной из них (первой, самой многочисленной) — небольшие охранные структуры, часто занимающиеся охраной «материнских» организаций типа Качканарского ГОКа. Часть работает на вольных хлебах и нередко выполняет специфические задачи в интересах третьих лиц.
Во второй группе — менее многочисленной — достаточно крупные охранные организации, работающие на открытом рынке. Часть ЧОПов, говорит руководитель свердловского профсоюза охранных структур Вадим Елфимов, на слуху. Это группа местных — «Сатурн», «Криминалист», «Сова», «Уральское агентство охраны», «Эгрегор» и «Эгрегор 2», «Аллигатор Урал», «Агентство профессиональной охраны» и питерская группа «Дельта», удачно зашедшая на уральский рынок. Наиболее крупные игроки в коммерческом секторе, как правило, входят в координационный совет при региональном полицейском главке. То есть находятся буквально на виду.
Охранников с нашивками упомянутых ЧОПов можно увидеть в крупных торговых и бизнес-центрах Екатеринбурга. Судя по доступной бухгалтерской отчетности из базы «Контур Фокус», годовая выручка бизнес-клиентов — «китов» может составлять сумму, колеблющуюся в пределах 10-60 млн рублей. И, как правило, лишь небольшая часть этих денег получена из бюджетов за свои услуги: игроки в этом сегменте охранного рынка не стремятся забраться в бюджетную сферу из-за необходимости снижать цену услуги. «Зачем связываться с госконтрактом, если можно заработать в другом месте?» — задается риторическим вопросом собеседник — владелец уральского ЧОПа. По его словам,
желание работать в этой сфере есть, но без покровительства со стороны чиновников издержек от этого больше, чем прибыли.
Впрочем те, кто имеет возможность, стремятся добраться до наиболее денежных и платежеспособных клиентов — «Сбербанка», вузов вроде УрФУ, Уральского государственного горного университета, РЖД и прочих. Чаще всего они оказываются единичными, «якорными» заказчиками для крупных уральских ЧОПов. Показательно, что количество государственных контрактов у каждого из них в редком случае превышает три десятка за все время существования.
Чемпионом может считаться ООО ЧОП «СООПР «Рысь», заключившее за последние 6 лет 100 контрактов на сумму 234,8 млн рублей. По мнению опрошенных, эту компанию можно считать единственной публичной, работающей как с бизнес-клиентами, так и с госсектором.
Однако настоящим королем государственного заказа может считаться свердловский предприниматель, учредитель нескольких ЧОПов Джалиль Гизятуллин.
Он же формирует третью, самую малочисленную группу ЧОПов, обслуживающих только госзаказ.
По данным базы «СКБ-Контур», господином Гизятуллиным, действовавшим совместно с разными компаньонами (фигурировали в качестве директоров ООО и соучредителей), было образовано несколько коммерческих и охранных предприятий. Тремя ключевыми были созданное в 2003 году ЧОП «ОСБ», а также ЧОП «СКБ-Югра» (2010 год) и ЧОП «Агентство Бизнес-Безопасность» (2011 год, директор Евгений Баталов). Активом Джалиля Гизятуллина был и ликвидированный в 2015 году ЧОП «Самат», директором которого был его самый давний партнер Игорь Автаев.
Все вышеупомянутые предприятия учреждены по одному адресу: Екатеринбург, улица Азина, 46, в полуподвальном помещении без опознавательных знаков. Туда не пускают не только праздных посетителей, но и не дают комментариев СМИ. «Гизятуллина я вообще не знаю, а господина Автаева с Баталовым сейчас нет в офисе. Оставьте визитку, с вами свяжутся, если посчитают нужным», — заявил вышедший на улицу мужчина.
Между тем, начиная с 2013 года, только действующие охранные предприятия Гизятуллина (он, к слову, сейчас никак не связан с охранным бизнесом), меняя друг друга, выиграли более 140 госконтрактов на охрану государственных и региональных учреждений вроде Управления пенсионного фонда РФ в Свердловской области (11 млн рублей), Тюменского городского имущественного казначейства (2,9 млн рублей), ГУП «Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости в Свердловской области», ГУП «Лечебно-оздоровительный комплекс правительства Свердловской области» и даже Уральского следственного управления на транспорте. И это лишь малая часть охраняемых государственных и муниципальных объектов.
После массовых сокращений во вневедомственной охране МВД структурам Гизятуллина достались структурные подразделения УФМС, такие как режимные общежития для выдворяемых из России мигрантов на улице Горнистов в поселке Кольцово.
Если подсчитать, то за все время существования ЧОП «СКБ-Югра» получил из бюджетов субъектов УрФО (Свердловской и Тюменской областей, а также ХМАО) 50 млн рублей за 20 госконтрактов, ЧОП «ОСБ» — 138 млн за 27 госконтрактов. Однако больше всего с 2013 года заработали владельцы-охранники «Агентства Бизнес-Безопасность» — 142 млн рублей. Эти деньги были получены за 94 выигранных аукциона.
Ликвидированный ЧОП «Самат» «заработал» около 100 млн рублей. По мнению экспертов, на рынке госзаказа связке Гизятуллин — Автаев нет равных по портфелю госзаказа.
В подтверждение этих слов можно привести статистику по отрасли. В частности, коммерческий ЧОП «Газпром Охрана» из первой двадцатки всероссийского рейтинга за все время своего существования выиграл 28 госконтрактов на сумму 991 млн рублей.
Источники «URA.Ru», близкие к лицензионно-разрешительной системе МВД, которая регулирует деятельность ЧОПов, отмечают, что для таких объемов работ был необходим достаточный объем человеческих ресурсов. «Где-то хватало сторожа или вахтера, но «на севера» людей в основном набирали массово — из вахтовиков буквально с окрестных деревень. Возможно, это делалось традиционным способом, когда людей нанимали, потом под разными предлогами штрафовали и увольняли», — говорит информированный собеседник.
По имеющимся правилам перед постановкой на пост в каждого охранника нужно вложить до 12 тысяч рублей. В такую сумму обходится обучение и оформление необходимых документов, за исправностью которых госзаказчик, как правило, следит строго. Или закрывает глаза.
Есть версия, что история успеха Джалиля Гизятуллина тесно связана с карьерой Алексея Пьянкова, но пик пришелся на тот момент, когда чиновник возглавил МУГИСО в 2012 году. «К этому моменту Гизятуллин не только получил контракты на охрану государственных учреждений в ХМАО и Тюменской области, но и вошел в менеджмент тюменской птицефабрики «Боровская». Позже по указанию Пьянкова Гизятуллин зашел со своей охраной на птицефабрику «Среднеуральская», выгнав работавший на ней ЧОП», — говорит собеседник. Действительно, ЧОП «СКБ-Югра» летом 2014 года за охрану птицефабрик «Боровская» и «Среднеуральская» через госконтракты получил 18 миллионов и 8 миллионов рублей соответственно. Последний «птичник» до сих пор находится в руках государства и контролируется руководством МУГИСО.
Сейчас известно, что накопленный объем исполненных госзаказов позволяет господину Гизятуллину не только иметь дом в екатеринбургском коттеджном поселке «Палникс» и виллу в Испании. Хороший бэкграунд позволил получать контракты за пределами УрФО. Например, в Сочи, где в конце 2015 года созданный им ЧОП взял под охрану крупное концертное объединение.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.