Главный итог праймериз на Урале: почему «друг Неверова» проиграл «Путинград»
В Нижнем Тагиле произошла история, на 100% оправдывающая праймериз «Единой России». Депутат Александр Петров, в 2011 году поставленный вторым в списке в Госдуму, при открытой конкуренции занял последнее место. Результат шокировал многих: вскрылось, что политик не имел федеральных связей и денег на кампанию, лишь создавал респектабельный образ. Если бы не праймериз, мы бы не узнали правду о депутате Петрове. Зачем по Нижнему Тагилу заявлялся Багаряков, почему Петров собирается в Заксобрание и куда приводит чрезмерная уверенность в особом статусе депутата — в тексте «URA.Ru».
В Нижнем Тагиле случилась главная история, доказывающая необходимость праймериз «Единой России». Уже официально: депутат Госдумы Александр Петров уступил городскому начальнику полиции Ибрагиму Абдулкадырову (45,86%) и бывшему свердловскому чиновнику Алексею Багарякову (31,07%), завоевав третье место (30,06%).
Пять лет назад, перед выборами в Госдуму 2011 года, карьера Петрова, основателя завода «Медсинтез», была на подъеме. Федеральное ТВ показывало: перед выборами тогда еще премьер Владимир Путин встретился с энтузиастом, президент Дмитрий Медведев расписался на упаковке таблеток, единороссы ввели его в генсовет партии. Человека, ставшего открытием года в Свердловской области, взяли на проходное место в список ГД, второе после губернатора Александра Мишарина.
Что произошло? Источник «URA.Ru» напоминает, что в 2011 году существовали другие правила игры, модели открытых праймериз не существовало. Съезд «Единой России» принимал решение о списке кандидатов в Госдуму, в который можно было попасть с помощью аппаратных договоренностей. Тогда за Петрова просил экс-губернатор Эдуард Россель, а у Мишарина не было свежих лиц, запрос на которых делала федеральная власть.
К 2016 году формула победы изменилась. Праймериз по открытой модели были объявлены обязательным экзаменом для депутатов Госдумы. Определить кандидатов «ЕР» в новый созыв парламента мог любой россиянин, который имеет право голоса на обычных выборах. Депутаты отправлялись проверить силы на свои территории, где, как предполагалось организаторами праймериз, они работали пять лет.
Александр Петров эту проверку не прошел. Показательны его результаты по общеобластным спискам в Госдуму. Петров, бывший №2, занял последнее, десятое место. Он уступил председателю Федерации профсоюзов Андрею Ветлужских, областному депутату Андрею Альшевских, секретарю «ЕР» Виктору Шептию и другим.
«Александр Петров без усилий прошел в Госдуму в 2011 году и не знал, что такое настоящая избирательная кампания, — сообщает один из уральских политтехнологов. — Не раскручивая свою персону во время депутатского срока, он решил сделать ставку не на региональный список, а на один округ. Петров выбрал Нижнетагильский, поскольку в него входил Новоуральск, родина Уральского фармкластера. Но в результате новой «нарезки» стартовый избирательный капитал Петрова был «отрезан» от Нижнего Тагила».
Очевидно, что Александр Петров не был предупрежден об этом сюрпризе ни федеральными, ни региональными властями, готовившими «перенарезку» совместно.
«Оказалось, что Петров, все пять лет работавший над имиджем депутата с большими связями, просто «надувался», — отмечает наблюдатель. — Никаких связей не было.
Петров уверял федеральных кураторов о поддержке всего региона, а областным властям рассказывал о «друге Неверове» и серьезной «крыше» в Москве».
Источник «URA.Ru», близкий к Александру Петрову, передает свое видение проигрыша депутата: «После победы Евгения Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга 2013 года секретарь «Единой России» Виктор Шептий публично критиковался на съезде партии. Александра Петровича просили сменить Шептия — тот отказался. Все заслуги Петрова перед партией были аннулированы, в результате чего он не получил федеральную поддержку в Нижнем Тагиле». Но тут же другой собеседник агентства уверяет, что история о предложении занять пост секретаря «ЕР» была уткой, запущенной самим депутатом для демонстрации его связей.
Благодаря ореолу уральского депутата с федеральной поддержкой перед Александром Петровым открывались любые двери. Несмотря на то, что он был чужаком в Нижнетагильском округе, мэр Сергей Носов, руководство «Уралвагонзавода» и НТМК, являющиеся центрами влияния в городе, сначала приветливо принимали кандидата.
Живущий установками 2011 года, Александр Петров считал, что административного ресурса для выигрыша на праймериз достаточно. Он ошибался. «Партия была заинтересована, чтобы все участники праймериз были в равных условиях, поэтому поддержку от ее руководства никто не получал, — объясняет политолог Дмитрий Гусев, тоже прошедший внутрипартийное голосование. —
Как можно было победить на праймериз? Привести на выборы своих сторонников, предварительно сагитировав их, или договариваться с силами, у которых этот ресурс есть. Если кандидат проиграл, нужно ответить на вопрос: проводил ли он эту работу?»
«Петров встречался с коллективами по линии минздрава, выписывал грамоты главврачам. Ближе к праймериз на улицах города появились билборды с его изображением, — перечисляет источник в Нижнем Тагиле. — Любой технолог скажет, что этого мало даже для раскрученного кандидата». Но у Петрова технолога не было, приходят к выводу уральские политконсультанты, которых обзвонило «URA.Ru». Один из них признается: «Александр Петрович встречался, проявлял заинтересованность, обещал работу, а потом исчезал. Та же история у коллег. Судя по всему, кампанию Петрова администрировали его помощники».
Источник в Нижнем Тагиле описывает агитационную работу депутата Госдумы так: «Ходил по коллективам, думая, что победа у него в кармане. Вот и привел в округ конкурентов. Алексей Багаряков появился в кампании не просто так: Александр Петров не «застолбил поляну», не создавал «сетку», не вкладывал в кампанию средств, не строил отношения со своенравной местной элитой. Также высокие шансы прохождения в Госдуму привлекли Ибрагима Абдулкадырова. Возражать желанию полицейского никто из тагильчан не стал».
«Потому что город в состоянии найти своего кандидата, — говорит депутат гордумы Нижнего Тагила Андрей Муринович («Справедливая Россия»). — Было однозначно заявлено: «Голосуем за тагильчан». Билборды с таким лозунгом появились в городе. На них — Абдулкадыров и кандидаты в Заксобрание, [управляющий директор НТМК Алексей] Кушнарев и [исполнительный директор УВЗ] Рощупкин. Для горожан все ясно».
Итог был предсказуем. Сегодня Александр Петров пытается объяснить свое поражение массовыми нарушениями на праймериз, жалуясь в федеральный оргкомитет. Но это лишь демонстрация слабости кандидата. 22 мая участки были обклеены агитацией «Депутат Петров поддерживает Абдулкадырова». Вину за нарушения взял на себя депутат тагильской гордумы от КПРФ, полный тезка Александра Петрова. «Это анекдот, — говорит наблюдатель. — Непонятно, какой Александр Петров заказал листовки.
Александр Петрович со своей фамилией не был готов к тому, что на выборах против него выставят «двойников»? Тогда какой он кандидат?»
Жалоба, отправленная секретарю генсовета Сергею Неверову, не возымела результата. «Результаты озвучены и отмене не подлежат», — заявили «URA.Ru» в свердловском отделении «ЕР».
Александр Петров не отвечает на звонки журналистов с 22 мая, дня праймериз. Несколько дней назад ходили слухи о том, что третий номер в списке «ЕР», актриса Юлия Михалкова, может уступить депутату свое проходное место в Госдуму. Но участница «Уральских пельменей» отказывается от подобных предложений. Уральский политолог Андрей Русаков сообщает, что у Александра Петрова еще есть шанс попасть в первую тройку «Единой России» в Заксобрание: «Праймериз в нее будут закрытыми, решение будет приниматься региональным политсоветом. Поэтому у Александра Петровича есть возможность исправить ошибки своей кампании, добившись договоренностей с областными властями и эффективно работая на выборах».
«Появление Александра Петрова в списках будет плевком в свердловчан. Он с треском проиграл праймериз, депутату отказали в доверии как в Нижнем Тагиле, так и во всем регионе.
В каждом созыве есть свой Виктор Дедов, — источник «URA.Ru» в свердловском избирательном штабе вспоминает краснотурьинского металлурга, сходившего в Госдуму на один созыв, никак не проявив себя. — Валерий Якушев, пенсионер, случайно попавший в Госдуму, сам называл себя «никтошкой». Хоть Якушев и тагильчанин, он даже не попытался переизбраться. А Александр Петров не работал ни в Тагиле, ни в регионе, «звездил» и вводил элиту в заблуждение. Но праймериз показали, кто настоящий «никтошка».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!